Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
введение в специальность ОТВЕТЫ.docx
Скачиваний:
3
Добавлен:
01.03.2025
Размер:
126.3 Кб
Скачать
  1. Цель государственного управления. Древо целей. Виды целей.

Цель государственного управления – предполагаемые результаты, к которым стремится субъект при осуществлении управленческой деятельности. Различают следующие цели управления:

  1. социально-экономические– упорядочение общественной жизни и удовлетворение публичного интереса; достижение экономического благосостояния, построение и поддержание определенной системы экономических отношений;

  2. политические – участие в управлении всех политических сил в стране, выработка позитивных предложений и процессов в обществе и государстве, способствующих совершенствованию государственных и общественных структур, развитию человека;

  3. обеспечительные – обеспечение прав и свобод граждан, законности в обществе, общественного порядка и общественной безопасности, необходимого уровня благосостояния;

  4. организационно-правовые – формирование правовой системы, способствующей реализации всех основных функций государства и решения всех его задач при помощи демократических институтов и механизмов правового государства, а также организационно-функциональных образований.

Принципы государственного управления – основополагающие идеи, руководящие начала, лежащие в основе управленческой деятельности и раскрывающие ее сущность.

Принципы делятся на общие (социально-правовые) и организационные.

  1. Объекты государственного и муниципального управления.

Субъектами государственного управления являются физические и юридические лица (организации), которые управляют или участвуют в управлении в качестве субъектов управленческих отношений. Граждане (россияне, иностранцы, лица без гражданства) и общественные объединения могут выступать в качестве участников и, следовательно, субъектов управленческих отношений с государственными органами исполнительной власти, а государственные органы, их структурные подразделения и служащие – как управляющие субъекты в административно-правовых отношениях друг с другом в любых соотношениях, а также в отношениях с общественными объединениями и гражданами.

  1. Субъекты государственного и муниципального управления.

Объектами государственного управления могут выступать различные стороны административно-правового статуса граждан и их общественных объединений (действия, бездействие, права, обязанности, ответственность), а также различные стороны деятельности социально-культурных и иных учреждений, предприятий и их объединений (акционерные общества, холдинговые компании, финансово-промышленные группы, естественные монополии, закрытые административно-территориальные образования и др.).

  1. Законодательные и нормативные акты, регулирующие порядок образования и структуру высших органов государственной власти.

  1. Законодательные и нормативные акты, регулирующие порядок образования и структуру органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

9. Законодательные и нормативные акты, регулирующие порядок образования и структуру органов местного самоуправления Российской Федерации.

10. Назначение государственного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС) по направлению подготовки бакалавра «Государственное и муниципальное управление».

11. Значение Генерального Регламента (1720 г.) и Табели о рангах (1722 г.) в становлении профессии специалиста в области государственного и муниципального управления.

Генеральный регламент. 1720 г. - устав гос. гражданской службы в XVIII-XIX вв. Устанавливал обязанности должностных лиц коллегий: президента, вице-президента, членов коллегий, организацию делопроизводства, взаимоотношения с Сенатом и местными органами власти. Утратил значение в связи с принятием Свода законов Российской империи (1833 г.)

12. Принцип выслуги лет как основа продвижения чиновников по службе в дореволюционной России.

13. Номенклатурный способ подбора и расстановки кадров в органах государственного управления в советский период.

В ноябре 1917 г. петровская Табель о рангах, почти 200 лет служившая правовой основой для царских манифестов и указов о госслужбе, была отменена. На смену пришла номенклатурная система подбора и расстановки кадров, включающая в себя перечень должностей в аппарате партийных, государственных и общественных организаций всех уровней и звеньев и основанная на принципах партийной принадлежности и преданности коммунистическим идеалам снизу доверху. Скажем, для того чтобы принять какого-либо специалиста на номенклатурную должность в министерство либо ведомство, требовалась обязательная санкция соответствующего партийного органа. Высшее чиновничество целиком и полностью зависело от пристрастий лидера партии или его окружения. Под жесточайшим партийным контролем находились не только чиновники низовых звеньев госаппарата, но и практически все более-менее крупные руководители предприятий и организаций.

