
- •16. Методы обследования, применяемые в психиатрии. Использование параклинических методов, их диагностические возможности. Значение ранней диагностики психических нарушений.
- •17. Эпилепсия. Клиника пароксизмальных расстройств при эпилепсии у детей.
- •18. Корсаковский психоз. Основные проявления, условия возникновения. Терапия.
- •19. Социально-опасное и суицидальное поведение при психических нарушениях. Факторы риска суицидального поведения.
- •20. Психические нарушения в отдаленном периоде черепно-мозговой травмы.
- •22. Трудовая экспертиза при психических заболеваниях. Порядок направления и освидетельствования. Критерии определения степени снижения трудоспособности (групп инвалидности).
- •23. Психические нарушения в остром периоде черепно-мозговой травмы.
- •24. Эпилептические реакции у детей. Причины возникновения, проявления, методы купирования.
- •25. Ответственность психически больных за совершение противоправных действий. Критерии вменяемости и невменяемости. Организация судебной экспертизы.
- •26. Параноидная форма шизофрении. Определение, признаки, критерии диагностики, варианты течения.
- •27. Особенности терапии психических расстройств у детей и подростков.
- •28. Проведение военной психиатрической экспертизы. Основные положения приказа Министра обороны России о годности к несению военной службы.
- •29. Шизофрения. Определение, критерии диагностики. Особенности клинических проявлений и течения шизофрении у детей и подростков.
- •30. Лечение алкогольных психозов.
16. Методы обследования, применяемые в психиатрии. Использование параклинических методов, их диагностические возможности. Значение ранней диагностики психических нарушений.
Психиатрическое обследование включает: клинический метод, общесоматическое и лабораторные обследования, нейрофизиологические методы, исследование структуры мозга, психологические методы.
Клинический метод. Цель – выявление психических феноменов, имеющих отношение к возникновению, течению и проявлениям психического заболевания. Включает в себя осмотр, наблюдение и сбор анамнеза. Опрос больного отдельно от родственников (паспортная часть, цель посещения, жалобы)
Набл-е за поведением дает важную инф о пс сост. Необх иссл контекст, в кот происх те или иные д-я. Напр, зачарован выр-е лица и обездв-ть бывают при онейроид помрач созн, хар-м для тяж пс заб-й, а мб у здор чела при прослуш музыки.
Опрос пациента:Жалобы.Анамнез.называется субъективным анамнезом.
Опрос близких, сотрудников, знакомых, очевидцев часто называется объективным анамнезом.
Осмотр пациента. Неадекватно яркая косметика может навести на мысли о маниакальном состоянии (или на мысли о том что человек приготовился к выступлению на сцене). Неряшливость может говорить о депрессии или личностном дефекте. Следы инъекций на локтевых сгибах наводят на предположение о наркомании, а шрамы после порезов бритвой в лучезапястной области - о попытке самоубийства в прошлом, многочисленные послеоперационные шрамы - о синдроме Мюнхгаузена, при котором пациенты одержимы стремлением к хирургическим операциям, после которых они тут же исчезают из больницы, чтобы направиться к следующему хирургу.
Психол методы. Результаты их применения надо рассматривать в контексте сведений, полученных другими путями.
Нейрофиз методы
ЭЭГ запись биотоков ГМ - диагноз эпилепси и орг заб-й мозга.
РЭГ запись колеб эл сопр-я кожи св с пульсом-диагноз сосуд заб мозга.
ЭхоЭГ ультразв эхолокац мозга-смещ-е средин стр-р мозга при его опух.
Рентгенол иссл
Краниогр-снимок черепа -диагноз орг заболевания мозга.
Пневмоэнцефалогр после введения в спинномозг канал воздуха, заполн желудочки мозга, исп-ся для диагностики опухолей мозга.
Ангиогр-рентген снимок сосудов мозга после введения ч/з сон арт контр в-в- сост кров сосудов мозга и их изм под влиянием опухоли.
Комп томогр послойное рентгенол иссл мозга с комп анализом дает изобр кажд его слоя-диагноз опухоли, кисты, абсцесса или атрофич проц.
Два типа диагностики
1. Выделение в состоянии человека симптомов, характерных для того или иного синдрома, используя доступные на данный момент методы исследования.
2. Попытка понять, чем данный человек отличается от обычного клиента, пациента, прихожанина, партнера и т.д.
17. Эпилепсия. Клиника пароксизмальных расстройств при эпилепсии у детей.
Эпилепсия (греч. еpilepsia – схватывание; morbus sacer, morbus divinus – «священная болезнь»; morbus lunaticus – «лунная болезнь»; падучая; G40) – хроническое заболевание, проявляющееся повторными стереотипными припадками, судорожного или бессудорожного характера, и сопровождающееся типичными изменениями личности, а также развитием слабоумия и психозов на поздних этапах заболевания.
Пароксизмальные расстройства при эпилепсии.
Существуют две большие группы припадков – генерализованные (общие) и парциальные (фокальные, очаговые) к каждой из которых относятся различные варианты пароксизмов.
I. Генерализованные II. Парциальные
1. Судорожные
1.1 тонико-клонические
1.2 тонические и клонические
1.3. миоклонические 1. Простые
1.1 Джексоновская эпилепсия
1.2 Кожевниковская эпилепсия
1.3 Сенсорные
1.4 Вегетативные
1.5 С психопатологическими проявлениями
2. Сложные
2. Бессудорожные
2.1 атонические
2.2 абсансы
3. Вторично-генерализованные
У детей и подростков, как и у больных зрелого возраста, можно наблюдать и генерализованные, и фокальные эпилептические приступы. Пароксизмальные состояния проявляются и у детей в разнообразных двигательных, сенсорных, вегетативно-висцеральных и психопатологических симптомах и синдромах.
У детей школьного возраста пароксизмальные состояния мало отличаются от состояний, наблюдающихся у взрослых. В раннем и дошкольном возрасте клиническая картина пароксизмов имеет ряд особенностей, характерных для данной фазы развития.
К генерализованным припадкам относят большой судорожный припадок, малый припадок, миоклонические и акинетические приступы, эпилептический статус.
При большом судорожном припадке возникают непроизвольные тонические и клонические сокращения мышц тела и потеря сознания. Но у детей раннего и дошкольного возраста преобладает тоническая фаза; клонические проявления рудиментарны, а иногда вообще отсутствуют. Характерным для припадка в этом возрасте являются резко выраженные расстройства дыхания и цианоз. Нередко у детей раннего возраста генерализованные судороги бывают не вполне симметричными — у одного и того же больного они охватывают правую или левую половину тела. В грудном возрасте судорожные припадки выражаются иногда не в тонических судорогах, а в расслаблении тонуса мышц половины тела. Судорожные припадки часто бывают атипичными: та или другая фаза припадка может быть выражена более слабо.
Малый припадок, характеризующийся кратковременной потерей сознания, также наблюдается и у детей дошкольного возраста. У них чаще отмечаются абсансы с двигательными автоматизмами и малые припадки пикнолептического типа. Нередко возникает и статус малых припадков.
Миоклонические припадки часто бывают у детей школьного возраста (от 14 до 18 лет). Они проявляются во вздрагивании различных мышечных групп, протекают иногда с потерей сознания, нередко сериями.
При акинетических припадках быстро утрачивается мышечный тонус (больной падает, но сразу встает).
У детей раннего и дошкольного возраста возникают и особые атипичные формы малых припадков, которых не бывает у старших детей и у взрослых. Среди этих припадков различают: а) пропульсивные, б) импульсивные, в) ретропульсивные. Такие припадки возникают без ауры, длятся лишь несколько секунд и обычно протекают сериями. В патогенезе этих форм большое место занимают аноксемические состояния в головном мозгу, обусловленные пренатальными или ранними постнатальными вредностями. Такая патогенетическая основа приступа особенно характерна для пропульсивных припадков, часто развивающихся на почве раннего органического поражения головного мозга.
Пропульсивные припадки возникают у детей в возрасте от 2 месяцев до 4 лет и выражаются в резком вздрагивании мышц и стремлении тела вперед. Клинические проявления пропульсивных припадков зависят от возрастной фазы развития ребенка: созревания двигательных систем и статики. У 2—3-месячных детей Пропульсивные припадки проявляются в стремительном наклоне головы вперед —«кивки»; в 6 месяцев они сменяются уже наклонами головы и туловища, в дальнейшем же могут выражаться в движениях вперед всего корпуса.
Наиболее плохим в прогностическом отношении является тип припадков, который называют «салаамовыми судорогами». Припадки стереотипны: больной наклоняет голову и туловище вперед, поднимает руки вверх и в стороны.
В группу пропульсивных припадков входят миоклонические припадки с общим вздрагиванием; голова наклоняется вперед, руки кольцеобразно разводятся. Иногда происходит быстрая потеря мышечного тонуса и падение больного (акинетические, астатические припадки).
Ретропульсивные припадки начинаются у детей в возрасте 5—8 лет. Они характеризуются движениями головы и корпуса назад. По клиническим проявлениям они ближе к клинической форме, называемой «пикнолепсией», но они отличаются более резко выраженными двигательными расстройствами. Для пикнолепсии характерна большая частота припадков (до 50 в день) и более кратковременная потеря сознания, сопровождающаяся ритмически повторяющимся двигательным компонентом — морганием глаз и откидыванием головы назад. Несмотря на большую частоту приступов, у ребенка не отмечается утомляемости и слабости. Такие приступы, иногда продолжаясь в течение нескольких лет, не отражаются на работоспособности больного и не вызывают психической деградации.
Некоторые авторы считают пикнолепсию одной из форм эпилепсии, другие — самостоятельным заболеванием. Для решения этого вопроса большое значение имеют катамнестические сведения. По данным Паше, у трети больных с течением времени приступы пикнолепсии совершенно исчезают, у другой трети остаются и у трети возникают большие судорожные припадки.
Как показали наши клинические наблюдения, пикнолепсия чаще развивается у детей особого склада, с повышенной возбудимостью, реактивной лабильностью и наклонностью к истерическим реакциям. Эти формы обычно протекают благоприятно. Но среди форм, диагностируемых как пикнолепсия, есть известная часть случаев, когда в дальнейшем болезнь принимает течение, характерное для эпилепсии.
Фокальные судороги у детей бывают нередко, но топику поражения и локализацию эпилептогенного очага у детей определить труднее, чем у взрослых, так как при повышенной иррадиации эпилептогенного возбуждения фокальные припадки у детей дошкольного и младшего школьного возраста быстро вторично генерализуются.
Из фокальных припадков следует отметить двигательные джексоновские припадки, возникающие при раздражении передней центральной извилины одного из полушарий. Они характеризуются клоническими судорогами правых или левых конечностей и лицевой мускулатуры. У взрослых эти припадки протекают на фоне ясного сознания, у детей дошкольного возраста они встречаются относительно реже и часто сопровождаются потерей сознания.
Чаще у детей отмечаются простые адверсивные припадки, характеризующиеся резким поворотом головы, глаз и туловища в сторону, противоположную пораженному полушарию. Эти пароксизмы у детей обычно генерализуются в большой судорожный припадок.
Оперкулярные припадки, сопровождающиеся жеванием, чмоканьем, глотанием и слюнотечением, наблюдаются у детей школьного возраста относительно часто; нередко они бывают и в дошкольном возрасте.
Тонические постуральные припадки, имеющие исходный очаг раздражения в среднем мозгу (или в нижележащих отделах), можно наблюдать у больных разного возраста. Но чаще они развиваются в раннем и дошкольном возрасте.
Фокальные сенсорные припадки бывают у детей старшего возраста и характеризуются различной аурой — чувствительной, зрительной, слуховой, обонятельной. У дошкольников часто отмечаются припадки с абдоминальной аурой: чувством тошноты, желудочно-кишечными нарушениями, болями в животе и повышенной саливацией. У старших детей аура во многих случаях бывает в форме головокружений и других вестибулярных расстройств. Иногда сенсорные расстройства принимают характер дереализации. Больным все кажется изменившимся, незнакомым или, наоборот, у них возникает ощущение, что все происходящее уже когда-то было пережито.
Наиболее резко выражены возрастные различия в клинической картине «психических пароксизмов» — дисфории, сумеречных состояний, психических автоматизмов.
Особенности дисфорических состояний у детей, страдающих эпилепсией, в нашей клинике изучал М. И. Лапидес. Им выявлен ряд особенностей, отличающих дисфории от других депрессивных состояний: отсутствие психомоторной заторможенности, преобладание элементов напряженности, агрессии над тоскливостью, нередкое проявление расстройства настроения в сомато-вегетативных признаках, иногда — легкое нарушение сознания типа обнубиляции, явления дереализации.
У детей дошкольного возраста выраженные дисфории бывают редко. Они проявляются в приступах немотивированного плача, агрессивных действиях, часто в повышенной раздражительности, драчливости. Родители жалуются, что ребенок безо всякой причины становится упрямым, на всех злится, обвиняет и подозревает в чем-то недобром, грозит броситься под трамвай и пр. Такие состояния обычно длятся от нескольких часов до 2—3 дней. Нередко наблюдаются эйфорические состояния с чрезмерной подвижностью, но у детей дошкольного возраста их трудно отграничить от психопатоподобных состояний.
У детей школьного возраста дисфории очерчены более четко и характеризуются депрессивно-раздражительным и злобным настроением.
В младшем школьном возрасте сумеречные состояния также проявляются в аффекте страха, причем наиболее часто как ночные страхи и снохождения.
В старшем школьном возрасте в клинических проявлениях сумеречного состояния часто преобладают сенсорные расстройства: предметы кажутся изменившимися (большими, маленькими), знакомая обстановка воспринимается как впервые увиденная. Нередки и симптомы деперсонализации: нарушения схемы тела с чувством отчуждения. Например, 11-летнему Володе в предприпадочном состоянии казалось, что у него отрывается от шеи голова и катится перед ним.
При сумеречных состояниях часто бывают устрашающие и очень яркие зрительные галлюцинации. Мальчику 12 лет виделся задумчивый старик с бородой и в черной шали. Он смотрел в упор, как будто что-то предвещал.
Сумеречные состояния проявляются и в психических автоматизмах.