Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Теория и история лингв.н.—Шарафутдинова.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.03.2025
Размер:
2.79 Mб
Скачать

.Морфема как основная единица морфемно-морфологического уровня

Морфема рассматривается как «мельчайшая единица языка» (Л. Блум- фильд), «мельчайшая значимая часть слова» (И.А. Бодуэн де Куртене), грамма­тическое средство, «выражающее отношения между идеями» (Ж. Вандриес). Морфема - это минимальная двусторонняя единица языка, т.е. такая единица, «в которой 1) за определенным экспонентом закреплено то или иное содержа­ние и которая 2) неделима на более простые единицы, обладающие тем же свойством» [9, с. 131 ].

Когда мы говорим о морфематическом уровне языка, мы сталкиваемся с такими понятиями как «морф», «морфема», «алломорф», «словоформа». Разни­ца между морфом и морфемой заключается в том, что морф - есть конкретная морфема в потоке речи (конкретный речевой экземпляр фонемы), а морфема - есть абстрактная единица, которая существует в каждом конкретном морфе и является кратким наименованием класса семантически и функционально тож­дественных морфов, например, в словах ленинград-ец и пенинград-ц-а, кииг-а и KHUjfc-HUK. В первой паре слов различные морфы -ец и представляют одну и ту же суффиксальную морфему. Таким образом, морфема - это обобщенная единица, тогда как морфы - это, конкретные представители морфемы, обнару­живаемые при членении слова. Функции морфемы - словообразующая (обра­зует новые слова) и формообразующая (образует грамматическую форму сло­ва).

Классификация морфем

По роли в слове морфемы делятся на корневые и аффиксальные, а по ро­ли в структуре языка - на словообразовательные и формообразовательные (сло­воизменительные). Аффиксальные морфемы, в свою очередь, делятся на пре­фиксальные, суффиксальные, флексийные, интерфиксальные и лостфлксаль- ные. Флексийными морфами в русском языке являются такие морфы, взаимоза­мена которых в словоформах приводит к изменению рода, числа, падежа, лица, например: сгпен-а, стен-ы, стен-е. Флексийные морфы обычно занимают место в конце словоформы; после них в словоформах могут выступать только морфы: ~ся, -съ, -те, называемые постфиксалытми. Интерфиксалъными (соедини­тельными) называются морфемы, находящиеся между двумя корневыми мор­фами, например: молок-о-воз. Аффиксальные морфы, находящиеся в составе основы перед корневым морфом, называются префиксальными, а находящиеся между корневым и флексийным морфами - суффиксальными.

Слово как центральная единица лексико-семанги чес ко го уровня языка

Лексико-семантический уровень языка охватывает два, тесно связанных между собой раздела языкознания - лексикологию (от греч. lexikos - относя­щийся к слову и logos - учение) и семасиологию.

Слово - это основная структурно-семантическая единица языка, служа­щая для именования предметов и их свойств, явлений, отношений действитель­ности, обладающая совокупностью семантических, фонетических, грамматиче­ских признаков, специфичных для каждого языка. Характерные признаки слова - цельность, выделимость и свободная воспроизводимость в речи. В слове раз­личаются следующие структуры: фонетическая (организованная совокупность звуковых явлений, образующих звуковую оболочку слова), морфологическая (совокупность морфем), семантическая (совокупность значений слова). Разли­чаются лексическое значение и грамматическое значение слова (соответственно значащая и формальная его часть). Совокупность грамматических значений, выраженных определенными языковыми средствами, образует грамматическую форму слова. В плане выражения в слове выделяется лексема, в плане содержа­ния - семантема (семема). В слове выделяется основная и производная формы (например, именительный и косвенные падежи у существительных), основные и производные значения, связанные определенными отношениями. Слово - но­ситель комплекса значений разной степени обобщенности, принадлежащих разным уровням языка. На основании своих семантических и грамматических признаков слово относится к определенной части речи, выражает в своем со­ставе предопределенные системой данного языка грамматические значения (например, прилагательные русского языка выражают значение рода, числа, падежа). В значении слова закрепляются результаты познавательной деятель­ности людей. В структурном отношении слово может состоять из ряда морфем. Слово представляет собой строительный материал для предложения, в отличие от которого, не выражает сообщения.

