Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
История Ис..docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.03.2025
Размер:
212.94 Кб
Скачать

13. Круглая скульптура Классического стиля в Др. Греции.

Скульптура периода классики была неразрывно связана с общественной жизнью греков, она была достоянием всех свободных граждан, поэтому наибольшее развитие в этот период получила монументальная скульптура, связанная с архитектурой или стоящая на площади.

В период ранней классики шла ломка архаических традиций и поиски методов реалистического изображения человека, правдивой передачи движения, создание естественной, свободной от принципов декоративной симметрии, групповой композиции.

Уже во фронтонных скульптурах храма Афины Афайи на о. Эгине (около 490г. до н.э.) довольно правдиво передано движение, хотя еще и довольно скованно.

Рис. 216. – Геракл

Рис. 217. – Раненый воин.

Жизненные силы медленно покидают атлетически сложенное тело раненого воина, рука с мечом, на которую опирается полулежащий воин, медленно сгибается, ноги скользят по земле, не давая больше надежной опоры телу.

Для естественности изображения спокойно, раскованно стоящей фигуры человека тяжесть тела начали переносить на одну ногу (дорическая школа).

Рис. 218. – Аполлон из Помпей. 5 в. до н.э.

Рис. 219 – Пифагор Регийский. Гиацинт. 5в. до н.э.

Движения «Гиацинта» еще несколько резки и угловаты, трактовка волос близка к архаической, но уже полностью преодолена условная фронтальная композиция и скованность архаических статуй.

Еще большая свобода и естественность чувствуется в скульптуре «Победительница в беге» (Рис.220).

Девушка изображена в момент окончания бега. Впечатление замедляющегося бега достигнуто легким движением ног, чуть уловимым поворотом плеч, отведенными в сторону руками. Статуя была сделана из бронзы; римский копиист, повторивший ее в мраморе, добавил грубую подпорку.

Большинство знаменитых статуй известно нам по римским копиям, которые не передают всей красоты оригиналов. Римские копиисты их огрубляли и "засушивали", а переводя бронзовые изделия в мрамор, уродовали их неуклюжими подпорками.

Греческие подлинники, даже в обломках, поражают какой-то необычайной одухотворенностью, жизненной силой, они как будто дышат, кажется, что кровь движется в их мраморном теле. Сам мрамор иной, чем в римских статуях, не белый, а желтоватый, светоносный.

Больших успехов в передаче движения достигли мастера ионической школы.

Рис. 221, 222, 223. – Трон Людовизи.

«Трон Людовизи» - это скорее постамент для статуи Афродиты.

Это произведение отличает ясная и простая гармония, спокойная естественность движения фигур, хорошо моделированные естественные складки одежд. Хотя в строгой симметрии композиции есть отголоски архаического искусства, но это уже далеко не декоративная орнаментальная симметричность архаических композиций. Фигуры реалистичны и жизненны.

Мифологическая тема и сюжет продолжали господствовать в греческом искусстве, но культовая и фантастическая стороны мифа отошли на второй план, а на первый план выдвинулась этическая сторона мифа, раскрытие силы и красоты свободнорожденного эллина, гражданина и воина.

Поэтому в искусстве шли поиски типически обобщенных образов гармоничного совершенного человека.

Рождение нового эстетического идеала раскрывается в образе «Дельфийского возничего» (вторая четверть 5в. до н.э.) (Рис.224). Здесь запечатлен образ победителя в состязаниях.

Это одна из немногих дошедших до нас подлинных древнегреческих бронзовых статуй. Она была частью не дошедшей до нас большой скульптурной группы. Вся фигура пронизана чувством значительности и красоты человека.

Героический характер эстетических идеалов ранней классики получил свое совершенное воплощение в бронзовой статуе «Зевса Громовержца» (высота более 2м) (Рис.225).

О развитии скульптуры ранней классики в направлении ко все большему реализму свидетельствует и статуя "Мальчик, вынимающий занозу" (Рис.226). (Мраморная римская копия с бронзового оригинала).

Важным шагом к высокой классике были фронтонные группы и метопы храма Зевса в Олимпии (50-е гг. 5в. до н.э.) (Рис.227, 228, 229, 230).

Они достойно завершили период реалистических исканий ранней классики. Статуи храма Зевса отличаются подлинным реализмом.

Для фронтонов характерно свободное от строгой симметрии общее композиционное равновесие обеих половин фронтона. На них изображены целостные рассказы, в которых каждая личность занимает ясное и определенное место, а не является просто безликой частью орнаментальной композиции.

