Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Лекции Комисарова,Варенова и Азаренко.doc
Скачиваний:
8
Добавлен:
01.03.2025
Размер:
890.88 Кб
Скачать

Социально-экономическое и политическое развитие Китая (середина 17 – 18 веков)

Завоевание маньчжурами Китая сопровождалось разгромом городов. Жители этих районов оказали упорное сопротивление. Ущерб, нанесённый маньчжурами и восстаниями, был настолько велик, что восстановление экономики затянулось на несколько лет. Меры правительства – распашка целины, переселение крестьян в пустующие районы (это районы, где были восстания, боевые действия, где истребляли народ). А также снижение налогов, упорядочивание налоговой системы, отмена некоторых ограничений. Захватив власть, маньчжуры полностью сохранили старую систему землепользования. Установив свою собственность на землю, император стал самым крупным собственником земли. Lecture 22, 12 December 2006

Военно-феодальная маньчжурская знать, высший командный состав восьмизнамённых войск, знамённые (офицеры и солдаты) – все они получили земли, обработкой которой занимались крестьяне, прикреплённые к земле. В основном это были пленные китайцы. Эти бывшие пленные наделялись небольшими участками и должны были платить денежную натуральную ренту.

Безземельные крестьяне были в северном Китае – они поневоле переходили в личную собственность маньчжуров. В Пекине было сосредоточено 50 % восьмизнамённых войск. Остальные были расселены по реке Янцзы, в портовых городах. Эти земли, подобно поместьям, считались наследственными и освобождёнными от налогов. Освобождение от налогов было не без довеска – продажа этих земель и аренда строго запрещалась, обработкой занимались сами солдаты, их слуги, китайцы, члены семьи.

Выяснилось, что в Китае жизнь дорогая (много соблазнов), земля на севере не очень хорошая. Поэтому нередко влезали в долги – под залог своих земельных участков, хотя это запрещалось законом. В 1700х такой процесс получил широкое распространение, отдать долги не могли быстро. Поэтому солдаты теряли эту землю. В 1729 государство выкупило заложенные земли, а потом эти знамённые через некоторый срок должны были выкупить у казны. Они опять перезаложили эти земли и казне ничего не отдавали. Поэтому правительство в 1753 опять выкупило эти земли, но отдавать обратно не стало, передав их в ведение знамённым управляющим, которые сдавали их в аренду, а эти деньги шли на оплату солдат. К тому моменту знамённые войска уже более 100 лет военных действий не вели, став на обеспечение у государства и ничего не делая.

Военные поселения были в северо-западных районах, куда завозить зерно было дорого, а местного населения мало. Эти земли обрабатывали солдаты войск зелёного знамени – это китайцы (девятое знамя). У них не было привилегий. Меньше жалование, использовались для подавления местных мятежей как полицейские силы, часто их использовали в военных поселениях. Они работали просто за паёк.

Частное землевладение составляло 90 % всех обрабатываемых земель. Владельцы этих земель платили налоги, исполняли трудовые повинности (строительство ирригационных сооружений, укреплений, дорог). Далее ввели специальный налог за откуп от этой повинности – желающих было много поработать. Крупные землевладельцы и представители учёного сословия (шэньши) – это давало возможность стать государственным чиновником, что означало земельные пожалования (после выхода в отставку можно было жить). Оппозиции было много среди учёных – не хотели идти на службу к маньчжурам, пользовались большим авторитетом. Землёй владели представители купечества, землю которого обрабатывали крестьяне (аренда, субаренда… земля дробилась) – крестьянину оставалось только на прокорм.

В центре империи регулярным был учёт и кадастр земель для сбора налогов. Проводились тотальные переписи – через каждые 5 лет составлялись подушные списки мужчин от 6 до 60 лет. Этим занимались старосты деревень. Власти были в курсе, сколько примерно было населения. Все дворы делились на десятки и сотни. Во главе каждого десятка и сотни был начальник (староста), который освобождался от налогов, то есть государство ничего не платило за низовой аппарат чиновничества (крестьяне сами всё учитывали).

Основной налог – поземельный, размер был в зависимости от качества земли, делившейся на 9 категорий. А также была подушная подать, потому что земельный налог платили собственники, но не арендаторы земли. В 1716 ввели новую налоговую систему – подушную подать как составную часть поземельного налога (3/4 всех доходов правительства). Он взимался преимущественно серебром (ещё с 1581 при Минах, но тогда все против этого). В результате крестьянин таким образом связывался с рынком – продать продукцию за медные деньги, обменять на серебряные. На этом обмене наживались купцы, чиновники. Тяжёлым беременем были различные повинности – тягловый скот и носильщики для передвижения войск.

