
- •1.Предмет и метод науки истории права и государства зарубежных стран.
- •2.Общество древнего Востока: общая характеристика институтов права и государства.
- •3.Община в странах Древнего Востока.
- •4. Государство и право в Древнем Египте.
- •5. Кодекс царя Хаммурапи: общая характеристика.
- •6. Характеристика Средне-Ассирийских законов. Общие институты права
- •7.Законодательство Телепины: общая характеристика.
- •8. Моисеевы законы: общая характеристика.
- •9. Законы Ману и Артхашастра: общая характеристика.
- •11. Основные институты древнекитайского права
- •12. Древнекитайская правовая идеология как правотворческий фактор.
- •13. Полис древней Греции: общая характеристика. По учебнику Графского и лекциям мгимо.
- •35. Базилевс и автократор: статус и компетенция византийского императора.
- •36.Государственный аппарат Византийской империи.
- •37.Кодификация Юстиниана (VI в.).
- •38.История создания и общая характеристика византийской «Эклоги» (726 г.).
- •39.Кодификации византийских императоров после Юстиниана: «Прохирон» (879 г.), «Эпанагога» (884-886 гг.), «Василики» (ок. 890 г.).
- •41. Формирование варварских королевств в средневековой Европе.
- •42.Общая характеристика Leges Barbarorum.
- •43. «Салическая правда» - источник раннефеодального права Франкского государства (общая характеристика).
- •44.Феодализм в Западной Европе: формирование правовых институтов феодального общества.
- •45. Формирование христианской церковной организации и ее роль в развитии европейской государственности в период Средневековья.
7.Законодательство Телепины: общая характеристика.
Дошедшие до нас памятники правовой деятельности хеттов для удобства объединены нами под общим наименованием "Законодательство Телепины". Это законодательство состоит из разнородных актов, относящихся к разным периодам хеттской истории. Единственное, что их объединяет - это то что они просто сохранились на глиняных табличках, местами очень сильно испорченных.
Не подлежит сомнению действие обычая в качестве одного из главных источников права. Это видно на примере практически полного отсутствия в законах развитой группы норм, регулировавших отношения наследования. Все это позволяет нам сделать вывод об использовании обычного права в Хеттской державе в качестве основного источника права.
Несомненно, что подвластные хесийцам народы продолжали пользоваться собственным правом.
Несомненным источником хеттских законов с являются судебные решения, поскольку сами они часто упоминаются в законах.
Указы царей, постановления панкуса, решения старейшин общин также служили средством формализации правовой системы хеттов.\
Вещное право
Право собственности хеттов отличалось большим архаизмом. Так, в частности, им не были известны некоторые виды вещных прав, например, аренда. В основном это было обусловлено влиянием государства на поземельные отношения.
Хетты уже знали частный оборот земли. Недвижимость можно было отчуждать, хотя, это и совершалось по усложненной форме.
Гораздо свободнее законодатель смотрит на скот и другую движимость как основной объект права собственности. Законы содержат подробные тарифы цен на скот, особо обращают внимание на нарушение владельческих прав на скот и виноградники.
Скот можно было не только свободно продавать и покупать, но и сдавать внаем. Однако, тем не менее, владельческие права на недвижимость защищаются законами строже, чем на движимость.
В качестве зародыша сервитутного права можно рассматривать положение ст. 25 1-ой таблицы ХЗ, где приведена санкция за загрязнение водоема, находящегося в совместном пользовании общины.
Находка, это особо подчеркивают хеттские законы (ст. 71), не создавала прав собственности на нее. Наоборот, укрыватель находки рискует быть объявлен вором. Извинительным условием для, него может служить характер местности, в которой была найдена вещь.
Вообще, как видно, все, что связано с вещным правом на недвижимость, окружено архаичными символами.
Обязательственное право
Оборот в хозяйстве хеттов, судя по их законам, был черезвычайно оживлен. Сословие купцов, выделяется законодателем в особую и привилегированную группу. Все это вместе с наличием постановлений, регулирующих куплю-продажу как недвижимости, так и движимости, говорит о развитости этого вида договора у хеттов.
