
Тема 5.
Прагматический аспект аргументации. Теория речевых актов.
Основы теории речевых актов. Участники диалога в ходе осуществления речевых действий производят высказывания, смысл которых является продуктом диалога. Смысл сказанного является продуктом совместной речевой деятельности участников диалога в языке, через который они понимают (видят) мир.
John Langshaw Austin (28 марта 1911 – 8 февраля 1960).
Речевые акты производят высказывания, смысл которых является продуктом диалога.
ПЕРФОМАТИВ (от англ. Perform). - ничего не описывают, не сообщают и не констатируют, - не являются истинными или ложными, - их нельзя проверить соотнося с реальным положением дел в мире, - высказывание такого предложения является осуществлением действия, которое не может быть описано лишь как говорение. Например: - “Я согласен” в акте бракосочетания, - “Нарекаю судно именем «Королева Елизавета»” - “Завещаю свой дом моему сыну” - “Держу пари на червонец, что завтра наступят холода”
Сказать нечто всегда означает совершить:
фонетический акт - фон (phone);
фатический (phatic) акт - “фема” (pheme);
ретический (rhetic) акт - “рема”(rheme).
Выполнение этих трех актов означает выполнение ЛОКУЦИИ, то есть, акта говорения чего-либо.
Модель коммуникативной ситуации включает три уровня анализа речевого акта:
1. как поскольку говорящий использует определенные языковые средства, представляя его (лат. locutio - говорение);
2. как поскольку говорящий в процессе говорения (in locutio - лат.) стремится к достижению определенной цели в акте речи, то есть придает речевому акту иллокутивную силу (просит, клянется, угрожает, проклинает, обещает, советует, убеждает, аргументирует и т.п.);
3. как, поскольку этим речевым актом, то есть посредством говорения (per locutio - лат.), достигается определенный результат.
Мы можем совершить локутивный акт, т.е., произнести определенное высказывание с определенным смыслом и референцией. При этом мы производим иллокутивный акт, т.е., произносим высказывание, обладающее определенной коммуникативной силой. Наконец, мы способны осуществлять перлокутивные акты, т.е., достигать чего-то посредством говорения (например, убеждать).
John Rogers Searle (род. 31 июля 1932 г.)
В настоящее время – профессор философии в University of California, Berkeley. КОНСТИТУТИВНЫЕ ПРАВИЛА.
Они называются КОНСТИТУТИВНЫМИ, поскольку они не только регулируют, но конституируют, создают саму “деятельность, существование которой логически зависимо от этих правил”. ИДЕЯ таких правил, примененная в исследовании речевых актов, позволяет построить семантику языка, которая предстает как система конститутивных правил, позволяющих узнавать иллокутивные акты. Совершить некоторый иллокутивный акт означает осуществить речевое действие в соответствии с определенными конститутивными правилами этого иллокутивного акта. Выполнение иллокутивных актов определяется не только намерениями, но также и семантическими конвенциями. “…То, что мы можем иметь в виду, является функцией того, что мы говорим. Субъективное значение обусловлено не только намерением, но и конвенцией” .
Дж. Серль Что такое речевой акт.
Дж. Остин: Для осуществления перформативного речевого акта необходимо, - чтобы меня кто-нибудь услышал, - чтобы этому лицу была понятна иллокутивная сила моего речевого акта, - в некоторых случаях необходимо согласие другого лица на осуществление действия (например, пари должно быть принято).
Дж. Остин: «иллокутивный акт не может считаться благополучно, успешно осуществленным, если он не приводит к определенному результату (effect). …Я только тогда имею право сказать, что предупредил аудиторию, когда она услышала мои слова и восприняла их должным образом. Иллокутивный акт может состояться только тогда, когда нам удается воздействовать на аудиторию. …Таким образом, осуществление иллокутивного акта включает в себя обеспечение усвоения (securing of uptake)»
То, что мы имеем в виду в данном производимом нами речевом акте, зависит от тех конвенций, в которых мы живем, а то, что мы на самом деле высказываем, производя данный речевой акт, зависит от тех конвенций, в которых живет слушатель воспринимающий наш речевой акт.