Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
СНГ - лекции Фролова.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.03.2025
Размер:
249.86 Кб
Скачать

Лекция от 6.11. Туркменистан.

Исторически относится к Средней или Центральной Азии. Граничит с Казахстаном, Узбекистаном, Афганистаном и Ираном. Имеет выход к Каспийскому морю, где находятся основные источники газовых ресурсов, которые составляют основное природное богатство этой страны. Сейчас с точки зрения регионального деления Туркменистан поделен на 5 районов («вилайеты»), которые в основном совпадают с 4-мя историческими областями. Значительная часть территория страны – пустыня, поэтому племенные союзы формировались в рамках оазисов. Самый крупный и авторитетный – «Теке», которому принадлежит и 1-й, и 2-ой президент Туркменистана. Именно на тер-рии этого оазиса были выведены ахалтыкинские скакуны (2 млн $ цена), символ страны. Ахалтыкинцы или текинцы составляют политическую элиту Туркменистана. Другое племя – йомуды – воины в основном. И в Советское время, и в период независимости личная охрана президента формировалась из представителей этого клана. На территории этого клана находится большая часть месторождений газа.

Туркменистан поздно вошел в состав Российской империи – где-то 80е годы XIX века, когда большая часть тер-рии Туркменистана была покорена Скобелевым. В Средние века и в XIX веке у туркменов была очень воинственная репутация – все без исключения среднеазиатские правители (Хива, Бухара и т.п.) использовали туркменскую конницу. А у европейцев и русских туркмены имели репутацию разбойников.

В цивилизационном отношении советский период не сильно повлиял на жизнь туркменов, жизнь оставалась статичной. Урбанизация коснулась только 2х городов – Ашхабад, столица, часть партийного аппарата туда отправлена, и Красноводск, одна из стратегических торговых точек на Каспии. Город Мары – это культурная столица СНГ, там находится аэродром, который играл важную транзитную роль на завершающем этапе 2МВ, когда речь стояла о контроле южного Азербайджана (северный Иран тогда), который в 1945-46 находился под контролем советских войск.

80% продолжали жить в сельской местности. Уровень русификации был не очень высоким. Ашхабад – да. Был полностью разрушен в 1948, сотни тысяч погибших. Сравнимо только с землетрясением в Армении в 1988. Об этой республике писали меньше всего. 2 объекта были объектом интереса – дыни (были очень вкусные), и ахалтыкинские скаковые лошади (это один из фирменных знаков Советского союза на международных выставках, мы их обязательно привозили в Европу). Вот и всё. Жизнь текла размеренно и тихо, и тут распад Советского союза. Меньше всего, наверное, туркмены ждали этого, потому что не знали, что делать с этой независимости.

И тут появляется Сапурмурат Ниязов, первый президент, за несколько лет выстроил очень жесткую диктатуру. 1. В 1992 объявил, что отныне Туркменистан является нейтральным государством. Т.е. не вступает ни в какие альянсы, международные союзы и в СНГ выступает в статусе наблюдателя. В общем, свобода рук в отношении с Китаем, Россией, Западом. 2. Полная информационная тотальная блокада населения. До 2008 года в Туркменистане не было ни одного интернет-кафе, а интернетом пользовался 1% населения. 3. Под его контроль попали огромные, еще не разработанные месторождения природного газа. Это козырная карта Туркменбаши. Природное месторождение Юалатань, по сведениям туркменов, самое крупное в мире. Ниязов дал народу бесплатный газ, бесплатный свет, запустил павлинов на центральную улицу Ашхабада, ввел твердый курс доллара, выстроил экономику, полностью вписанную в государственное управление, пожалуй, что кроме рынков и базаров. И туркмены живут. Мигрантов очень мало. Статичная организационная структура позволяла осуществлять контроль над обществом.

Начиная с 2004 Сапурмурат Ниязов начал чудить, так и запишем. Во-первых, ставит в центральной площади города свою золотую статую, которая с помощью специального устройства обращает свою голову к солнцу. Во-вторых, ввел праздники, связанные с именем своего себя и своей матери. Это походило на какого-нибудь римского императора эпохи 3-4 века нашей эры, они все там чудили. Биография очень запутанная, отец вроде на фронте погиб. Почти сразу Ниязову присвоили 2 титула – Туркменбаши (отец всех туркмен) и Сердар (вождь). В конце 1994 задумал написать книгу, которая должна была стать новой Библией туркменского народа – «Рухнамат». Что-то надиктовал он, что-то нашли в архивах. И эта книга стала обязательной для изучения всех туркмен. В университете целый курс уходил на изучение этой книги, хотя еще со школы её изучали. Книга очень эклектичная, свод советов, как должны вести себя парни и девушки; краткая история туркменов от великих деятелей тюркского мира до н.э., критика советского порабощения. Утверждалось, что туркмены изобрели колесо и Ной был туркменом. А это во время «советской оккупации» пытались замолчать, но благодаря Ниязову простые туркмены об этом узнают!

После выхода книги он перешел к завершающей части своего эксперимента над туркменами – запретил рок-музыку, длинные волосы у парней, оперу и золотые зубы у девушек. Нынешний президент тоже запрещал золотые зубы, а по первому образованию был дантистом. Рок-музыка попала под раздачу в связи с тем, что насаждалась национальная музыка, а еще в советское время были рок-группы, который играли такой легкий джаз/блюз, а после этого вынуждены уехать, в Москву, например.

Очень важным элементом политики Туркменбаши была кадровая ротация чиновников. Средний чиновник работал 3 года, после чего его либо отправляли в отставку, либо сажали. Причем процесс отстранения чиновника показывали по телевизору по главному каналу, в виде телемоста. Целый театральный спектакль. Отправляли на солончаки, где 50 градусов в тени, на 20 лет на принудительные работы. За время, когда работали чиновники, они успевали понаворовать, и передать семье. И нужно сказать, что семьи не трогал. Кстати, сегодня сняли Сердюкова.

