Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Apresyan_Yu_D_Izbrannye_trudy_T_1_Lexicheskaya.doc
Скачиваний:
2
Добавлен:
01.03.2025
Размер:
3.39 Mб
Скачать

Глава 2

место, замещаемое именем самого существующего предмета, у предиката включаться — два (А включается в В), а у предиката быть больше — три: что (субъект) больше чего (контрагент) и на сколько (количество) (ср., однако, с. 126).

У предикатов иметь, находиться и хотеть — по два места; они различаются, помимо ситуативных значений, содержанием второго места — объектного в случае иметь (кого-что), чисто локативного в случае находиться (в чем, на чем), содержания в случае хотеть7.

Порядок предиката зависит от того, замещаются ли его места именами предметов или именами предикатов. Предикат типа иметь, оба места которого замещаются именами конкретных предметов (классическим представителем которых являются имена собственные), является предикатом первого порядка. Предикат имеет второй (третий, ..., п-ый) порядок, если хотя бы одно из его мест занято не именем предмета, а предикатом первого (второго, ... (п — 1)-го) порядка. В частности, каузироватъ — предикат не менее чем второго порядка, потому что его второе место должно быть обязательно занято именем целой ситуации со своим предикатом.

В свете этих соображений о синтаксических свойствах ЭЗ оказывается, что приведенные выше списки ЭЗ не создают исчерпывающего представления о словаре семантического языка. Чтобы дополнить это представление, необходимо снабдить каждое из ЭЗ класса (1) указанием о числе его мест, их смысловом содержании и наименьшем возможном порядке предиката, способного заполнять каждое место.

Предшествующее изложение должно было сделать ясным, что словарь семантического языка отличается от словаря естественного языка в двух отношениях: во-первых, он значительно меньше по объему; во-вторых, в нем нет (в нашем варианте — почти нет) синонимии и омонимии имен значений — явлений, которые богато представлены в естественных языках. Теперь к этому можно добавить еще и то, что каждое ЭЗ выражается словом ровно одного класса, т. е. в словаре семантического языка нет словообразовательной синонимии, столь характерной для естественных языков (ср. следующие способы выражения значения причины в русском языке: вызывать <порождать, приводить к>, причина <основание>, из-за <от, по>, потому что <так как, поскольку, поэтому > и очень многие дру-

7 Поскольку элементарный предикат вводится без определения, число приписываемых ему мест и их семантическое содержание не может быть объективно обосновано. Зато вся информация о местах неэлементарного предиката (слова русского языка) и их семантическом содержании должна быть автоматически выводима из информации о местах тех элементарных предикатов, которые входят в его состав; «автоматически» значит «с помощью словаря и правил» (см. об этом ниже, с. 127—128).

Семантический язык как средство толкования лексических значений

==77

гие; в семантическом языке всем этим словам соответствует одно слово — каузировать).

Из сказанного следует, что, хотя словарь семантического языка экономнее словаря естественного языка, он, с другой стороны, гораздо менее гибок и поэтому в некоторых отношениях неудобен. Следует, в частности, подчеркнуть, что толкование достаточно сложного значения естественного языка непосредственно в терминах ЭЗ было бы настолько громоздко, что практически с ним было бы очень трудно работать8. Это вынуждает нас, помимо описанного выше словаря семантического языка, иметь некий расширенный словарь, в который входят любые комбинации ЭЗ, имеющие однословное выражение в описываемом естественном языке. Так, А перемещается из Х-а в Y = 'В момент Ti А находится в Х-е, и в момент Тз, А находится в Y-e, и Х не совпадает с Y-ом, и Ti не совпадает с Т2', после чего перемещаться включается в расширенный словарь, или ситуация ^ 'объекты, свойства объектов и отношения между объектами', после чего ситуация тоже включается в расширенный словарь.

Существенно, что из всех возможных однословных выражений данной комбинации ЭЗ в расширенный словарь отбирается только одно, причем только в одном из имеющихся у него в естественном языке значений; таким образом, сформулированное выше условие, по которому в словаре семантического языка не должно быть ни синонимии, ни омонимии имен значений, в известной мере сохраняет силу и для расширенного словаря9. Так, комбинации ЭЗ 'субъект каузирования' соответствует слово причина, во не слово основание, при этом слово причина берется в своем главном значении.

После этих замечаний мы можем перейти к рассмотрению синтаксиса семантического языка.

СИНТАКСИС СЕМАНТИЧЕСКОГО ЯЗЫКА

Синтаксис семантического языка, как и его словарь, должен обеспечивать однозначность записи значений.

Синтаксическая организация семантических элементов в составе толкуемого значения может быть формально представлена многими

8 В формально-логических языках различают экономию двух видов; 1) экономию выражений (краткость, простота) и 2) экономию грамматики и словаря (элементарность). «...Возникла практика комбинирования обоих видов экономии путем построения фактически двух языков, из которых один является частью другого. Объемлющий язык, избыточный в грамматике и словаре, экономичен в длине сообщения, в то время как (входящая в него) часть, называемая исходной нотацией, экономична в грамматике и словаре. Целое и часть коррелируются правилами перевода, по которым каждое выражение в неисходной нотации приравнивается определенному комплексу, построенному из элементов исходной нотации» (Куайн 1953: 26-27).

Мы говорим «в известной мере», так как возможность выразить комбинацию значений 'АВ' некоего уровня i одним словом С, принадлежащим (i + 1)-му уровню, создает межуровневую синонимию.

 

==78

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]