Понятие слова стихийно присутствует в сознании носителей языка. Уже на начальных этапах развития лингвистики было обращено внимание на план выражения и план содержания слова. В древнегреческой философии (Плато­ном, Аристотелем) основное внимание уделялось семантической стороне слова - его отношению к обозначаемому предмету и к идее о нем. Морфологический аспект был объектом внимания александрийских грамматиков. В эпоху средне­вековья в Европе исследовалась в основном семантическая сторона слова, его отношение к вещам и понятиям. Грамматика Пор-Рояля, определяя слово как ряд «членораздельных звуков, из которых люди составляют знаки для обозна­чения своих мыслей», отмечает и формально-звуковую и содержательную сто­роны слова. Семантические процессы в слове детально исследовались Г. Пау­лем, М. Бреалем, И.М. Покровским. Одновременно углублялась теория грамма­тической формы слова. Гумбольдт положил ее в основу типологической клас­сификации языков. В России морфология слова исследовалась А.А. Потебней и Ф.Ф. Фортунатовым, которые различали слова самостоятельные и служебные.

Системный подход к языку поставил в изучении слова новые задачи: оп­ределение слова как единицы языка, критерии его выделения, изучение содер­жательной стороны слова, методов ее анализа; исследование системности лек­сики; изучение слова в языке и речи, в тексте.

В истории науки было выдвинуто более 70 различных критериев опреде­ления слова, в основе которых лежали графические, фонетические, структур­ные, грамматические, синтаксические, семантические, системные принципы.

Морфологический критерий исходит из того, что морфологический пока­затель оформляет слово в целом, а не его часть или словосочетание. Этот кри­терий нередко позволяет отделить слово от сочетания слов, но и он не универ­сален. Так, части сложного слова могут получить отдельное морфологическое оформление (франц. bonhomme 'добряк' - мн. ч. bonshommes), морфологиче­ский формант может оформлять словосочетание (англ, 's в the King of England's,., 'английского короля').

Согласно синтаксическому критерию, слово - либо потенциальный ми­нимум предложения, либо минимальная синтаксическая единица. Однако этот критерий не позволяет отделить от морфем служебные слова, не способные со­ставить отдельные предложения. Применяемый исключительно на синтагмати­ческом уровне, синтаксический критерий ведет к выделению не слов как тако- вых, по членов предложения, которые могут объединять ряд слов% (ср.; «Где он?» - «В школе», а не «школе»).Согласно семантическому критерию, слово - все, что выражает одно определенное понятие (А.А. Реформатский, А. Ельмслев). Слово - минималь­ная значимая единица, для которой существенным оказывается идиоматичность значения, т.е. отсутствие полного параллелизма между значением целого и зна­чением компонентов. Однако один только семантический критерий не позволя­ет отличить слово от фразеологического или терминологического словосочета­ния.

По способу номинации различаются четыре типа слов: самостоятельные (знаменательные, полнозначные) слова, обладающие самостоятельной номина­тивной функцией, обозначающие действительность самостоятельно, непосред­ственно, обособляют самый обширный и основной тип слова - существитель­ные, прилагательные, глаголы, наречия, числительные. Служебные слова, не обладая самостоятельной номинативной функцией, а также грамматической и фонетической самостоятельностью, могут указывать на явления языкового ми­ра, лишь употребляясь с самостоятельными словами. Они не могут составить отдельные высказывания и либо образуют один член предложения с самостоя­тельным словом (предлоги, артикли), либо связывают члены предтожения и предложения (союзы), либо замещают структурно член предложения (место­именные слова - заместители), либо оформляют предложение в целом. Место­именные слова обозначают предметы опосредованно, либо по отношению к ли­цам речи. Они опираются на речевую ситуацию или на соседние высказывания, выполняя тем самым связующую функцию в тексте. Междометия обозначают явления действительности нерасчлененно, в связи с чем не имеют грамматиче­ской оформленности и не могут вступать в синтаксические отношения с други­ми словами.

