Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
КУЛЬТУРОЛОГИЯ (мой курс) (1).docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.03.2025
Размер:
2.1 Mб
Скачать

Периодизация европейской культуры

В соответствии с традиционной периодизацией¸ средневековая европейская культура охватывает временной интервал с V по ХVII век. В истории культуры принято разделять три периода: 1) культура раннего средневековья; 2) средневековая культура ХI-ХIII веков и 3) культура позднего средневековья (ХIV-ХVII века). Как уже было сказано, начало средневековья совпало с упадком греко – римской (эллино – классической, античной) культуры, а ее конец – с возрождением ценностей и идей античности в Новое время.

Социальные аспекты западноевропейской средневековой культуры

Средневековую культуру отличала иерархическая вертикаль, где социальные отношения сеньора и вассала строились на принципе договора, семейных связей, личной преданности и покровительства, скрепляющих общество. С образованием централизованных государств сформировались сословия – духовенство, дворянство и остальные жители, позднее названные «третьим сословием», народом. Духовенство заботилось о душе, благочестии народа; дворянство (рыцарство) занималось государственными и военными делами, народ трудился. Общество стало делиться на «тех, кто работает» и «тех, кто воюет». Следует отметить, что Средневековье – это эпоха многочисленных войн. Только так называемых «крестовых походов» (1096-1270) официальная история насчитывает восемь. Средневековью было свойственно объединение людей в различные корпорации (монашеские и рыцарские ордена, крестьянские общины, тайные общества и т.д.). В городах роль таких корпораций прежде всего играли цеха – объединения ремесленников по профессиям – организации, регулирующие процесс производства и отстаивающие свои интересы (прообразы будущих профсоюзов). Доминантой духовной жизни средневековья являлась религия (христианство), которая обуславливала роль Церкви как важнейшего института культуры. Но Церковь выступала и как авторитетная светская сила – в лице папства стремившаяся к господству над христианским миром. Надо сказать, что задача Церкви была достаточно сложна: хранить культуру Церковь могла, лишь вовлекаясь в процесс обмирщения, но, в то же время, развивать и возвышать культуру можно было только путем углубления ее религиозности.

Христианское священнодействие в Западной Европе периода Средневековья постепенно утверждало себя как форму народной жизни. В нем пробуждается игровое начало, когда за стенами собора на городской площади с ним соседствует карнавальное действие. Карнавал становится посредником между прежним языческим празднеством и официальным священнодействием, которое приобретает всенародный характер с элементами духовного драматического действия. Интересный исторический факт общественной жизни средневековой Европы: ни одно праздничное действие не обходилось без пародийной проповеди, службы, молитвы. Их сохранила поэзия бродячих студентов – вагантов. Вера как бы «сходила на землю», на городскую площадь, располагавшуюся под часами ратуши, на которой торговали, веселились, и вокруг которой рос город. Важным фактором была и сама теснота городской жизни, где над рыночной площадью высился собор, а невдалеке стояли городские дома рыцарей или княжеский замок. В этом соседстве тесно взаимодействовали три основных типа культуры: церковная, рыцарская и городская. Средневековые горожане, по фактам исторических материалов, были людьми богобоязненными, думающими о душе, но и вполне «земными», любящими мирские удовольствия, практичными и предприимчивыми. Известный афоризм «Время – деньги» родится позже, в ХVIII веке, но он вполне выражает суть деловой морали и жителей Средневековья. Местом действия куртуазной культуры (галантной, рыцарской), расцвет которой приходится на ХII столетие, был Замок. Первоначально он представлял собой скорее военное укрепление, но постепенно вокруг центральной башни, донжона, разрастались архитектурные сооружения, увеличивающие жизненное пространство. Начиная с ХI века, сотни замков вырастают по всей Европе. Замок также – это один из символов зрелого средневековья (ХII-ХIVвв.). Каждый замок претендовал на то, чтобы быть замкнутым в себе, быть автономным иерархическим миром. За замковыми стенами каждый феодал превращался в верховного правителя, осуществляющего духовную и мирскую власть. При том, что натуральное хозяйство было самодостаточным, связи с внешним миром могли легко слабеть и прерываться. Любая эпоха смуты, время кризиса верховной власти оборачивались строительством десятков новых феодальных замков. Нередко, сокрушая непокорного вассала, монарх считал за лучшее разрушить его укрепления. Таким образом, возникшие для войны и обороны, укрепившиеся в качестве хозяйственных центров, замки дали рождение культуре придворной или, если обозначить ее романским словом, - куртуазной (courtois – франц. учтивый, вежливый; от cour – двор). Куртуазия – сложный ритуал морально-нравственных отношений и эстетических правил, предписываемых к выполнению придворным этикетом. В этом ритуале весь свод установленных жизненных норм сопряжен с утопией, поскольку идеальный придворный рисовался и идеальным человеком, для которого внешняя утонченность поведения была бы истинным образцом его внутреннего совершенства.

Центром этой жизни и источником ее вдохновения становилась хозяйка замка. Жизнь женщины за зубчатыми стенами была исполнена досуга и одиночества во время частых отлучек мужа – на войну или охоту. Досуг заполнялся молитвой, мечтами, чтением. В таком сочетании развивалась душевная склонность к мистике и чувственным переживаниям. Образ «Прекрасной Дамы» стал одним из символов эпохи рыцарства и своеобразным «культурным кодом» последующих эпох, что отразилось в литературе и других жанрах искусства. Любимым писателем ХII века стал римский писатель Овидий, чья «наука страсти нежной» переводилась, изучалась и даже была положена в основание своего рода учебника «О любви», составленного в восьмидесятых годах того же ХII в. Андреем Капелланом (он был назван так, ибо действительно являлся капелланом – придворным священником французского короля). Важно подчеркнуть, что в куртуазной культуре только утонченную любовь (fin amur) полагали истинной. Уже в начале ХIII в. и куртуазная поэзия, и рыцарский роман богато представлены в своем городском варианте и находят своего читателя.