Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Л. ПЭ 5ПП.doc
Скачиваний:
2
Добавлен:
01.03.2025
Размер:
921.6 Кб
Скачать

3. Проблемный вопрос. Можно ли воспитать любящего детей учителя, психолога, научить (научиться) любить детей?

В современных условиях развитие вопроса нравственно-этической подготовки будущих специалистов отражает возрастание нравственного фактора педагогического труда.

Сегодня особое значение приобретает процесс формирования личности будущего учителя, психолога, мыслящего по-новому и с высоким уровнем нравственности. Было введено понятие «нового педагогического мышления», которое предполагает переосмысление места и значения учителя и ученика в учебном процессе. Для учителя, обладающего таким мышлением, важнейшей становится задача развития индивидуальных, типологических и психологических особенностей обучающихся.

Ретроспективный анализ проблемы показывает, что в истории зарубежной и отечественной педагогики вопросы этики поведения учителя являлись необходимым компонентом моделей образования. Высокий уровень нравственного развития учителя сегодня включён в содержание государственных обязательных стандартов, выделяющих перечень профессионально значимых качеств его личности, разработаны теоретические вопросы педагогической морали.

Появились исследования, поднимающие вопросы подготовки учителя, в которых обобщается опыт работы мастеров педагогического труда, где профессиональная мораль занимает ведущие места.

В тоже время, исследователи отмечают возрастающее количество профессиональных дидактогений – грубых форм подавления личности ребёнка авторитаризмом учителей. Причины кроются, в первую очередь, в отсутствии прикладных знаний у педагогов в такой внутренне значимой и тонкой области, как конфликты в отношениях между действующими лицами образовательного процесса на уровне практических умений сотрудничества с детьми. Вторая причина в том, что в подготовке будущих специалистов вопросы педагогики сотрудничества тяготеют к теоретическому обобщению системы нравственных ценностей. А практика показывает, что теоретические знания не гарантируют достижения сотрудничества реально. Еще В.А. Сухомлинский отмечал сложность этого процесса, многосложность нравственности. Развитие нравственных основ поведения, по его мнению, должно иметь в своей основе развитие эмоциональной культуры учителя, его чувств.

Существующие методики нравственного воспитания личности в качестве главных методов воспитания называют убеждение и пример. Однако метод убеждения предполагает непосредственное воздействие на сознание, а не на эмоциональные структуры психики, являющиеся психологической базой нравственного воспитания. Такую же ориентацию на развитие конвергентного (нового, отличного от старого) мышления имеют и методы самовоспитания: самоубеждение, самопринуждение, рефлексия, самоотчет и др.

Учебной дисциплиной, ставящей и решающей задачи нравственного воспитания будущих учителей на практическом уровне сформированности нравственных чувств и умений сотрудничества, является практическая педагогическая этика.

Важным методом подготовки будущих специалистов может стать организация их нравственного опыта.

До появления практической педагогической этики не рассматривались вопросы прикладного характера:

- категории и принципы, сущность и функции педагогической морали;

- структура и уровни нравственного сознания;

- нравственные чувства и эмоции педагога;

- развитие нравственно-эмоциональных чувств педагога, выявляющихся в сотрудничестве с детьми.

Базовыми из них является любовь к детям.

Проблемный вопрос можно ли воспитать любящего учителя, если он вообще не любит детей? Или считает это качество необязательным в профессиональной деятельности?

Что значить быть любящим учителем? Это значит, видеть ребенка в перспективе его будущих возможностей. Любить детей – видеть эти возможности и терпеливо, настойчиво доброжелательно, но неуклонно приближать воплощение этих возможностей. «Любить человека – это видеть его таким, каким создал его Бог, а не осуществили родители» (из дневниковых записей Марины Цветаевой «Земле - земное»). Если же учитель не является Пигмалионом в своем классе, не проектирует, не созидает и не одухотворяет личность ребёнка, то следует говорить о профессиональной непригодности его к профессии. Все остальные методики не разовьют умения любить детей.

Любовь к детям проявляется и в умении сопереживать детскому миру, в обладании специфическим качеством - чувствознанием детского мира. Чувство любви к детям должно быть развито в числе других базовых профессиональных умений. Его отсутствие следует воспринимать как недостаток профессиональной подготовки.

С точки зрения практической педагогической этики умение любить детей, в методическом плане, включает комплекс психолого-педагогических умений.

