Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
учебник.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.03.2025
Размер:
1.6 Mб
Скачать

2.4 Психологический аспект реабилитации инвалидов

Одну из основных задач реабилитации составляют психологическая коррекция и психосоциальная помощь в сложных жизненных ситуациях, которые возникают у человека в связи с инвалидизацией. Знание специалистами психологических особенностей личности индивида с физическими и психическими дефектами поможет успешной реабилитации и адаптации его в обществе.

Нарушения психики могут быть первичными - непосредственно вызванными болезнью, врожденным дефектом или травмой головного мозга. Но возникают и вторичные психологически обусловленные нарушения психической деятельности. Инвалидизирующее заболевание, травма или дефект независимо от того, какова их природа, какой орган или функциональная система оказываются пораженными, ставят человека в психологически особые жизненные условия, или, иначе говоря, создают особую объективную социально-психологическую ситуацию. Если такое происходит со взрослым человеком, то к этому времени он уже имеет сформированные в предшествующие периоды жизнедеятельности особенности психической организации: определенный уровень познавательных возможностей, мотивационную структуру личности, сложившийся уровень оценки своих возможностей и ожиданий. Возникающая социальная ситуация, связанная с наступлением инвалидности, резко снижает способности удовлетворения насущных потребностей, возможности социальной, профессиональной и личностной самореализации индивида. В результате возникает состояние фрустрации, т. е. реактивное состояние в ответ на невозможность удовлетворить потребности. Со всей очевидностью перед человеком, ставшим инвалидом, встает сложная задача - как жить дальше в условиях болезни или дефекта.

Постепенно происходит качественная и количественная перестройка «внутренней позиции» человека, содержание и динамика которой отражают основные смысловые изменения в структуре личности. Выступая в качестве активного субъекта деятельности, человек, несмотря на инвалидность, продолжает оставаться им.

Это находит выражение прежде всего в том, что в новой жизненной ситуации - в условиях инвалидности - человек формирует свое собственное отношение к новым обстоятельствам жизни и к самому себе в этих обстоятельствах. Болезнь и последующая инвалидность - лишь биологическая предпосылка изменения личности.

Переживание болезни и инвалидности, накладывая особый отпечаток на всю личность больного в целом, также приводит к постепенному изменению эмоционально- волевой сферы, мыслительных процессов, к серьезной переоценке жизненных установок, социальных ценностей и становится источником для формирования дезадаптивного поведения. Дезадаптация поведения определяется физическими критериями (вынужденной изоляцией), физиологическими показателями (различными соматическими нарушениями, связанными с имеющимися повреждениями и травмами), социальными установками в виде определенных предубеждений («Я не такой, как все») и психологическими характеристиками (депрессией, апатией, агрессией, обидой, разочарованием и виной).

Вынужденная социальная изоляция инвалида от общества становится источником формирования так называемого социального аутизма, который проявляется в виде стереотипного стиля жизнедеятельности и соответствующих психологических нарушений и личностных изменений. В то же время инвалидность и ее переживание сами по себе препятствуют установлению нормальных взаимоотношений с окружающими, сказываются на работоспособности, общем мировосприятии и тем самым углубляют социальную изоляцию инвалида. Возникает своеобразный порочный круг - социальный и психологический факторы усугубляются негативным влиянием друг на друга.

Современные отечественные исследования социально-психологических особенностей инвалидов во многом опираются на теории и концепции ученых, внесших большой вклад в области изучения влияния патологического процесса на центральную нервную систему и личность инвалида в целом, среди которых А. Р. Лурия (1944), В. Н. Мясищев (1966), В. В. Ковалев (1979) и др. Эти теории имеют непосредственное отношение к личности больного человека, его внутреннему миру, который оказывается связанными процессом переживания и совладания с болезнью. Психология человека с инвалидизацией сходна с психологией хронически больных людей.

Для анализа психических особенностей инвалидов необходимо остановиться на положениях некоторых теорий, которые позволяют рассматривать психологию инвалида как человека с форми­рующейся «внутренней картиной болезни». Внутренняя картина болезни, по определению А. Р.Лурия, - это «все то, что испытывает и переживает больной, общее самочувствие, вся масса его ощущений, самонаблюдений, его представления о своей болезни, о ее причинах - весь тот огромный мир больного человека, который состоит из весьма сложных сочетаний восприятия и ощущения, эмоций, аффектов, конфликтов, психических переживаний и травм».

Отношение больного к заболеванию определяется спецификой заболевания, возрастом, особенностями личности и нервной системы заболевшего, индивидуальными потребностями, а также факторами социальной среды, формирующими сознание и поведение человека. В системе потребностей, которые фрустрируются заболеванием, Н.Д.Лакосина и Г. К. Ушаков (1976) вьщеляют: витальные, общественно-профессиональные, этические, эстетические, связанные с интимной жизнью.

К социальным факторам, влияющим на формирование внутренней картины болезни, можно отнести объективные условия жизни больного: социальное и семейное положение, условия его жизни, диапазон вызванных болезнью функциональных ограничений, отношение родственников и социального окружения, появление новых проблем в семье, в профессиональной деятельности и т.д.