По фонетическому признаку различаются слова одноударные (самостоя­тельные слова), безударные и мпогоударные. По морфологическому признаку различаются слова изменяемые (глаголы) и неизменяемые (многие наречия), простые, производные, сложные; по мотивированности: немотивированные и мотивированные. По семантико-грамматическому признаку слова группиру­ются в части речи. С точки зрения структурной цельности различаются слова цельные и членимые. Последние состоят из знаменательной части и элементов, несущих словообразовательную или грамматическую функцию. Грамматиче­ский элемент в аналитических словоформах выполняет не синтаксическую функцию, а морфологическую, в связи с чем в некоторых описаниях его иазы- вают, чтобы отличить от служебного слова, отделимой морфемой или «вспомо­гательным словом», например, «буду» в «он будет врачом» - служебное слово, в «он будет читать» - вспомогательное.

В семантическом отношении различаются слова однозначные и много­значные, абсолютные, способные употребляться отдельно, и относительные, требующие дополнения. В предложении слово вступает в тонкие семантиче­ские отношения с другими словами и элементами состава предложения. Это взаимодействие вместе с соотнесенностью и ситуацией определяет конкретную реализацию значения слова, его семантическую значимость.

Слова дифференцируются по исторической перспективе (неологизмы, архаизмы), по сфере использования (термины, профессионализмы, поэтизмы). По словообразовательным связям выделяются однокоренные слова, по семан­тической соотносительности - антонимы, синонимы, гиперонимы и гипонимы, по звуковому и семантическому признаку - паронимы.

Синтаксический уровень. Предложение

Синтаксический уровень языка характеризуется набором своих единиц, к которым относятся словосочетание и предложение.

«Словосочетание - это соединение двух или более знаменательных слов, связанных по смыслу и грамматически, и представляющих собой сложные на­именования явления объективной действительности, например: студенческое собрание, человек среднего роста, читать вслух. Являясь наряду со словом эле­ментом построения предложения, словосочетание выступает в качестве одной из основных синтаксических единиц» [4, с. 209].

Предложение - одна из основных грамматических категорий синтакси­са, противопоставленная в его системе слову и словосочетанию по формам, значениям и функциям. В широком смысле это любое - от развернутого син­таксического построения до отдельного слова или словоформы - высказывание (фраза), являющееся сообщением о чем-либо и рассчитанное на слуховое или зрительное восприятие. Предложение может быть простым или сложным. В уз­ком, собственно грамматическом, смысле простое предложение - это такая единица сообщения, которая, будучи образована по специально предназначен­ному образцу, обладает значением предикативности и своей собственной се­мантической структурой, обнаруживает их в системе формальных изменений и имеет определенную коммуникативную задачу, выражающуюся интонацией и порядком слов. Основными характер истинам и простого предложения являют­ся: его синтаксическая структура, семантическая структура, порядок слов и ин­тонация по законам данного языка, члены предложения.

До сих пор среди ученых нет единого мнения относительно того, отно­сится ли предложение к языку или оно относится только к речи. Так, В.М. Солнцев считает, что конкретные предложения являются принадлежностью ре­чи [11, с. 17]. А.И. Смирницкий определяет предложение как единицу речи. Бо­лее правомерной, видимо, является другая точка зрения, согласно которой, предложение, как важнейшая синтаксическая единица, относится и к языку, и к речи. «Предложение характеризуется двуединой направленностью: как ячейка речевого общения, элементарный цельный коммуникативный акт, оно обраще­но к речи, но как синтаксическое построение, система синтаксических форм и отношений с модально-предикативной связью в основе, - относится к языку. Всякое предложение есть факт речи, а лежащая в его основании синтаксическая структура, или модель, - принадлежность языка» [7, с. 216]. Специфическая функция предложения - коммуникативная (служит для общения, установления связи между явлениями и передачи информации).

