Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
учебник ХХ в..doc
Скачиваний:
2
Добавлен:
01.03.2025
Размер:
1.27 Mб
Скачать

5. Политика «культурного строительства» в первые годы Советской власти. Большевистский режим и интеллигенция.

После Октябрьской революции партия большевиков поставила задачу создания нового типа культуры – культуры социалистической.

Предполагалось решение двух основных задач:

  1. установление партийного контроля за всеми институтами, формирующими образ мыслей и настроения в обществе;

  2. подъем общего культурного уровня народа, главным образом, рабочих и крестьян.

В первом советском правительстве народным комиссаром по делам культуры был назначен А.В.Луначарский.

А.В.Луначарский был человеком образованным. Он говорил на нескольких иностранных языках, писал литературно-критические статьи, драмы, был прекрасным оратором. Луначарский тесно общался с литературно-художественной интеллигенцией, благодаря жене-актрисе был близок к артистической среде. С утверждением власти Сталина Луначарский ушел в отставку. Этот блестящий разносторонний человек не вписался в сталинское окружение.

В 1920 г. был создан специальный орган партийного руководства всеми сферами духовной культуры – агитационно-пропагандистский отдел (Агитпроп). Создавалась советская печать, сеть агитационно-пропагандистских учреждений.

В 20-е годы возникли добровольные общества «Долой неграмотность», Союз безбожников, Общество друзей радио, Общество друзей советского кино, которые ставили своей задачей содействие государственным и партийным органам. Особое положение среди общественных организаций занимал Пролеткульт, созданный в сентябре 1917 г. как объединение рабочих литературных кружков, театральных и художественных студий. Пролеткульт ставил перед собой задачу создать новую пролетарскую культуру, развить пролетарскую науку, разработать пролетарскую философию и подчинить искусство интересам пролетариата.

Большое значение новая власть придавала монументальному искусству, считая, что оно способно закрепить на века нужные революции образы. 12 апреля 1918 г. Ленин подписал декрет «О снятии памятников, воздвигнутых в честь царей, и выработке проектов памятников Российской социалистической революции». Был составлен список революционных деятелей, монументы которым должны быть установлены в первоочередном порядке. В течение 2-3-х лет Москве, Петрограде и других городах были заложены и открыты десятки новых памятников: в Москве – Марксу и Энгельсу, Робеспьеру, Марату, Дантону, Разину; в Петрограде – Марксу, Лассалю, Гейне и др. Открытие каждого памятника проходило торжественно с участием партийных руководителей.

Декретом советской власти в 1918 г. были введены новые правила орфографии русского языка, разработанные Российской Академией наук. Был введен новый календарь. Но была разрушена старая система финансирования отраслей культуры. Было подорвано меценатство. Финансирование культуры сокращалось.

До сих пор не оценены те материальные потери, которые понесла российская культура в результате революционных событий и военных действий. Помимо прямых разрушений зданий школ, библиотек, музеев, памятников старины, большие потери культурно-исторических ценностей связаны с грабежами, вывозом за границу. Стихия народного возмущения, разбуженная революцией, не щадила ни человеческих жизней, ни тем более ценностей культуры. Пылали помещичьи усадьбы, а вместе с ними библиотеки, картины, скульптуры, годами собиравшиеся владельцами.

Новая власть пыталась противостоять варварским проявлениям народного гнева. Чтобы спасти от разграбления книжные собрания, находившиеся в бывших помещичьих усадьбах, монастырях и буржуазных особняках, они были национализированы. К концу гражданской войны была создана единая библиотечная сеть РСФСР. Были национализированы также дворцы, музеи, художественные собрания. Государственными общедоступными музеями после национализации стали Эрмитаж, Третьяковская галерея, Музей изящных искусств, Музей Западной живописи.

Отношение большевистской власти к церкви с самого начала установилось враждебное.

