Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Билеты 2013.docx
Скачиваний:
2
Добавлен:
01.03.2025
Размер:
363.88 Кб
Скачать

Классические геополитические теории:

Английский ученый Х. Макиндер сформулировал концепцию «Хартленда», согласно которой часть суши, искусственно разделенная на Азию, Африку и Европу, представляет собой «мировой остров», являющийся «естественным местоположением стран». Хартленд – это «срединная земля», «ось мировой политики», а тот, кто контролирует ее, следовательно, контролирует и весь мир (в то время это была Российская империя с прилегающими территориями Казахстана, Узбекистана и некоторых других стран). Макиндер предполагал, что расстановку сил в будущем сможет изменить развитие технологий, и влияние сохранится за теми странами, которые будут поощрять технический прогресс.

Немецкие ученые Ф. Ратцель и К. Хаусхофер полагали, что государство действует как биологический организм, и его жизненно значимые компоненты определяются его положением, границами. Условием жизнестойкости государств является наращивание мощи, а фактически – расширение занимаемого пространства. Завоевание и приобретение территорий – показатель величия государства. Важнейший способ территориального расширения - поглощение мелких государств более крупными.

Современные геополитические идеи (середина-конец 20 века)

Акценты этих идей сместились на обеспечение безопасности как для отдельных государств, так и для мира в целом.

Американский ученый Н. Спайкман считал, что такая безопасность может быть обеспечена за счет контроля за прибрежными государствами Европы и Азии. По его мнению, это пространство – основная зона конфликта между континентальными и морскими державами. А тот, кто будет их контролировать римленд (побережье), тот и будет осуществлять контроль над всем миром. Спайкман развил концепцию доминирования «океанических держав», и в первую очередь США, предполагая, что американцы должны решать технологические задачи с целью создания «обруча» вокруг материковой сердцевины в целях контроля за соответствующим пространством.

Однако развитие мира после 2 мировой внесло свои коррективы в геополитические проекты. Принцип уменьшения влияния военной и политической силы государства по мере удаления от его территории перестал работать. Кроме того, стала ярко проявляться регионализация сотрудничества различных государств. Ученые стали рассматривать международные отношения как многослойные.

Коэн выделял «геостратегичесие региоы» (морские державы и страны евразийско-континентального мира) и «зыбкие пояса» (страны Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии), а также мелкие «геополитичесике районы» (отдельные большие страны вместе с мелкими). Стали формироваться глобальные политические системы – США, прибрежная Европа, СССР и Китай. Четко проявилась тенденция к формированию блоков, коалиций.

По мнению Дж. Розенау, мир глобальной политики складывается из двух взаимопересекающихся миров: полицентричного мира «акторов вне суверенитета» (в котором наряду с государством стали действовать корпоративные структуры и даже отдельные лица) и традиционной структуры мирового сообщества (где главное место занимают национальные государства). Пересечение этих двух миров демонстрирует рассредоточение властных ресурсов, возникновение противоборствующих тенденций. В то же время идет децентрализация международных связей и отношений, а также размывание понятия «сила», и изменение смысла и содержания понятия «угроза безопасности».

С. Хантингтон рассматривает в качестве источника геополитических конфликтов «столкновение цивилизаций» – концепция «золотого миллиарда», согласно которой блага цивилизации могут достаться только ограниченному числу людей в силу нехватки мировых ресурсов, прогнозирует обострение межгосударственных конфликтов.