Общая тенденция аграрных отношений в 17-18 веках – рост частного землевладения при поглощении крестьянских наделов. Только 30 % крестьян имели свою землю. Остальные – арендаторы.

Ремёсла. Шелкоткацкое производство имело центр в Нанкине, где было до 30 тысяч ткацких станков в конце 18 века, по 4-5 тысяч станков – к югу от Янцзы (Суньчжоу, Янчжоу). Также было украшение тканей, красильные мастерские по нескольку десяткой наёмных рабочих – крашение тканей, секреты красок.

Горнодобывающая промышленность располагалась в юго-западных провинциях (медь, олово, железо). В 1720х в Китае было около 20 медных рудников, а в 1770х – более 40 (не считая всяких нелегальных промыслов). Добыча металла была государственной монополией, потому что оружие можно было изготовить. Покупалась у государства лицензия, и устанавливался государственный контроль над производством – специальные государственные инспектора, государственные заказы ниже рыночных цен. Поэтому многие нелегально добывали. В 1750-1760е на рудниках работало более 700 тысяч человек. А также рудокопы, работавшие без разрешения властей.

Увеличение производства металлов и улучшение способов обработки. Ещё в 18 веке получили металлический цинк и металлический никель (раньше, чем в Европе). Никель – очень тугоплавкий металл. Цинк – никель – медь (по возрастанию температуры плавки). По технологии самогоноварения – цинк оседает при выплавке. Таким образом цинк и получали. Сплав меди и цинка – латунь, меди и никеля – нейзильбер (German silver). Китайские шахты были глубиной до нескольких сот метров с совершенной системой вентиляции и откачки воды. Освещение – только за счёт огня… Бамбуковые трубы – на юге Китая растёт много бамбуков. Труд на шахтах тяжёлый, и там работали преступники.

Несмотря на наличие мануфактур, мелкое ремесло продолжало существовать в больших размерах как в средние века. В 781 прошла реформа – свободная купля /продажа земли (что до сих пор у нас не могут сделать), и с тех пор там ничего не менялось, то есть государство отказалось от земли как своей государственной собственности. Частные земли вообще налогом не облагались. Поэтому и реформу 781 провели. Чем больше земли, тем больше налог. Но через 150 лет крестьяне опять затевали войны… Из 40-45 млн человек китайского населения в рамках этих крестьянских войн большая часть погибала – оставалось 10 млн человек. Такие циклы продолжались регулярно.

Хан – цехи ремесленников и торговцев (они были зачастую едины в одном лице). Например, первый этаж – лавка, второй этаж – мастерская, позади – спальня. То есть мастера были одновременно продавцами своих изделий. Чтобы не было перепроизводства, конкуренции, эти цехи определяли всем цены, количество изделий. Нарушавшим правила предусматривались наказания. Вне ханов быть нельзя. Для властей это было удобно – взимали налоги с хана (а там уже сами определяйтесь, какой мастер, сколько платит). Иногда были особые союзы Чунсо (как гильдии) – в них были наиболее состоятельные лица. Усиление специализации, господство цехового строя, мелочная регламентация, долгое ученичество (по наследству!) – всё это препятствовало развитию мануфактуры и перехода на новый уровень. Нововведения не принимались и запрещались.

Государственные мануфактуры были в монополиях – производство пороха, железной и медной руды, медных изделий, нелегальном производстве оружия, соляном деле (рис и овощи невозможно есть без соли), судостроение (военное дело и торговля), шёлка, фарфора (экспортная продукция), полиграфическом производстве (идеология). Вожди крестьянских восстаний происходили зачастую из соляных контрабандистов (деньги у них имелись).

Монополию на полиграфическое дело установили, чтобы китайские книжники всякие гадости про маньчжуров не писали. Идеологический контроль устанавливается с 1670-1680х, когда уже успели понаписать про Цинов. Историописание в Китае вообще всегда было государственной монополией. Остальные истории считались «дикими». Каждая новая династия писала историю предшественницы – обоснование закономерности гибели старой и смены новой династией. Эпизоды сопротивления из истории изымались.

В основном на мануфактурах трудились приписные ремесленники – трудовые повинности по закону (на цех такую трудовую повинность налагало государство). Потом таким работникам стали выплачивать денежное жалованье и натуральный паёк. А также использовался труд осуждённых преступников – ссылка на рудники, либо в пограничные районы. Во второй половине 18 века началось широкое применение наёмного труда на государственных мануфактурах (приписных не хватало).