Все госслужащие в СССР относились к административно-управленческому персоналу. Попытки выделить из их массы "чистых" управленцев привели к весьма своеобразной трактовке понятия "орган государственного управления". По мнению правоведов, диапазон этих органов была весьма широким - от правительства до администраций предприятий и учреждений. Это не позволяло дать однозначный ответ на вопрос, что представляет собой государственная служба, кто такой государственный служащий. Сложившаяся "нормативная база" госслужбы представляла собой комплекс актов различной юридической силы и разнообразной отраслевой принадлежности: одни из них распространялись на всех госслужащих, другие - на отдельные группы лиц, чаще всего занятых в конкретной отрасли управления.

Работа над правовым оформлением института госслужбы началась в конце 80-х годов, но распад СССР приостановил ее. К решению данной проблемы вернулись уже в эпоху новой России.

14. Основные направления модернизации государственной службы в постсоветский период.

Перестройка политической системы советского общества,

прерванная распадом СССР, дала импульс политической мо-

дернизации России в постсоветский период, выходя своими

особыми чертами за рамки существующих теорий модернизации

и заставляя проследить последнюю по известным суждениям

П. Штомпки, Э.Тоффлера и др.

«Об идее модернизации можно говорить в трёх смыслах. В пер-

вом, наиболее общем смысле модернизация – это синоним всех

прогрессивных социальных изменений… Второй смысл, который

вкладывается в данное понятие, тождествен “современности”, т.е.

означает комплекс политических, экономических, культурных и ин-

теллектуальных трансформаций…»1 – утверждает П. Штомпка.

В последнее время под понятием «политическая модернизация»

понимают универсальную модель развития общества, со своеоб-

разным её практическим воплощением, обусловленным, прежде все-

го, формационно-цивилизационным фактором. Окончание хо-

лодной войны открыло конвергентный путь модернизации. В пост-

советской России политическая модернизация заключалась в за-

мене самой совершенной, как закрепилось в общественном мнении,

советской политической системы более «приземлённой» – демо-

кратической политической системой. Политическая модернизация

России – это создание политической системы, способствующей при-

нятию решений во взаимодействии легитимной власти с обществом.

В политической модернизации России в постсоветский период от-

чётливо прослеживаются три этапа: 1991–1999 гг.; 2000–2008 гг.;

2008 г. – по настоящее время. Условно говоря, первый, ельцин-

ский, этап модернизации стал объектом научного анализа с нача-

ла ХХI в., пока не сопровождаемого глубокими исследованиями.

Своеобразие политической модернизации России в постсоветский

период обусловлено рядом объективных и субъективных факторов,

являющихся основой для качественных его характеристик. Их ана-

лиз выявляет общие и частные явления и тенденции, наблюдаемые в

модернизационном процессе, совокупность факторов.

15. Понятие государственной гражданской и муниципальной службы.

Государственная гражданская служба — профессиональная деятельность граждан России в гражданских органах исполнительной власти, на федеральном и региональном уровнях[1]. Служба в армии и органах правопорядка не является государственной гражданской службой[1][2].

Профессиональная деятельность федеральных гражданских служащих оплачивается за счёт средств федерального бюджета, а региональных из бюджета соответствующих регионов.

На конец 2011 года, в федеральных органах исполнительной власти проходило службу 827,5 тысяч человек (по всем ветвям власти, включая судебную власть и прокуратуру, без военнослужащих и МВД), из них в исполнительной ветви: 484,5 тысячи на федеральном уровне (при этом только 39 тысяч в Москве, а остальные — это служащие территориальных управлений федеральных органов исполнительной власти, действующих в регионах) и 221,6 тысяч на региональном уровне[3].

Муниципальная служба в Российской Федерации — согласно п. 1 ст. 2 ФЗ от 2 марта 2007 г. «О муниципальной службе в Российской Федерации» № 25-ФЗ, это профессиональная служебная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путём заключения трудового договора (договора). Все должности в структуре органов местного самоуправления подразделяются на:

  1. муниципальные должности (депутаты представительного органа местного самоуправления, члены выборных органов местного самоуправления, выборные должностные лица местного самоуправления, члены избирательных комиссий муниципальных образований с правом решающего голоса);

  2. должности муниципальной службы — должность в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, которые образуются в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность.