
- •§ 2. Кодификация и прогрессивное развитие международного морского права 489
- •§ 2. Кодификация и прогрессивное развитие международного морского права 491
- •Раздел IV Конвенции касается режима прилежащей зоны. Она не
- •§ 2. Кодификация и прогрессивное развитие международного морского права 493
- •§ 2. Кодификация и прогрессивное развитие международного морского права 495
- •§ 2. Кодификация и прогрессивное развитие международного морского права 497
Международное морское право: кодификация и прогрессивное развитие.
Международное морское право— это отрасль международного публичного права, определяющая правовой статус морских пространств и порядок использования пространств и ресурсов в мирных целях.
Основные принципы международного морского права.
принцип свободы открытого моря(море не может быть подчинено под суверенитет никакого народа)
принцип использования открытого моря в мирных целях.
Принцип рационального использования морских ресурсов.
Принцип предотвращения загрязнения морской среды.
Принцип свободы морских научных исследований (все государства независимо от их географического положения и компетентные международные организации имеют право проводить морские научные исследования при условии соблюдения прав и обязанностей других государств)
Кодификация и прогрессивное развитие международного морского права.
основные этапы официальной кодификации международного морского права:
Первый этапсвязан с деятельностью Лиги Наций. В 1930 г. была созвана Гаагская конференция для рассмотрения проекта Международной конвенции о территориальных водах, который был подготовлен Комитетом экспертов по прогрессивной кодификации международного права Лиги Наций. Он состоял из двадцати восьми пунктов. Согласно п. 1 го- сударство обладает суверенитетом над морской зоной, омывающей его берега; эта зона образует его территориальные воды. Ширина территори- альных вод составляет три мили. В открытом море, сопредельном с тер- риториальными водами, прибрежное государство может принимать меры контроля, необходимые для избежания на своей территории или в своих территориальных водах нарушения правил таможенной или са- нитарной полиции либо покушения на безопасность со стороны ино- странного государства. Эти меры контроля не могут быть приняты за пределами 12 морских миль, считая от берега. В пп. 6—18 этого проекта излагаются методы отсчета ширины территориальных вод. В соответст- вии с п. 19 прибрежное государство должно иметь право мирного прохо- да через свои территориальные воды; полицейские и навигационные правила, которым могут быть подчинены эти суда, должны применяться таким образом, чтобы уважать право прохода в условиях полного равен- ства. Право мирного прохода распространяется на лиц и товары. В п. 26 определяется порядок преследования иностранного судна, а п. 27 при- знает за государством порта право на осуществление уголовной юрис- дикции.
Конференция одобрила проект из тринадцати статей и рекомендова- ла Совету Лиги Наций направить эти статьи государствам для рассмот- рения.
Конференция рассмотрела также проект из восьми статей, состав- ленный подкомитетом, которые помещены в качестве приложения к докладу II Комитета по территориальным водам. В них даются опреде- ления залива, порта, рейда, острова, пролива и т. д.
Гаагская конференция по кодификации международного права в во-
просе о территориальных водах сыграла в целом позитивную роль в ста-
новлении норм международного морского права. Проекты статей, рас-
смотренных и одобренных Конференцией, были в дальнейшем учтены
при кодификации и прогрессивном развитии международного морского
Иную периодизацию кодификации международного морского права предла-
гает А. Л. Колодкин: первый этап — это период подготовки и принятия Женев-
ских конвенций по морскому праву 1958 г.; второй этап — после II Женевской
конференции 1960 г.; третий этап — с начала подготовки III Конференции ООН
по морскому праву (см.: Колодкин А. Л. Мировой океан. М., 1972. С. 26—30).
В. Н. Гуцуляк считает, что в истории развития современного международного
публичного морского права можно выделить два этапа: первый этап принято свя-
зывать с результатами Женевской конференции по морскому праву 1958 г., а вто-
рой этап — с III Конференцией по морскому праву 1973—1982 гг. (См.:
Гуцуляк В. Н. Морское право. М., 2000. С. 7.)
§ 2. Кодификация и прогрессивное развитие международного морского права 489
права в рамках ООН и других международных организаций и конферен-
ций1.
Ввиду отсутствия универсальной нормы о ширине территориально- го моря и континентального шельфа ряд государств объявили о своих правах на воды и дно открытого моря. Например, в 1945 г. США заяви- ли о своем праве на природные ресурсы морского дна и его недр на континентальном шельфе, находящемся под водами открытого моря, но прилежащем к побережью США. Кроме того, США заявили также о своем праве неустановления в водах открытого моря, примыкающих к побережью Соединенных Штатов, рыбоохранных зон, ресурсы кото- рых должны резервироваться для рыбаков США и других стран, тради- ционно ведущих там лов рыбы. Вслед за США аналогичные действия предприняли страны Южной и Центральной Америки. В октябре 1946 г. Аргентина заявила о своем праве на владение шельфом и эпи- континентальным морем над ним шириной 200 миль. Чили и Перу в 1947 г. и Эквадор в 1950 г. провозгласили свой суверенитет над 200-мильной зоной.