Источники риски. 1. Наркотрафик – постоянно шли партии наркотиков из Афганистана, особенно тяжелые наркотики вроде героина, очень дешевые были в 90-е годы. 2. Недовольство туркменской элитой. В 2002 на него было совершено покушение, в нем был обвинен бывший премьер-министр Шахмурадов. Загадочное, но обвинили, что это «рука Москвы». Шахмурадова посадили на 20 лет, сестра работает в Ленинке. В конце 2006 умирает Ниязов, и обстоятельства смерти до сих пор не известны. Крайне загадочная обстановка, и обстоятельства прихода к власти Бердымухамедова. Причем он не был при жизни назначен преемником, и министр обороны, и начальник личной охраны назначили его. Раскопали фото с молодости Ниязова и Бердымухамедова, сказали, что это вроде незаконнорожденный сын. А настоящий сын Мурад Ниязов живет в Питере, 6 раз женился, 5 раз на стюардессах. Денег у него много, и с самого начала делал всё, чтобы его не назначили наследником.

Система власти при Туркменбаши была уникальной – создал Меджлис, 4 000 человек в этом органе. Собирался до обсуждения важнейших событий и задач страны. Был отстроен зал на 5 000 человек для съездов. В 2003 году он вышел и сказал, что уходит в отставку и поставит наследника, все закричали, «нет Сердар, не уходи», он поломался и остался. Это уникальная вещь в XXI веке.

Туркмены – мусульмане, для них ислам это скорее светская модель, как в Турции до-Эрдагановского времени. Сейчас говорят, что что-то есть, но может это связано с американцами и выводом их войск из Афганистана.

Итак, с 2006 года у власти находится Гурбангулы Бердымухамедов. Это 2-ой президент страны. У него нет братьев, 6 сестер и 14 племянников. Большая президентская семья – одна из причин головной боли нынешнего президента. Сейчас, кстати, в Туркменистане около 36 праздников, отдыхают больше всего, один из них – день дыни. Многие из них языческого толка, вроде дня колосков.

Что изменилось? Режим стал более открытым, но эта открытость выражается в минимальных дозах – открыто 1 интернет-кафе, и начало функционировать несколько официозных сайтов, вроде «Туркменистан-золотой век». 2. Отменены некоторые причудливые указы Туркменбаши – сокращено изучение этой книги «Рухнамат», подвинули золотую статую. Но сейчас имеются тенденции внедрения нового культа личности Бердымухамедова. Причем идет процесс имитации политических стандартов – впервые появилась 2-ая политическая партия «Бизнесменов и предпринимателей». Имитационная демократия. Ожидается, что на следующих выборах Парламент страны будет двухпартийным. 3. Оппозиция окончательно выдавлена на Запад или в Россию. Старая оппозиция в основном в Москве, новая – на Западе. «Гундагар» - сайт оппозиции, блокируется в том единственном интернет-кафе. 4. Главным торговым партнером Туркменистана окончательно стал Китай. Крупнейшие китайские нефтегазовые компании скупили почти все месторождения газа. Отношения с Китаем – особая часть политики Туркменистана, её курирует сам президент. А остальные игроки бизнеса не защищены, например филиал МТС отобрали, передали активы китайской компании.

В общем, Бердымухамедов воспринимается многими как более демократический лидер, но это иллюзия. С точки зрения политический элиты Туркменистан не меняется. А менять нельзя, потому что может обернуться крахом. Демократические выборы невозможны при нынешней модели государственной власти. А устойчивые доходы от нефтегазового комплекса позволяет поддерживать уровень населения на достаточно стабильном уровне. Это не Узбекистан и Киргизия. Там нет мигрантов, не могут приехать в Москву, наслушаться чего-то на митингах, и приехать обратно в село с какими-то опасными идеями. Общество информационно закрытое.

Отношения с Россией изначально складывались противоречиво. Газпром – один из главных игроков на туркменском газовом рынке. Мы закупаем туркменский газ, 25-30% «навар», далее продаем в Европу. С русскими плохо, прижимают, школы не дают развивать. В Москве обеспокоены, пойдет ли Бердымухамедов на сотрудничество с американцами по Афгану. Вероятно, не пойдет. Потому что Талибан ни разу недружественные действия не сделал. А если дадут аэродром подскока, то могут обидеться. Другая проблема – Центральноафганский трубопровод: транспортировка туркменского газа через территорию Афганистана и Пакистана.

Туркменистан для России – это страна, с которой нам, а точнее Газпрому, очень хочется дружить. Но есть некоторые факторы, которые обуславливают нейтральные отношения. Не хорошие, и не плохие.

Несколько формальных моментов.

Президент сейчас избирается на 5 лет. Высший законодательный орган – Меджлис (125 депутатов сейчас, нормальный парламент). А Народный совет – это огромное кол-во депутатов, формально стоит выше, чем Меджлис, собирается 1 раз в год. Сейчас по Конституции ликвидируется и полномочия передадутся Парламенту. Новый закон о политических партиях разрешил создание новых партий.

Большинство населения – сельское. 3 крупных города. В Германии и в России – крупные диаспоры. Большинство населения исповедует ислам. Есть местные православные епархии русских, которые остались там.

Ближе всего дружит Туркменистан с Узбекистаном (Каримов), и с Казахстаном (Назарбаевым). А так в целом со всеми отношения ровные, да и Туркменистан старался не вмешиваться в споры между среднеазиатскими странами. У Ирана позиция по Каспию такая – мы не можем подписывать, потому что нет нормальной подписанной конвенции по месторождениям.