Аргументация идеалистического понимания истории.
Все аргументы сводятся к одному: деятельность человека (та деятельность. Которая характеризует человека как человека – это деятельность целенаправленная, осознанная. Т.е. человек сначала ставит цель, затем её осуществляет. Отсюда возникает впечатление, что цель является первичной (а это идеальное в деятельности человека, она возникает в голове), а материальная деятельность человека по реализации этой цели – вторичной подчинённой.
Пожалуй самая изящная версия этого аргумента представлена в работах русского историка и философа Питирима Сорокина. Он утверждает самодостаточность человеческого разума, его независимость от материальных форм человеческого бытия и первичность по отношению к этим формам: Как из свойств древка и материи вывести героизм бойца, который, рискуя жизнью, спасает флаг своего отечества? Как из колебаний воздуха, вызванных игрой на музыкальном инструменте вывести то наслаждение, которое человек испытывает слушая хорошую игру или раздражение, слушая плохую. Как из свойств бумаги и типографской краски вывести содержание книги? Ответ – это невозможно, поскольку все эти реалии: героизм, наслаждение музыкой, смысл книги – чисто духовного характера и доступны только очам нашего разума. Теперь задайтесь вопросом, что главное в книге, краска, бумага или смысл? Ответ очевиден – смысл. Следовательно, главное в жизни человека не материальные формы, а их одухотворенность.
На первый взгляд, данный аргумент выглядит совершенно справедливым. Действительно, в действиях, которые характеризуют человека именно как человека цель, как мысль, предшествует самому действию, а духовное как бы подчиняет себе материальное. Однако следует задать вопрос: а откуда в сознании берётся цель, которой человек руководствуется в своей деятельности? Ещё в курсе общей философии мы говорили о том, что ни одна мысль не возникает в голове человека просто так, из ничего: её содержание всегда является отражением какого-то внешнего явления. Мы, конечно, можем предположить, что цели вкладываются в сознание человека Богом или абсолютной идеей, мировым духом. Но в этом случае перед нами встанет старая неразрешимая проблема – доказать реальность того, кто вкладывает цели в наше сознание. На самом деле цели человека возникают из его потребностей. Человек не просто преобразует мир и создаёт какие-то новые предметы. Он создаёт необходимые предметы, предметы, в которых он нуждается. А потребность – это вполне материальный фактор (о них мы будем говорить подробнее позже), составляющий ОБ.
Корни идеалистического понимания истории
В общей философии мы говорили о гносеологических корнях идеализма вообще. Это особенности процесса познания, благодаря которым возникает то или иное учение.
Главной причиной возникновения идеализма как общефилософского направления – фантастическая парадигма, перенос человеческих признаков на явления окружающего мира. В социальной философии таким образом могут быть объяснены объективно-идеалистические теории.
Субъективно-идеалистические теории имеют несколько иные основания. Конечно, можно сказать, что появление субъективного идеализма в социальной философии связано с недостаточной степенью познания общественных явлений. Но это объяснение будет неполным и неточным.
У общественных явлений есть одна особенность. Они кажутся проще, чем есть на самом деле. Эта кажущаяся простота выражается в том, что в обществе, как правило, достаточно чётко выделяются 2 группы людей: одни производят материальные блага, другие управляют ими (это называется классовая структура общества, о которой мы будем говорить).
Т.е. в структуре самого общества явлено господство духовного (поскольку управление – это умственный труд: принятие решения, указа, закона) над материальным (труд как производство материальных благ). Впоследствии мы убедимся, что всё как раз наоборот – духовное подчинено материальному: без производства управление теряет смысл. Но в глаза в первую очередь бросается именно этот момент – господство духовного над материальным. Это впечатление лежит в основе аргументации субъективной формы исторического идеализма.
В историческом идеализме уместно сказать и о классовых корнях – об особенностях устройства общества, которое является причиной возникновения каких-либо учений. В общей философии мы не рассматривали причины такого рода, поскольку общефилософские учения, как правило, не выражают интересов каких-то определённых групп людей. Социальнофилософские учения, как мы говорили, могут иметь, и часто имеют идеологическую окраску. Т.е. не просто описывают и объясняют общественные явления, но при этом ещё и выражают интересы определённых групп людей. Как правило тех, кто управляет – является господствующим классом. Поскольку в докапиталистическом обществе заниматься умственным трудом, наукой могли только представители господствующего класса.
Общий смысл субъективно-идеалистических теорий в социальной философии можно выразить формулой: как люди мыслят, так они и живут.Например, если население данной страны терпеливо несет бремя деспотизма, то это происходит единственно потому, что оно еще не поняло преимуществ свободы. Если оно суеверно, то это происходит потому, что оно обмануто жрецами, которые придумали религию для своей собственной выгоды. Если человечество страдает от войн, то потому, что оно не умело понять их убыточности. И так во всем.
