Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Rimskoe_ekzamen.doc
Скачиваний:
7
Добавлен:
01.03.2025
Размер:
607.74 Кб
Скачать

Эта была, во-первых, culpa lata, грубая вина, грубая небрежность, когда не проявляется та мера заботливости, которую можно требовать от всякого.

Другую степень вины представляла собой culpa veils, легкая вина, имену­емая просто culpa. Она имеет место тогда, когда не проявлена мера заботли­вости, присущая доброму хозяину, заботливому главе семьи. В чем же состоит ответственность по custodia и чем она отличается от от­ветственности по diligentia? Есть основание считать, что custodia возлагала ответственность на должника за кражу доверенных ему вещей, совершенную третьим лицом, независимо от вины должника, а также за вред, причинен­ный вещам третьими лицами. Особенно это имело место в тех случаях, когда должник по договору принял на себя обязанность охраны вещи — custodia.

В некоторых случаях обязанность custodia возлагается на должника неза­висимо от особой о том договоренности между сторонами. Это относится к упомянутым случаям принятия вещи для починки или для безвозмездного пользования (коммодат).

Custodia, к которой обязан коммодатарий, превратилась у византийских кодификаторов в exactissima diligentia custodiendae rei — особо тщательный вид заботливости по охране вещи.

Понятие custodia выводит нас за пределы вины и ставит вопрос о возмож­ности ответственности должника, независимо от его вины, т.е. об ответствен­ности за casus — случай. Гибель вещи вследствие непреодолимой силы освобождает должника от ответственности за исключением тех случаев, когда действию непреодоли­мой силы предшествовала вина должника. Это положение было уже раз­работано у юристов старореспубликанской школы

Вопрос 58. Понятие просрочки должника и кредитора, её последствия. Убытки и их виды.

Сторона, не исполнившая обяза­тельства в надлежащий срок по своей вине, считается просрочившей. Чаще всего приходится иметь дело с просрочкой должника (mora debitoris, тога solvendi). Для наличия просрочки должника нужно с объективной стороны, чтобы тре­бование созрело для предъявления. Другими словами, нет просрочки должника, если кредитор не вправе предъявить исковое требование. Возможность предъявления иска не наступает, когда речь идет о натуральном обязательстве, т. е. обязательстве, не защищенном исковой санкцией, когда, например, несовершеннолетний обязался передать раба (D. 45. 1.127). Наконец, иск может быть парализован перемпторной эксцепцией, т. е. правопоражающим возражением (п. 67), чаще всего, соглашением о непредъявлении требования (pactum de non petendo). В этих случаях про­срочка не наступает. Кроме этого требуется, чтобы должнику сделано бы­ло напоминание. Напоминать об уплате носит техническое название interpel-lare (иногда appellare). В ряде случаев просрочка должника и связанные с нею правовые последствия (о которых речь идет ниже) наступают независимо от напоминания. Это имеет место в от­ношении некоторых деликтов, преимущественно кражи. Просрочивший должник несет риск случайной гибели вещи, т.е. гибели, происшедшей без его вины. Влияние просрочки должника на оценку убытков. Особенность рим­ского права состояла в том, что в случае просрочки в исполнении договора должник обязан был, в отступление от общего правила, уплатить высшую це­ну, какую имел предмет договора между моментом заключения договора и днем присуждения. Если правило о «перпетуации» (упрочении, увековечении) обязательства возникло в сфере обязательств строгого права (structi iuris), а именно, при стипуляции, то в до­говорах «доброй совести» (перечень этих договоров и исков, на них основан­ных, выработалось правило о том, что просрочка должника обязываег его уплатить проценты за время просрочки — in bonae fidei contractibus ex mora usurae debentur. Это применимо, например, к просроч­ке в уплате покупной цены. . Просрочка должника и право отступления от договора. Вопрос о пра­ве кредитора отступиться от договора в случае просрочки должника в тех слу­чаях, когда исполнение утратило вследствие просрочки интерес для кредито­ра, а также в отношении сделок со строго фиксированным сроком исполнения, у римских юристов не был разработан. Право на отступление от сделки в случае просрочки другой стороны могло быть обусловлено в догово­ре, в частности, на случай неуплаты покупной цены в срок (lex commissoria) или на случай предложения третьим лицом более высокой покупной цены до определенного срока (in diem addictio).