Частные мануфактуры появились ещё при первом маньчжурском императоре Шуньчжи (1644-1661), который издал постановление – владелец ткацкой мастерской не мог иметь более 100 станков (чтобы не было антиманьчжурских выступлений). В начале 18 века этот запрет сняли. Но всё равно ограничение развития частного предпринимательства было – нельзя открывать новые рудники и большие налоги. Из 100 % добытой руды казна забирала 20 % как налог, 40 % покупала по низким государственным ценам. Это в лучшем случае – иногда забирало всю продукцию по низким ценам.

С постепенным восстановлением государственного хозяйства и экономики возобновляются экономические связи, устойчивые рынки, специализация районов страны. С ростом товарного производства особенно в юго-восточных районах большую роль начинают играть скупщики. Купечество облагали большим налогом, лихоимство, внутренние пошлины, мешали торговле и цеховые ограничения в области торговли. А также мешали государственные монополии на соль и чай (торговля с Индией). Никакой свободной торговли и развития предпринимательства.

Сложный государственный аппарат строился по образцу государственного аппарата династии Мин, которая, в свою очередь, взяла от времён Цинь Ши Хуанди:

  • те же 6 ведомств – чиновников (кадровая политика), церемоний (текущая государственная административная работа), налогов, военных дел, уголовных дел, общественных работ.

  • то же деление на провинции;

  • те же название чиновничьих должностей, воинских званий.

А также другие центральные учреждения, контролирующие работу чиновников,– палата цензоров. Эти инспекторы проводили обследования на местах, имея право доклада непосредственно императору (а все остальные докладывали своему непосредственному начальнику, поэтому нарушения, злоупотребления не доходили до центра). Так что получалась забавная борьба – евнухи занимали только дворцовые должности, беря государственное управление в свои руки от имени императора. Эта традиционная борьба для Китая – с придворными служителями.

Помимо палаты цензоров существовал верховный суд – рассматривал кассации. Была палата уголовных дел – исполнение наказаний. Специального министерства иностранных дел не было – приказ церемоний к востоку и югу. Китай рассматривал все территории вокруг него вассальными. Палата по зависимым территориям. Ни одного суверенного государства не было вокруг Китая. Из Европы приезжали с моря – их принимала палата по зависимым территориям. Контроль над местными органами власти осуществляли наместники. Хотя своеволия губернаторов не допускалось.

Согласно традиции, поступление на государственную службу происходило через государственные экзамены – местный, провинциальный, столичный уровень экзаменов, который заключался в написании анонимного сочинения. За него можно было получить 3 степени; 1) уездный чиновник (мог сдавать следующий экзамен); 2) провинциальный чиновник; 3) столичный чиновник (сразу начальник уезда как минимум).

По возрасту ограничений на экзамен не было. Экзамены проводились каждые 3 года. Подготовка к ним заключалась в заучивании древних конфуцианских текстов (а на экзамене подбирали цитаты из заученного), то есть сочинение получалось в архаической форме. Шло ранжирование по уровню написанного сочинения – это был произвол экзаменаторов (про что писали сатирические повести). Экзамен сдавать не так просто – их запирали на 2-3 дня. В основном писали богатые. Пока династия была на подъёме, система работала. Но с течением времени система коррумпировалась – за деньги получали место в государственном аппарате.

Должность как уважение. Образование в Китае формально было бесплатным – в каждой деревне с 10-11 веков были школы (конфуцианский принцип поиска лучших). Экзамены нельзя было сдавать проституткам, рабочим и бомжам (те, кто не попал в перепись, жили на воде). Жалование учителю, школе и храму выдавалось со специального участка в деревне. Учили талантливых в семье, таких не перезагружали домашней работой. Вся деревня состояла из 2-3 семей, то есть все были родственниками. Поэтому талантливых освобождали от физических работ и давали возможность обучаться.

Важной опорой Цинов была армия – восьмизнамённые войска маньчжуров, монголов (южную Монголию завоевали раньше, чем Китай), а также китайцы, которые сдались до 1684. В основном несли гарнизонную службу, редко воевали против внешнего врага, имели ряд привилегий. Войска зелёного знамени состояли из этнических китайцев. Восьмизнамённых войск было в 3 раза больше, чем зелёного знамени. В основном войска зелёного знамени использовались против врагов на юге и юго-западе.