Умение видеть ребёнка. Оно предполагает, прежде всего, умение смотреть в глаза детям, видя выражение глаз и ориентируя свои действия в зависимости от изменения внешних форм детской активности. В.А. Сухомлинский призывал учителей, прежде чем начнут опрос, внимательно посмотреть на глаза детей. Кто-то радостно смотрит на учителя, а кто-то стыдливо опустил глаза: «Не выучил?» А вот совсем потухшие глаза: ребенок тоже не смотрит на учителя, Но и не пытается торопливо высмотреть в учебнике. Он просто «отключен» от реальных событий, погружен в какие-то внутренние глубокие переживания. Любящий учитель, то есть профессионал, так как профессиональный учитель должен любить детей, опрашивая детей, руководствуется не только учебными задачами. Спросить – «подловить», когда не выучил («В следующий раз будет готовиться!»)? Спросить не у доски, так как опустил из-за боязни отвечать перед всем классом? Не спрашивать сегодня, так как необычный для ребёнка опечаленный вид свидетельствует о каком-то событии, неизвестном учителю, но резко отразившемся на ребенке? И в таком состоянии он не сможет отвечать сосредоточенно на хорошую отметку. Поводов для такого состояния может быть много.

Сухомлинский приводит высказывание двух учеников младшего класса, идущих в школу. Глядя в небо, на облака, один радостно говорит: «Посмотри, какие красивые, пушистые голубые журавли!», а другой ребенок грустно смотрит и говорит: «Они серые».

И разница в восприятии зависит вовсе не от качества воображения, а от того, с каким настроением дети вышли из дома: первого радостно и заботливо поцеловала на дорогу мама, а другой перед выходом стал свидетелем тяжелой ссоры родителей. Любящий учитель умеет видеть детей и щадить их чувства. Психологи определяют это умение понятием эмпатия.

Умение слышать детей. Часто профессиональная позиция «старшего» мешает учителю реально слышать слова детей и уделить им внимание. Не говоря уже о том, чтобы учитывать их пожелания, мнения и позиции.

Умение понимать детей. Оно связано с развитием такого профессионального качества как эмпатия, то есть сопереживать. Многие учителя вообще не считают его необходимым качеством педагога. Умение сопереживания развивается на основе умений анализировать мотивы поступков детей. Понимание причин поступков вызывает необходимость отклика не только на словесном уровне, но что более важно для учителя, на уровне сопереживания. Уровень воспитанности общества определяется, прежде всего, уровнем умений сопереживать друг другу и проявляется в поведении, носящим альтруистический характер. Многие современные люди считают такие качества филантропичными, нереальными, ненужными для «выживания», в деловом мире. Но, тем не менее, почему-то каждый хочет, чтобы его понимали и сочувствовали.

Сухомлинский воспитывал своих учеников чуткими и добрыми людьми в жестокое и трудное время: в полуголодной и послевоенной деревне и был уверен в том, что «выжить» им поможет добрая взаимопомощь, а не волевой характер обладателей «железных» кулаков.

Умение самопознания. Школьная жизнь представляет собой череду успехов и неудач детей и учителей. Большие нервные перегрузки не способствуют спокойным поискам профессионального способа преодоления возникающих проблем. Часто учитель, сталкиваясь с проблемой, решает ее на житейско-эмоциональном уровне: срывается на крик и доходит даже до рукоприкладства. При этом используется и грубая бытовая лексика. Постепенно у учителя, не обладающего профессиональными умениями общения с детьми в нестандартных ситуациях (а педагогическая действительность представляет собой поток таких ситуаций), вырабатывается стереотип грубо-авторитарного поведения. Существующие диагностические методики позволяют узнать собственные реакции в возможных стрессовых ситуациях ещё до того, как учитель в них попадает, и обдумать способы их преодоления.

Умение управлять собой в процессе педагогических действий. Профессиональная выдержанность, спокойствие, рассудительность, объективность, доброжелательность в общении с каждым самым трудным ребенком и родителем – все эти качества декларируются в качестве профессиональных педагогических стандартов.

Умение взаимодействовать с детьми. Самое совершенное знание не может быть «вложено» в ребёнка, если учитель не умеет заинтересовывать, подбадривать и требовать, то есть не умеет общаться с детьми. Диалоговое взаимодействие, демократический стиль общения с детьми или авторитарная инструкция? В последние годы педагогическая наука выделяет первый стиль общения как более эффективный для развития личности ребенка. Проблема в том, чтобы научить будущих учителей такому общению.

Как отмечал ещё К.Д. Ушинский, процесс воспитания кажется всем хорошо знакомой наукой. И обычно взрослые считают, что они знают, как воспитывать ребёнка. Эту ошибочную точку зрения на воспитание часто разделяют и учителя, сводя педагогическую деятельность лишь к учебной. Но даже если ограничить специфику воспитания знанием форм работы с детьми, то и для этого придется приобрести минимальные знания. Однако рассмотрение процесса воспитания как процесса взаимодействия любящего взрослого и ребёнка ставит воспитателя перед необходимостью приобретения специальных выше выделенных умений. А так как учителями становятся немногие, а родителями – почти каждый, то умение воспитывать детей надо считать важнейшим человеческим умением, качеством сформированности личности.

Ваше видение проблемы?