Анализируя представления о субъективной стороне заболевания, В. В. Николаева (1987) выделяет более общее интегральное понятие «внутренняя, или аутопластическая, картина болезни» (ВКБ). ВКБ включает несколько уровней отражения болезни в психике заболевшего человека:

  • чувственный уровень ощущений (например, боли, патологические ощущения);

  • эмоциональный уровень, связанный с различными видами реагирования на отдельные симптомы, заболевание в целом и его последствия;

  • интеллектуальный или когнитивный уровень, который связан с представлением, знанием больного о своем заболевании, размышлениями о его причинах и возможных последствиях, т. е. собственная концепция болезни, которую человек начинает развивать по отношению к своему заболеванию;

  • мотивационный уровень, связанный с отношением больно­го к своему заболеванию, с изменением поведения и образа жизни в условиях болезни и актуализацией деятельности по возвра­щению здоровья.

Существуют разные качественные классификации типов ВКБ, н в целом в зависимости от отношения к болезни формируется поведенческий стиль, который имеет следующие разновидности:

  • компенсаторное поведение (борьба, адаптация);

  • капитуляция перед болезнью;

  • игнорирующее поведение

  • стремление больного не признавать дефекта.

Таким образом, в одних случаях ВКБ направляет поведение на преодоление болезни и ее последствий на функциональном уровне, а в других, наоборот, является фактором, который усугубляет течение болезни. ВКБ перестает выполнять адаптационную функцию и становится источником стресса. Она способствует развитию тревоги и вытесняет все ценности человека, сама становясь сверхценностью.

Таким образом, ВКБ - основной комплекс вторичных, психологических по своей природе, симптомов заболевания, который в ряде случаев может осложнять течение болезни, снижать эффективность лечебных мероприятий и тормозить ход реабилитационного процесса. Этот вторичный симптомокомплекс сам по себе может стать источником стойкой инвалидизации больного.

Неадекватное отношение человека к своему заболеванию, Патологическое переживание болезни могут стать условием перестройки иерархии потребностей и мотивов, изменения всей личности больного.

У лиц, ставших инвалидами в результате жизненно опасных заболеваний, таких как онкологические, инфаркт миокарда, инсульт и др., или хронических, но влекущих за собой серьезные нарушения деятельности жизненно важных органов и систем организма, основным мотивом чаще всего становится мотив сохранения жизни как таковой. В структуре ВКБ таких больных преобладает эмоциональный уровень - страх, тревога по поводу возможного исхода лечения и неизвестного будущего. Мотив сохранения жизни в силу его значимости выделяется очень быстро и становится главным, подчиняя все другие мотивы.

У хронических больных, особенно в период обострения заболевания, наблюдается изменение эмоционального состояния. Снижается настроение, сужается сфера интересов, больные часто полностью погружаются в болезненное состояние, становятся раздражительными и конфликтными, отрицательно относятся ко всем видам лечения. Поведение окружающих людей начинает оцениваться с позиции того, помогает это лечению или нет.

Это начало перестройки мотивационной сферы личности, выдвижение в качестве главного мотива сохранения жизни. Первым сигналом такой перестройки становится появление нового по качеству эмоционального состояния. Объективно изменившееся по­ложение человека в мире, в конкретной социальной среде еще не вполне им осознано, но это новое положение - положение хронически больного человека-инвалида. Оно находит отражение в эмоциональной реакции на ситуацию в целом.

Болезнь и следующая за ней инвалидизация воспринимаются как препятствие на пути достижения более «важных» жизненных целей, чем забота о своем здоровье, которая в это время является не ведущим мотивом, а только средством для осуществления привычной деятельности - работы, учебы, семейной жизни.

В последующем меняется вся система отношений инвалида: значимыми становятся те события, которые соответствуют этому мотиву, а все остальные обесцениваются. Меняются и критерии оценки других людей, в том числе медперсонала, и всей жизненной ситуации. Инвалиды становятся менее отзывчивыми на события внешнего мира, доминирует философия фатально­сти судьбы. В поведении проявляются постоянный критицизм, цинизм и чувственная холодность по отношению к окружающим. Часто это связано с возрастанием эгоистической фиксации на себе, сенситивностью и болезненным восприятием отношения окружающих к себе. Наблюдается снижение жизненной активно­сти, если она противоречит мотиву сохранения жизни. Появляются самые разные типы «уходов» - в болезнь, в гиперактивность, которые, по сути, являются разными формами замещения одних целей другими. Все привычные для инвалида виды деятельности начинают наполняться новым смыслом.

Это наиболее типичное изменение мотивации у взрослых людей, ставших инвалидами, у которых отмечаются хронические соматические заболевания, несущие витальную угрозу. Однако такая тенденция наблюдается и у инвалидов с заболеваниями, которые не угрожают жизни.

Данный тип изменения мотивации достаточно часто встречается на практике, относится к числу наиболее трудно поддающихся реабилитации и служит зачастую одной из причин инвалидности больных.

Отмеченные особенности социально-психологической ситуации, в которой оказывается инвалид, меняют весь стиль его жизни: жизненные установки, планы на будущее, его отношение к разным важным обстоятельствам и к самому себе. Все эти измене­ния оказываются предметом психической активности инвалида и находят отражение в особом, формирующемся в условиях инвалидности, образовании - внутренней картине болезни. По ее характеру можно прогнозировать возможность появления многих психических отклонений, аномального изменения личности в целом. По динамике ВКБ можно судить о постепенном изменении жизненной позиции инвалида, о присвоении им социальной «роли» инвалида, о становлении нового смыслообразующего мотива - мотива сохранения здоровья, становящегося впоследствиизачастую новым ведущим мотивом деятельности и определяющим всю новую постболезненную направленность личности.