
- •Теории порождающих грамматик
- •Трансформационный метод (тм)
- •Генеративная (порождающая) лингвистика (грамматика)
- •А. Комендант пьет.
- •V(глагол) np (именная группа)
- •Правила структуры составляющих и глубинная структура
- •Расширенная стандартная теория
- •Модульный подход к языку и Теория управления и связывания
- •Тета-теория
- •Теория связывания
- •Современный этап в развитии генеративной гамматики: минимализм
- •Структурализм vs Генеративизм
- •Порождающая грамматика
- •Генеративизм
- •Трансформационализм
- •Интерпетирующая лингвистика
- •Порождающая семантика
- •Падежная грамматика
А. Комендант пьет.
Б. Новый комендант пьет.
В. Новый комендант общежития пьет.
Г. Новый комендант общежития пьет водку.
Д. Новый комендант общежития пьет водку, которую я ему подарил.
Е. Новый комендант общежития пьет водку, которую я ему подарил на день рождения.
и т.д.
Языковой аппарат человека характеризуется наличием рекурсивных правил, которые позволяют порождать бесконечно длинные предложения, сохраняя при этом существующие грамматические отношения (например, между подлежащим и сказуемым).
Введение понятия рекурсивности позволило Н.Хомскому выдвинуть гипотезу о возможности формального описания языка, что сблизило лингвистику с естественными науками. Хомский впервые предпринял попытку формального описания языка как естественного явления, в виде формальных моделей определенного типа. Главное преимущество такого подхода заключается в возможности его проверки при помощи эмпирических исследований.
Исходным и базовым для генеративной лингвистики типом формальных моделей являются трансформационные порождающие грамматики (ГГ).
Компетенция и употребление
Генеративная лингвистика четко разграничивает компетенцию – знание языка и употребление - использование языка в речевой деятельности. Трансформационная порождающая грамматика описывает прежде всего компетенцию говорящего. Хомский пытается построить модель деятельности реального носителя языка. Однако в действительности трансформационная порождающая теория является не теорией употребления («исполнения») естественного языка его реальными носителями, а теорией моделирующей языковую интуицию идеального носителя естественного языка, «исполнение» языка которым не ограничено никакими физическими и психологическими факторами, вроде объема памяти, внимания, мотивации, которые полагаются «грамматически иррелевантными». В теории трансформационной порождающей грамматики учитывается имплицитное знание реального носителя языка, исключается из рассмотрения связь языка и мира, функции языка в процессе познания мира.
Для описания деятельности говорящего Хомский вводит понятия компетенции (competence) и употребление (performance). Согласно Хомскому, языковая компетеция становится у ребенка благодаря тому, что в его мозгу существуют некие врожденные структуры (универсальная грамматика). Эти структуры являются общими для носителей любых языков. Универсальная грамматика – это биологический дар, изначальная данность.
То, что усваивает каждый человек, это не набор предложений, а система правил, которая лежит в основе всех возможных предложений. Эта система правил и есть компетенция носителя языка. На основе этой компетенции носитель языка производит и понимает реальные предложения. Это – употребления. Трансформационная порождающая грамматика – это грамматика компетенции.
Согласно Хомскому, лингвистическая теория имеет дело с идеальным говорящим-слушающим, существующим в совершенно однородной речевой общности. В идеализированном случае употребление является отражением компетенции. Запись естественной речи показывает, что в употреблении многочисленны обмолвки, отклонения от правил и т.п. Задачей лингвиста, как и ребенка, овладевающего языком, является выявление из данных употребления лежащую в их основе систему правил, которой овладел говорящий-слушающий и которую он использует в реальном употреблении. Грамматика языка стремится описать компетенцию идеального говорящего-слушающего. Нужно для каждого предложения установить, как это предложение понимается идеальным говорящим-слушающим. Традиционная описательная лингвистика занималась этими вопросами. Но она не идет далее классификации частных примеров и не доходит до стадии формулирования порождающих правил. Необходимо дополнить эти исследования формальным аппаратом (логико-математическим) и выявить строгие синтаксические правила.
ГГ является менталистской, так как она занимается обнаружением психической реальности, лежащей в основе реального поведения. Психическая реальность – это компетенция, которая представляет собой динамическую систему порождающих процессов.
Для Хомского важны были идеи грамматики Пор-Рояль и Гумбольдта, подчеркивавшие “творческий” характер языка. Язык представляет средства для выражения неограниченного количества мыслей и для реагирования на неограниченное количество новых ситуаций.
Хомский определяет лингвистику как особую ветвь психологии познания. Система правил, соотносящих звук и значение, которой пользуется человек, пока недоступна прямому наблюдению. Лингвист, строящий грамматику языка, предлагает некоторую гипотезу относительно этой заложенной в человеке системы. Грамматика объясняет, почему носитель языка интерпретирует и использует конкретное высказывание некоторым определенным способом, а не другим. Исследование универсальной грамматики – это исследование природы человеческих интеллектуальных способностей.
Хомский возвращается к концепции Декарта о врожденности мыслительных структур, в том числе и языковой компетенции. Врожденность языковых структур не означает полной “запрограммированности” человека. Грамматика языка должна быть открыта ребенком на основании данных, предоставленных в его распоряжение. Язык “изобретается заново” каждый раз, когда им овладевают.
Глубинная и поверхностная структуры
Хомский уделяет внимание анализу фразы Невидимый бог создал видимый мир в грамматике Пор-Рояль. Он считает, что здесь осуществлено разграничение поверхностной и глубинной структур. Поверхностная структура одна, она соответствует звуковой стороне. В глубинной структуре этого предложения выделяется три суждения: Бог невидим. Мир видим. Бог создал мир. Согласно Хомскому, эти три суждения и есть глубинная мыслительная структура. Грамматика, согласно Хомскому, должна содержать систему правил, характеризующих глубинную и поверхностную структуру и трансформационные отношения между ними.
Главная идея ранних версий генеративной грамматики заключаются в том, что синтаксические представления в языковом аппарате человека имеют два уровня – уровень глубинной структуры (ГС) (Deep Strucure) и уровень поверхностной структуры (ПС) (Surface Structure). Эти уровни связаны между собой посредством трансформаций, которые могут переводить одну ГС в несколько разных ПС. Таким образом, в трансформационную порождающую грамматику вводятся два уровня синтаксического представления предложения: глубинный и поверхностный. Задачей синтаксического описания является исчисление всех глубинных и поверхностных структур, а также установление между ними строго соответствия.
Глубинная структура в трансформационных порождающих грамматиках – это способ представления предложения (абстрактного описания устройства предложения). Глубинная структура позволяет отразить смысловую близость ряда предложений, которые содержат одни и те же лексические единицы и отличаются друг от друга только некоторыми грамматическими значениями. Например, предложения Бобры строят плотины и Плотины строятся бобрами рассматриваются как имеющие единую глубинную структуру. ГС формально изображается в виде так называемого дерева составляющих (дерева НС).
S (пердложение)
NP (именная группа) VP (глагольная группа)