2 ноября 1917 г. «Декларация» прав народов России» провозгласила исключение церкви из сфер гражданской и государственной жизни и отмену всех религиозных привилегий и ограничений. Провозглашалось право вести не только религиозную, но и антирелигиозную пропаганду.

Главной задачей стало «освобождение масс от религиозных предрассудков». Религиозность считалась несовместимой с пребыванием в рядах большевистской партии.

Был поднят вопрос о церковной собственности. 23 января 1918 г. был издан декрет СНК «Об отделении церкви от государства и школы от церкви», по которому церковь и любые религиозные организации лишались права выступать в качестве юридического лица и владеть собственностью.

В годы гражданской войны началось изъятие церковных ценностей. В феврале 1921 г. Совнарком принял декрет о конфискации церковных ценностей в пользу голодающих. Исполнение декрета вылилось в некоторых местах в подлинный грабеж церковного имущества. Для борьбы с «религиозными предрассудками» изымались не только материальные ценности, но и святые мощи, хранимые и чтимые церковью.

Проводились массовые репрессии против священников и монахов, закрывались храмы и монастыри. Еще до Октябрьской революции, в августе 1917 года, в России было восстановлено патриаршество. Патриарх Тихон пытался противостоять всем злодеяниям против церкви. Тихон с 1923 г. и до смерти (1925 г.) находился под домашним арестом в Донском монастыре в Москве, где и похоронен. После смерти Тихона власти не допустили выборов нового патриарха.

С окончанием гражданской войны стало ясно, что построить новое общество штурмом невозможно. Церковь по-прежнему сохраняла большое влияние на людей, и отношения с ней надо было строить на долговременной основе. Но послабления в отношении церкви продолжались недолго. В 1925 г. был создан Союз воинствующих безбожников. Начался выпуск массового журнала «Безбожник». Традиционные нравственные ценности, веками освящаемые религией, были поколеблены. В конце 20-х годов началась новая война с религией.

Большевистский режим и интеллигенция. Большинство интеллигенции открыто осудило большевистский переворот, и отказалась от сотрудничества с советской властью. Часть интеллигенции покинула родину сразу после Октябрьской революции и в годы гражданской войны.

Политика большевистского правительства по отношению к интеллигенции была противоречивой. С одной стороны, ставилась задача привлечения интеллигенции к сотрудничеству с советской властью. С другой стороны, советская власть с большим подозрением относилась к старой интеллигенции и подвергала ее репрессиям.

Осенью 1922 года большая группа крупнейших российских ученых и философов, писателей, публицистов (сначала 160 человек) была внесудебным решением выслана из Советской России. Среди них были такие выдающиеся мыслители, как Н.А.Бердяев, С.Н.Булгаков, П.А.Сорокин, Н.О.Лосский, ректор Московского университета Новиков, историки Мельгунов, Кизеветтер и др. Эти люди вовсе не стремились уезжать из России, но они и не разделяли идеологических установок большевизма. Всего в первую волну эмиграции уехало около 500 человек. Гуманитарному образованию был нанесен невосполнимый урон.

Ученые-естественники могли продолжать профессиональную деятельность независимо от политических убеждений. В области естественных наук работали такие выдающиеся ученые, основатели научных школ, как И.П.Павлов, В.И.Вернадский, Н.Е.Жуковский, Н.И.Вавилов.

Подавляющее большинство новых институтов носили прикладной характер, то есть были нацелены на решение проблем, связанных с развитием промышленности и сельского хозяйства.

Очень тяжелым было материальное положение научной интеллигенции. Зимой 1919/1920 гг. в Петрограде умерли от голода известный кристаллограф академик Е.С.Федоров, профессор ботаники Х.Я.Гоби, зоолог В.Л.Бианки, знаменитый геолог А.А.Иностранцев. Чтобы сохранить научные кадры, с 1920 г. была введена особая форма обеспечения ученых – натуральный академический паек (выдавался до октября 1923 г.)

К середине 20-х годов удалось в основном обеспечить профессиональное сотрудничество старой интеллигенции с советской властью.