Наследственное право Ассирии
Общинный надел, включавший дом, сад и поле, наследовался только сыновьями (женщины к разделу наследства не допускались) по следующей схеме. Старший брат получал 1/2 всего имущества, другая половина по жребию распределялась между всеми братьями, включая старшего. В этой норме мы можем видеть действие нескольких принципов наследственного права.
наследование происходило только по линии агнатов, когнаты исключались;
наследование осуществлялось согласно принципу первородства; сделано это было, очевидно, для того, чтобы понудить уже разделенных таким образом братьев поступить на службу к царю, скорее всего военную.
Однако братья могли и не производить раздел наследства и продолжать вести его сообща. Имущественная ответственность при этом падала на каждого из них в отдельности, солидарности не возникало. При наступлении ответственности кого-либо из братьев, производился принудительный раздел имущества.
Права сыновей на наследуемое имущество своих отцов доходят до того, что украшения их матери или мачехи, подаренные ей их отцом, по наследству отходили сыновьям. В случае отсутствия детей мужского пола украшения вольны были забрать дочери. Однако приданое матери отходит по наследству только ее родным сыновьям. Этой же статьей предусмотрено, однако, исключение из общего для всех семитов правила.
"Но если муж потребует от нее, то она может отдать любым сыновьям своим".
В случае отсутствия у человека сыновей от законной жены к наследству призывались дети от его наложницы.
Брак и семья
Итак, ассирийцы знали моногамный брак. Институт конкубината не известен. Наложница может стать законной женой, в таком случае брак уже будет полигамным.
Кроме того, полигамия может наступить в случае заключения второго брака, но при этом надо различать, вступает ли человек во второй брак при жизни первой супруги или он вдовец и вторичный брак ему разрешен сам по себе.
Суть брака - обыкновенная покупка жены. Жених обязан был внести брачный выкуп (biblu) за невесту своему тестю (отцу невесты). Невеста переходит в дом своего мужа с приданым (Sirku), которое наследуют ее дети от этого мужа. При этом законы следуют принципу рациональной целесообразности, которым славилось ассирийское военное государство. Поскольку моментом заключения брака являлось совершение определенных магических действий, которые, как правило, следовали за совершением материальной передачи выкупа и приданого, значит, возможна была подмена как жениха, так и невесты в предстоящем браке. Рационализм здесь проявлялся в том, что в случае смерти жениха и невесты их отцы все равно могут породниться, заменив убывших новыми кандидатурами своих детей, чтобы не нанести тем самым друг другу имущественного ущерба. Так, если брак в конце концов не состоялся по вине отца невесты, брачный выкуп жениха, кроме съестных припасов, подлежал возврату. Аналогичное правило применялось в отношении провинившегося отца жениха - он обязан был вернуть приданое.
Форма заключения брака у ассирийцев была достаточно поэтичной. Различают несколько обрядовых (символических) действ. Покрытие покрывалом невесты, возлияние на голову суженой благовонного масла на пиру, поднесение на пиру huruppate - свадебных даров (следует отличать от свадебного выкупа -biblu). Только после совершения этого обряда брак считался заключенным. Так, законы в ст. 43 говорят, что после совершения этих обрядов и, если жених умрет, то свекор имеет полное право уже сам выдать свою сноху замуж за одного из своих сыновей - братьев умершего, причем "он может отдать ее какому хочет из остальных сыновей от старшего до младшего, которому исполнилось 10 лет". Если девушку выдают за того, кому не исполнилось еще 10 лет, то согласие ее отца (тестя) на такой брак становится обязательным, но при этом он, если не дает согласия, должен вернуть biblu .
Помимо этих форм брака, следует различать брак через залог.
А если она жила в бедственном положении, то она свободна для своего оживителя. Таким образом, "оживленную" (отданную в залог женщину) можно было выдать замуж, но брачный выкуп (biblu), внесенный за такую женщину, становился предметом спора между кредитором и залогодержателем, из чего можем видеть, что личности кредитора и держателя залога могла уже и не совпадать. Из содержания этой статьи видно также, что в Ассирии очень часто женщин отдавали в залог, имея в виду не саму ее (in corpore), а ту выгоду - брачный вкуп, ее biblu, из которого и происходило удовлетворение долга.
Власть мужа над женой в ассирийской семье отличалась большей строгостью и моральным ригоризмом, чем это было в Вавилонии.
Муж управляет, а по сути владеет и распоряжается приданым супруги, следит за ее поведением. Ассирийский закон необычайно подробно рассматривает многие виды прелюбодеяний.
Инициатором развода по ассирийским законам мог быть только муж. Процедура при этом была проста.
"Если человек оставит свою жену, то если найдет нужным, может дать ей что-нибудь, если не найдет нужным, может ей ничего не давать; она должна уйти с пустыми руками" (ст. 38 Ш-ей таблицы САЗ).
Только очень длительный срок отсутствия супруга на месте жительства жены мог служить основанием для расторжения брака по факту отсутствия. Фактически брак не расторгался - жена уходила жить к другому мужчине. Аналогичные постановления содержались и в кодексе Хамураппи срок отсутствия был установлен в три года, а в Ассирии - в 5 лет. Если муж задерживался по форсмажорным обстоятельствам (война и пр.) сверх 5 лет, жена обязана была ждать вечно, во всяком случае, по возвращении он мог взять ее обратно от кого угодно.
Ассирийский закон подробно регулирует случай вступления мужчины и женщины в повторный брак (ahuzitu). Повторный брак возможен в случае смерти кого-либо из супругов, в случае изнасилования девственницы насильник обязан был на ней жениться, брак заключался по форме ahuzitu . В последнем случае уплачивалась тройная ставка biblu.