В зависимости от цели сообщения предложения могут быть повествова­тельными, вопросительными или побудительными. При парадигматическом подходе к предложению как к единице, обладающей формоизменением, воз­можна и более детальная классификация предложений по цели высказывания, охватывающая также предложения со значениями сослагательности, условно­сти, желательности, долженствования. Простое предложение как элементарная синтаксическая конструкция состоит из двух форм слов, объединенных друг с другом специфическим, существующим только в предложении синтаксическим отношением, либо, реже, из одной формы слова (например: Ученик пишет. Ночь. Светает.). Предложение может быть распространено по правилам при- словных связей - согласования, управления, примыкания, либо словоформами, распространяющими предложение в целом; например, На Камчатке сейчас уже ночь; либо причастными, деепричастными и другими оборотами, либо специальными распространенными формами слов, союзными сочетаниями.

Элементарный отвлеченный образец, по которому строится простое не­распространенное предложение, составляет его предикативную основу, струк­турный образец. Эти образцы классифицируются по разным основаниям: одно- компонентные и двухкомпонентные, свободные и ограниченные со стороны лексического состава, имеющие или не имеющие парадигматические характе­ристики, нефразеологизированные и фразеологизированные. Каждый язык име­ет свою систему таких структурных образцов. Отдельные образцы в разных языках могут совпадать, но системы в целом всегда различаются. Например, для индоевропейских языков характерны так называемые двухкомпонентные структурные образцы, содержащие сказуемое, т.е. глагол в личной форме, и подлежащее, т.е. форму именительного падежа имени или инфинитив. Сказуе­мое всегда обозначает осуществляющийся во времени предикативный признак, а подлежащее - субъект, т.е. носителя или производителя этого признака. Ин­доевропейским языкам принадлежат и другие образцы простого предложения, в том числе одно компонентны е. Структурные образцы лежат в основе конкрет­ных предложений, например, следующие предложения построены по одному глагольно-именному образцу: Ученик пишет. Наступила ночь. Эти - по двух- именному образцу: Сын - рабочий. Москва - столица. Следующие предложе­ния построены по гл&голыюму образцу: Светает. Сквозит. Эти предложения составлены по собственно именному образцу: Ночь. Зима. Присутствие глагола в структурной основе предложения не обязательно. Существует много типов предложения, строящихся без участия глагола, средствами собственно имен.

Предложение, как информативная единица, обладает большими строевы­ми и коммуникативными возможностями, Оно несет в себе сообщение, как правило, не изолированно, а в окружении других сообщающих единиц и связа­но с ними содержательными, а часто и синтаксическими отношениями. Входя в текст в качестве его структурирующего компонента, предложение вместе с дру­гими единицами организует соответствующее сверхфразовое единство и соот­носит его части друг с другом

.Сложное предложение - это объединение двух (или более) простых предложений средствами союзов, союзных слов или союзных частиц в некое повое синтаксическое образование, части которого вступают друг с другом в определенные синтаксические отношения. При этом одна из частей может пре­терпевать существенные структурные изменения, либо вообще иметь такую формальную организацию, которая простому предложению не свойственна. В зависимости от того, какие средства связывают части сложного предложения, эти предложения делятся на сложносочиненные (с формально независимыми друг от друга мастями) и сложноподчиненные (с главной и придаточной ча­стью). Однако внутренние отношения частей и в том и в другом случае часто оказываются не совпадающими с формальной организацией сложного предло­жения, и семантические характеристики сложносочиненных и сложноподчи­ненных предложений перекрещиваются.