
- •Лекция 2. /Человек: мультидисциплинарный подход/
- •Персональность как общий метод философской антропологии
- •Гипостазирование и ипостась
- •Человеческое бытие Человеческая природа и человеческое бытие
- •Вероятностное видение мира и свобода
- •Верховный статус повседневности и человеческое ее неприятие
- •Человеческое бытие по м. Хайдеггеру и м. М. Бахтину
- •Человек - мост между “Sein” и “Seiende”
- •Свободность человеческого бытия
- •Сила человеческой слабости
- •Активизм человеческого бытия
- •/Метафизика останавливается на бытовании/
- •Человеческое время Ритм
- •Терпение
- •Личность в истории: историзм и метафизический историцизм
- •/Проблема эскапизма/
- •Итоги по человеческому бытию
Лекция 2. 1
Персональность как общий метод философской антропологии 2
Гипостазирование и ипостась 3
Человеческое бытие 4
Человеческая природа и человеческое бытие 4
Вероятностное видение мира и свобода 5
Верховный статус повседневности и человеческое ее неприятие 5
Человеческое бытие по М. Хайдеггеру и М. М. Бахтину 6
Человек - мост между “Sein” и “Seiende” 9
Свободность человеческого бытия 9
Сила человеческой слабости 11
Активизм человеческого бытия 11
Человеческое время 14
Личность в истории: историзм и метафизический историцизм 16
Итоги по человеческому бытию 19
Лекция 2. /Человек: мультидисциплинарный подход/
Одна из любимых современных идей в исследовании человека является идея духовной кооперации, т.е. преодоление разрыва между различными конкретными, как социальными, так и гуманитарными науками, поскольку они исследуют человека.1
Мультидисциплинарный подход, взятый в широком смысле слова, подчеркивает, что ответ на вопрос, что есть человек, возможен на разных путях:
Во-первых, это путь позитивной науки, например, - путь биологии и психологии. Здесь человек предстает как объект среди объектов, как некая особая «вещь», постижение которой в принципе не отличается, скажем, от постижения Солнечной системы или электрона. Некоторым этот путь представляется единственным, единственно надежным и единственно эффективным.
Во-вторых, это путь искусства. Мыслящим образом читая литературу, читая Гомера, Шекспира, Гёте, Бальзака, Толстого, Чехова, Достоевского, мы узнаем многое о человеке. Слушая музыку Баха, Бетховена, Чайковского, Рахманинова мы постигаем человеческую душу. Созерцая Рафаэля и Рембрандта, Серова и Ван Гога мы узнаем о человеке нечто такое, чего нельзя узнать никаким другим путем.
В-третьих, это путь религии. Религия рассказывает не только и не столько о Боге, об Абсолюте, но и человеке в отношении с этим трансцендентным.
Наконец, в четвертых, это путь философии. Вот о нем и пойдет речь в этом курсе.
Чтобы прояснить специфику философского постижения человека, сопоставим философскую антропологию с позитивной наукой, общей антропологией, которая является комплементарной, дополнительной по отношению к философской антропологии.
Персональность как общий метод философской антропологии
Одна из важных идей философской антропологии это идея персональности. По существу, персонализация,2 персонификация, индивидуализация, индивидуация это базовый метод, который обосновывает философская антропология. Поэтому идею персональности нужно рассмотреть до основных категорий философской антропологии.
В простейшей форме персональность раскрывается как принадлежность психических переживаний собственной персоне. В психологии персональность предстает как обеспеченная гностическими чувствами.3 В социальном плане гностические чувства развертываются как переживания идентифицированности.
В философской антропологии мир дан мне через персонализацию. Я именно как персона, неповторимая индивидуальность, представляющая собой особый тип бытия, есть форма духовной энергии универсума, где напрягается противостояние между бессмертием жизни вообще и смертью отдельной жизни и отдельного сознания.
Есть некоторые ситуации, в которых мы особенно остро чувствуем вот это свойство своей персональности. Прежде всего, разумеется, это проблема смерти. Раскроем "Мысли" Б. Паскаля:
"До чего мы нелепы с нашим желанием найти опору в себе подобных! Такие же ничтожные, такие же бессильные, как мы, они нам не помогут: в смертный свой час человек один. Значит, и жить ему надобно так, словно он один на свете, но станет ли он тогда строить себе роскошные палаты и т. д.? Нет он сразу углубится в поиски истины. А не сделает этого, - что ж, значит людское мнение для него дороже истины."4
Глубинный и непреходящий смысл экзистенциализма именно в том, чтобы выдвинуть на первый план абсолютную уникальность каждого человеческого бытия. С. Кьеркегор, который сформулировал впервые так ясно антитезу экзистенции и системы (во втором случае он имел ввиду систему Гегеля), потому и рассматривается обычно как основатель экзистенциализма.
Известно, что бытие дихотомируется на идеальное бытие и реальное бытие.
Идеальное бытие вне пространства-времени, ему не свойственно быть фактом, оно неизменно и вечно. Это бытие идей.
Реальное бытие - это бытие вещи, оно индивидуально, неповторимо. Каждая вещь случайна в своей неповторимости, или – неповторима в своей случайности.
Персона в своей индивидуальности и неповторимости «ближе» к тому типу бытия, что представлено бытием вещи. Вещь эта предстает в специфической форме – как тело, с определенной точки зрения – наиболее развитая форма вещности. Вот почему в философской антропологии столь существенна телесность человека.
Человеческая персональность таким образом оказывается на границе идеального и реального бытия. Каждый человек в своей индивидуальности, неповторимости и уникальности это результат стечения случайных обстоятельств (папа – случайно! – не заметил бы мамы, прошел бы мимо, и не было бы меня во всей моей микрокосмичности!). Каждый человек лишь попытка, лишь проба, удавшаяся или не удавшаяся.5