Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Моторные вызванные потенциалы.doc
Скачиваний:
1
Добавлен:
01.03.2025
Размер:
764.42 Кб
Скачать

5.4. Синхронические и компенсаторные связи симптомов свойства силы—чувствительности' как целостность

Ряд показателей силы—чувствительности дистантно расположенных областей большого мозга в соответствии с нашими данными соотносятся вне зависимости от зоны регистрации и модальности стимуляции. При этом наиболее тесные взаимосвязи выделяются между показателями, отражающими чувствительность (пороги возбуждения) мозговой ткани, находящимися в зависимости от уровня неспецифической активации.

Таким образом, изучаемые в работе отношения не являются однородными, параметры неспецифической активации оказались более тесно связанными со всеми другими показателями силы-чувствительности: индексы неспецифических компонентой МВПП коррелируют и с индикаторами силы, регистрируемыми в ретроцентральных областях мозга (навязывание низких частот), и с характеристиками лобных долей (специфические составляющие МВПП, ЛКФ), и с параметрами функциональной устойчивости фронто-ретикулярного комплекса (индексы составляющих МВПП в ходе увеличивающихся функциональных нагрузок), и с целостными индивидуальными показателями психических процессов (параметры-установки, характеристики, полученные с помощью «произвольных» методик).

Полученные результаты, видимо, не могут быть поняты без обсуждения их с позиции современной теории активации.

Как известно, неспецифическая активация ретикулярной формации не ограничивается поддержанием тонуса лобных Долей, ее влияние распространяется на весь мозг и непосредственно сказывается в уровне возбудимости как корковых, так и подкорковых образований [102,167 и др.]. В связи с этим и с учетом полученных в исследовании материалов можно думать, что в структуре симптомов силы—чувствительности как типологического свойства мозга особенности неспецифической активации ретикулярной формации играют своего рода системообразующую функцию. Именно индивидуальные особенности неспецифической активации скрепляют, структурируют симптомы силы—чувствительности разных областей мозга.

Чувствительность же любой корковой проекционной зоны, надо полагать,- зависит, с одной стороны, от качеств нижележащих неспецифических образований в их функции поддержания уровня нервного и соматического функционирования, а с другой стороны— от специфически региональных индивидуальных особенностей данной зоны мозга. Не случайно поэтому характеристики свойств, зарегистрированных в различных зонах мозга, часто не совпадают, что и вскрывается в явлении парциальности или региональности типологических параметров.

Таким образом, качества, связанные с чувствительностью и функциональной выносливостью различных областей большого мозга индивида, не образуя гомогенного целого, представляют собой определенным образом организованную структуру. Есть основания полагать, что в архитектонике данной структуры существенным, определяющим, системообразующим являются типологические особенности неспецифических активационных процессов (роль системообразующих факторов в организации целостности системы уже обсуждалась в разделе 5.1 главы 5).

Понятая таким образом структура свойства силы—чувствительности образует Иерархически построенную систему, которая уже может рассматриваться как целостность. При таком осмыслении парциональность свойства скорее характерна для индивидуальных качеств изолированно рассматриваемых частей мозга человека, но «снимается» на уровне целостной системы.

В целостности свойства, надо полагать, особую роль играют выделяемые в его синдроме компенсаторные отношения, которые могут рассматриваться и изучаться как своеобразные резервы психики индивида при комплексной характеристике силы—чувствительности.

Синтез компенсаторных и синхронических взаимосвязей, вскрываемых в целостности иерархической организации данного свойства как фундаментального качества мозга человека, создает предпосылки для осмысления открывающегося в структуре свойства единства как гармонической целостности и/или органического единства, являющихся, согласно диалектико-материалистической методологии, движущими силами развития индивида и личности [13].

Надо заметить, что обрисованная здесь целостность в структуре силы—чувствительности как общемозгового свойства характеризует статику взаимосвязей качественных особенностей разных уровней нервной ткани.

Данное свойство (или по крайней мере некоторые его симптомы) может рассматриваться как одно из природных, конституциональных особенностей нейронального строения. В этой связи стоит привести материалы о стабильности параметров МВПП.

Относительно МВПП установлено, что при тщательном соблюдении условий регистрации наблюдается достаточная индивидуальная стабильность ответа как по форме, так и по параметрам. При этом индексы МВПП мало изменчивы во времени (см. рис. 12, 13). Кроме того, выявлены тесные статистические связи ряда показателей МВПП с некоторыми генотипически обусловленными параметрами, такими, как коэффициент в, индексы навязывания низких частот.

Показатели силы в МВПП (если исходить из этих данных), отражая достаточно устойчивую особенность функционирования нервной системы, оказываются статистически связанными с параметрами, в которых велика доля генетических факторов. Хотя корреляционная зависимость еще не указывает на непременное участие общего, фактора в генезе показателей, все же совокупность материалов позволяет предполагать отражение в параметрах силы как общего свойства «природных», «конституциональных», «генотипических», «устойчивых» особенностей нейрональных констелляций, что является необходимым условием отнесения признака к свойствам нервной системы человека [129].

Конечно, было бы грубой ошибкой уже сейчас пытаться констатировать генетическую обусловленность всех параметров индивидуальной организации свойства силы—чувствительности; Несомненно, дальнейшее исследование этого вопроса выявит, помимо характеристик, в определенной степени детерминированных генотипом, также индивидуальные особенности, которые сформировались в ходе онтогенетического развития индивида. Однако изучение в эксперименте генетической обусловленности свойств нервной системы человека, исходя из представлений об их целостности, затрудняется тем, что взаимодействие врожденного (задатков) и приобретенного в ходе развития высших психических функций носит сложный опосредованный характер [-37, 130,- 178]. Тем не менее имеются веские основания подразумевать долю генетической природной обусловленности отдельных компонентов синдрома общего свойства силы, элементы которого объединяются в единое целое индивидуально-характерными качествами неспецифической активации.

Этот комплекс особенностей нервной системы, учитывая очевидную целостность психофизиологической организации индивида, не может не отражаться в широком континууме индивидуально-психологических различий: Как пишет Б. Ф. Ломов [84], натуральные, природные свойства, такие, как сила, чувствительность и другие являясь скорее физиологическими, лежат в основе свойств собственно психологических.

Однако такая ориентация дифференциально-психофизиологического исследования требует выхода за. пределы физиологического взаимодействия и перехода к другому плану анализа— к изучению единства фундаментальных мозговых свойств и их психологических проявлений' в контексте поведения индивида.