Просрочка кредитора. Она наступает в тех случаях, когда исполне­ние, предлагаемое должником, не принимается кредитором без достаточного основания. Если просрочка должника является просрочкой исполнения (mora debitoris, mora solvendi), то просрочка кредитора есть просрочка в при­нятии исполнения (mora creditoris, mora accipiendi). Последствия просрочки кредитора. Просрочивший кредитор обязан возместить излишние расходы, связанные с непринятием; например, упла­тить за прокорм раба, принятие которого было просрочено.

Убытки договорные и деликтные. Ответственность должника за не­исполнение или ненадлежащее исполнение обязательства выражалась в Риме преимущественно в обязанности возместить убытки (damnum praestare).

С обязанностью должника возместить убытки мы имеем дело как при на­рушении им договорных обязательств, так и при совершении им неправомер­ных действий, не связанных с договором, т. е. при совершении деликта (damnum iniuria datum — вред, причиненный неправомерно, по деликту).

Таким образом мы можем говорить о возмещении убытков в обязательст­венном праве вообще, т. е. как в договорном, так и в деликтном праве.

Убытки прямые и косвенные. Однако римские юристы не идут слиш­ком далеко в определении размера убытков. Прежде всего, не принимается во внимание особая ценность, которую предмет представляет для данного лица ввиду особой привязанности или расположения. Так, например, если убит раб, который тебе особенно дорог потому, что он твой внебрачный сын, то это обстоятельство не учитывается.

Вопрос 59. Прекращение обязательств.

Обязательство прекращается — obligatio tollitur, или обязательство погашается — obligatio exstinguitur различными способами, из которых главным считалось исполнение (платеж). Содержание обязательства и вытекающие из него взаимные требования кредитора и должника предполагали временную конечность: обязательство не могло быть вообще постоянной обязанностью, обязательство не могло не предполагать своего прекращения при определенных условиях. Обязательства прекращались — т.е. утрачивали свою силу требования как кредитора, так и должника, хотя бы прекращение последовало действиями с одной стороны — по следующим основаниям: а) смертью лиц, участвовавших в обязательстве — как физической, так и юридической; если обязательство носило личный характер, то этим оно прекращалось безусловно, если имущественный — то прекращалось, если обязанности кредитора и должника не переходили по наследству; б) добровольным соглашением двух сторон — кредитора и должника — об отсутствии на дальнейшее между ними взаимных прав и обязанностей (contractus consensus); причем соглашение это могло быть достигнуто строго теми же лицами, что заключили обязательство, если оно не было уступлено в порядке цессии: нельзя было согласиться о прекращении обязательств в пользу третьих лиц; в) прощением со стороны кредитора, который тем самым как бы отказывался предполагаемых требований; г) давностью невостребования исполнения, которая в любом случае не была долее общей исковой давности, отсчитываемой с момента, предусмотренного в обязательстве.

Вопрос 60. Понятие и виды договоров.

Важнейшим и наиболее жизненно массовым источником образования обязательств было соглашение двух сторон-лиц относительно возникновения между ними обязательства определенного содержания — договор (contractus). Для договора подразумевалось необходимым: а) наличие объективного элемента — causa, дозволенной хозяйственной цели сторон; б) субъективный элемент — собственно contractus — нзаимное и согласное проявление воли двух сторон относительно одной и той же цели. Последний момент — наличие согласия .в отношении той же цели — также важен, ибо противное дискредитирует волю сторон. В зависимости от этого источника договоры-контракты подразделялись на четыре типа. Контракты могли быть вербальными, т.е. заключаться словами (verbis), литтеральными, т.е. заключаться на письме (literis); реальными, т.е. заключаться непосредственной передачей вещи, не сопровождающейся ни обменомсловесными формулами, ни записями (per re); консенсуальными, т.е. заключаться неформальным соглашением (per consensu); для их действительности достаточно было удостоверить факт .согласия в отношении содержания обязательства. Пакт (pactum) в римском праве означал, во-первых, специальный тип договоров, не входящих в перечисленные категории контрактов, не располагавших для защиты вытекавших из них требований сторон специальными исками и защищавшихся в русле требований только преторского права при непротиворечии справедливости; во-вторых, — вообще сделку, заключенную в границах права, пусть и не оформленную согласно требованиям и условиям конкретного вида. Первоначально в римском праве пакты представляли собой дополнительные соглашения к основному договору.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]