Купля движимости не была связана с такими формальностями. Законодатель заботился об установлении подробного тарифа цен на движимость.
Хетты знали достаточно разработанный договор найма, причем различали как имущественный наем - это наем скота - так и личный наем. По договорам найма как имущественного, так и личного, законодатель устанавливал достаточно подробный тариф оплаты. В случае если сталкивались интересы двух нанимателей, то закон вставал на сторону первого по времени.
Правда, непонятно, какую ответственность нес при этом алчный хозяин такого скота.
Договор подряда известен хеттам, известна и ценовая его регламентация.
Традиционный, казалось бы, для Востока договор займа практически никак не зафиксирован в дошедших до нас отрывках текста памятника. Однако, если судить по тому, что законы знают случаи эндогенного порабощения (например, ст. 20 1-ой таблицы знает "раба-хетта"), то мы можем предположить наличие в хеттском обществе некоторых форм кабального рабства, т.е. рабства за долги.
До нас дошло крайне мало сведений о праве этой цивилизации.
Брачно-семейное и наследственное право хеттов
Хеттский брак знал, по-видимому, две формы своего заключения. Первая – традиционная покупка. Вторая - заключение брачного договора между свободным и рабой (эта Форма была действительна и для свободных).
Рабы могли заключать между собой браки и покупкой .
Вообще, надо заметить, хеттские законы крайне лаконичны в отношении брачно-семейного права. Так, брачный выкуп уплачивается женихом отцу невесты. В случае если тот в последний момент передумает выдавать свою дочь, он обязан вернуть выкуп. То, что в законе наряду с отцом невесты упоминается и ее мать, позволяет сделать вывод о необходимости получения согласия обоих родителей на вступление в брак. В этом - существенное отличие от патриархального принципа семитизма.
Далее, закон освобождает родителей невесты от имущественной ответственности (обязанности возместить уплаченный брачный выкуп), если невесту похищал другой мужчина (ст. 28). В этом можно видеть арийское влияние на способы заключения брака. Свой брачный выкуп незадачливый жених мог требовать только со своего удачливого соперника.
Невеста приносила в дом своего будущего супруга приданое.. В случае смерти супруги - муж получал только часть приданого жены, остальное он был обязан вернуть в ее род.
Развод для свободных был разрешен. Но в законах рег-ся только развод мезальянсов (неравных бряков). Тут можно предположить следующее: раздел имущества в результате распада равноценного брака между свободными, по-видимому, не давал никакого преимущества мужчине. Но это только наше предположение.
Особенностью брака по-хеттски было то, что несмотря на его строгую моногамность он не знал традиционного для Востока спутника – конкубинат. Однако правило запрета инцеста распространялось только на ближайших кровных родственников.. Обращение к услугам проституток при этом не наказывалось. По всей видимости, в таких статьях можно видеть только зародыши конкубината, но обязательным последствием существования этого института, как известно, является деление детей на законно- и незаконнорожденных, чего в хеттских законах нет совершенно, поэтому и делаем предположение о незнакомстве хеттов с конкубинатом.
В случае если жена пережила своего мужа, применялся хорошо нам знакомый институт левирата.
"Если мужчина возьмет жену, и мужчина умрет, то его жену может взять его брат, затем ее может взять его отец; когда затем его отец умрет, то ее может взять один из его братьев, если даже и взял ранее какую-нибудь женщину - это не преступление".
Отсюда видно, что левират не вел к полигамии и что полигамия была под запретом, т.к. процитированная выше ст. 193 законов разрешала левират особо оговаривая законность сожительства с двумя женщинами сразу. Несомненно, что законодатель исходит здесь из гуманных соображений, ибо, не будь левирата, бедная вдова погибла бы от голода. Вместе с тем законодатель печется и о сохранности родовой собственности мужа, в распоряжении которой должна была бы по идее вступать пережившая его супруга.