Многочисленные притязания на ресурсы и пространства открытого моря подтолкнули мировое сообщество к необходимости кодификации обычных норм международного морского права и разработки новых, учитывающих разнообразные интересы государств. Второй этап кодификации норм международного морского права связан с деятельностью ООН.
На первой сессии в 1949 г. Комиссия международного права ООН (КМП) представила предварительный перечень, состоящий из четырна- дцати вопросов, подлежащих кодификации. В этот перечень были вклю- чены также вопросы, касающиеся режимов открытого моря и террито- риальных вод. В докладе, представленном КМП Генеральной Ассамблее в 1950 г., был сделан обзор различных вопросов, касающихся режима от- крытого моря, среди них: национальность судна, безопасность человече- ской жизни на море, работорговля, подводные телефонные кабели, мор- ские ресурсы, право преследования, прилежащие зоны, стационарные рыбные промыслы, континентальный шельф.
В 1951 г. КМП в предварительном порядке одобрила проекты статей по следующим вопросам: континентальный шельф, морские ресурсы, стационарные рыбные промыслы, прилежащая зона.
В 1953 г. на пятой сессии КМП после повторного рассмотрения предварительных проектов статей в свете замечаний правительств подго- товила окончательные проекты по трем следующим вопросам: конти- нентальный шельф, рыбные промыслы и прилежащая зона.
Однако Генеральная Ассамблея на VIII сессии в 1953 г. поручила КМП дополнительно изучить проблемы, касающиеся режимов открыто- го моря и территориальных вод, и представить по ним доклад на очеред- ную сессию Генеральной Ассамблеи. КМП на восьмой сессии одобрила заключительный доклад по мор- скому праву, содержащий семьдесят три статьи и постатейный коммен- тарий к ним1.
В соответствии с рекомендацией Комиссии Генеральная Ассамблея Резолюцией 1105 (XI) от 21 февраля 1957 г. постановила созвать между- народную конференцию полномочных представителей ≪для рассмотре- ния морского права с учетом не только юридической, но и технической, биологической, экономической и политической сторон проблемы и для использования результатов работы конференции в одной или несколь- ких международных конвенциях или в таких других актах, какие она признает подходящими≫.
Конференция ООН по морскому праву проходила в Женеве с 24 февраля по 27 апреля 1958 г. Среди восьмидесяти шести государств, представленных на Конференции, семьдесят девять являлись членами ООН, а семь, не являясь ее членами, входили в состав ее специализиро- ванных учреждений.
Конференция 29 апреля 1958 г. одобрила четыре конвенции и Фа- культативный протокол, и все они были открыты для подписания до 31 октября 1958 г. Далее кратко излагается содержание одобренных документов2. Конвенция об открытом море. Состоит из тридцати семи статей. Под открытым морем понимаются все части моря, которые не входят ни в территориальное море, ни во внутренние воды какого-либо государст- ва. Открытое море открыто для всех наций, и никакое государство не вправе претендовать на подчинение какой-либо части его своему сувере- нитету. Свобода открытого моря включает, в частности, свободу судо- ходства, свободу рыболовства, свободу прокладывать подводные кабели и трубопроводы, свободу летать над открытым морем. Каждое государст- во независимо от того, является ли оно прибрежным или нет, имеет пра- во на то, чтобы суда под его флагом плавали в открытом морс.
В ст. 15—22 Конвенции дано определение пиратства и регламентиру- ется порядок захвата пиратского судна. В ст. 23 подробно излагается процедура преследования иностранного судна, если оно нарушило зако- ны и правила прибрежного государства. В соответствии со ст. 24 Кон- венции каждое государство обязано издавать правила для предупрежде- ния загрязнения морской среды нефтью с кораблей и трубопроводов или в результате разработки или разведки поверхности морского дна или его недр.
Конвенция вступила в силу 30 сентября 1962 г. СССР ратифициро-
вал ее 20 января 1960 г.
Конвенция о территориальном море и прилежащей зоне. Состоит из
тридцати двух статей. Согласно ст. 1 Конвенции суверенитет государства
распространяется за пределы его сухопутной территории и его внутрен-
них вод на морской пояс, примыкающий к его берегу и называемый тер-
риториальным морем. Суверенитет прибрежного государства распро-
Yeaibook of the International Law Commission. Vol. II. 1956. Paras 7—33.
Тексты конвенций и Факультативного протокола см.: Работа Комиссии меж-
дународного права. 4-е изд. Нью-Йорк, 1989. С. 174—206.