Отказавшись от полного подчинения скульптуры архитектуре скульпторы олимпийских фронтонов установили иные более глубокие связи между ними. Синтез скульптуры и архитектуры стал пониматься как свободное содружество и взаимодополнение равноправных и самоценных искусств.

Рельефы на метопах храма посвящены подвигам Геракла. Они отличаются лаконичной простотой и ясностью образов, яркой выразительностью действия. Расположение фигур на метопах, характер их движений тесно связан с архитектурой, нигде не нарушает границ, отведенных рельефу конструкцией.

Медленно и с большим трудом лицо человека в классической скульптуре освобождалось от застылости и отвлеченной безличности архаической скульптуры. Но греческие скульпторы не стремились к портретности и индивидуализации, т.к. создавали обобщенный образ идеального человека.

Реальные душевные состояния передавались обобщенно с помощью жестов, движения и мимики лица (Рис.231, 232, 233, 234, 235).

Труднейшей задачей в искусстве ваяния было фиксирование момента перехода от статики к движению. Стали применять т. н. «хиазм» (от греческой буквы «хи»), то есть перекрестное движение рук и ног, расположение плеч, корпуса, бёдер в разных плоскостях.

С наибольшей силой творческие искания ранней классики, ее поиски героических, типически - обобщенных образов выразились в деятельности великого греческого скульптора Мирона из Элевтер. Он работал в Афинах в конце 2-й и начале 3-й четверти 5в. до н.э. Подлинные работы Мирона до нас не дошли. О них приходится судить по мраморным римским копиям.

Стремясь к единству гармонически прекрасного и непосредственно- жизненного, Мирон освободился от последних отзвуков архаической условности, он стал мастером, объединившим в своем творчестве основные качества реалистического искусства ранней классики. Для него характерно совершенное пластическое выполнение человеческой фигуры, тонкое знание ее структуры и движений.

Рис. 236, 237. – Мирон. Дискобол 5в. до н.э.

14. Архитектура Др. Рима. Типы сводчатых перекрытий в Др. Риме.

15. Эгейское искусство

Архитектура Крита очень динамична, с живописными и световыми эффектами, причудливо асимметрична.

Композиционным и смысловым центром города был дворец правителя. Ок. 2000 г. до н.э. появились «Старые дворцы» - резиденции царей Крита (разрушены ок. 1700 г. до н. э., вероятно, землетрясением). Остатки «Старых дворцов» найдены в Кноссе, Фесте, Маллии, Гурнии. На развалинах «Старых дворцов» в 17 – 16 вв. до н. э. были построены «Новые дворцы», которые в основном сохранили те же принципы планировки. Раскопки позволили определить их основные архитектурные принципы: расположение многочисленных помещений в 2-3 этажа вокруг мощёного центрального прямоугольного в плане двора, ориентированного с севера на юг.

Наиболее значительным архитектурным памятником является Кносский дворец. Это огромный архитектурный комплекс построенных в разное время (в течение нескольких столетий) дворцовых помещений, группирующихся вокруг большого внутреннего двора (длина ок. 52 м, ширина 28 м ) (Рис. 150). Дворец в Кноссе превосходит остальные размерами и богатством оформления. Композиция дворца строго продумана, все помещения имеют прямоугольный план и ориентированы по сторонам света. Расположены помещения очень причудливо, на разных уровнях. Соединяются между собой лестницами, пандусами, коридорами, некоторые уходят под землю (общая площадь около 24 тыс. м2). Разновеликость и многочисленность помещений, сложные и неожиданные переходы от одного к другому, контраст обширных открытых пространств (дворы) и многоярусных вертикальных объёмов, световые колодцы и дворики, разновеликие колонны, лестницы, игра света и тени – всё создаёт эффект живописного перетекания пространства, его движения, тот эмоционально богатый художественный образ, который нашёл выражение в древнегреческом мифе о Лабиринте.

В западной части находились тронный зал, вероятно, святилище, 22 большие кладовые. В восточной половине были комнаты царицы, парадный зал. Дворец имел водостоки, комнату омовений – ванную. Стены оформляются росписями по штукатурке.

Одной из своеобразных особенностей эгейской архитектуры были расширяющиеся кверху деревянные колонны с базой из камня или гипса и широкой каменной капителью. Наряду с такими существовали и прямые или суживающиеся кверху колонны.

Рис. 151. – Лестничный зал и световой колодец в Кносском дворце. 17 - 16 вв. до н.э.

Дома богатых горожан по архитектуре и декору были близки дворцам, но не имели центрального двора.

В критских поселениях почти не было крепостных стен и военных укреплений.