Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
УП экзамен.doc
Скачиваний:
1
Добавлен:
01.03.2025
Размер:
1.83 Mб
Скачать

4) Ошибка в факультативных признаках объективной стороны преступления (место, время, способ, обстановка) имеет две разновидности:

а) Когда лицо ошибается в факультативных признаках, которые для данного конкретного состава преступления являются обязательными, содеянное квалифицируется как оконченное преступление с учетом содержания умысла. Напр., виновный считает, что похищает имущество тайно, незаметно от окружающих, а в действительности за его поведением наблюдают свидетели. Ответственность наступает за тайное похищение чужого имущества – за кражу (ст. 205 УК).

б) Лицо ошибается в квалифицирующих признаках преступления. Возможны два варианта.

При первом виновный ошибочно полагает, что такие признаки имеются, а в действительности их нет. Напр., преступник считает, что дает жертве мучительно действующий яд, намереваясь причинить недругу перед смертью дополнительные страдания, но потерпевший умирает быстро, без страданий. Ответственность должна наступать за покушение на преступление при квалифицирующих обстоятельствах (в данном случае – за покушение на убийство с особой жестокостью по ст. 14, п. 6 ч. 2 ст. 139 УК).

При втором варианте, наоборот, лицо убеждено, что квалифицирующие признаки отсутствуют, а фактически они имеют место. Ответственность наступает за оконченное преступление без квалифицирующих обстоятельств с учетом содержания умысла.

Обобщая правила юридической оценки ошибок относительно фактических признаков объективной стороны преступления, можно выделить две типичные ситуации:

а) ошибочное представление об отсутствии юридически значимых признаков исключает ответственность за умышленное преступление;

б) ошибочная убежденность в наличии таких признаков требует квалификации содеянного с учетом содержания и направленности умысла.

  1. Понятие и значение необходимой обороны. Условия правомерности необходимой обороны. Превышение пределов необходимой обороны

Закрепление в законе права на активную защиту от общественно опасных посягательств является законодательной реализацией естественного права каждого человека на защиту жизни, здоровья, чести и достоинства личности, жилища, собственности и иных, как частных, так и общественных, интересов. Активное осуществление гражданами права на необходимую оборону имеет важное значение для обеспечения эффективной борьбы с преступностью.

Под необходимой обороной понимается правомерная защита частных или публичных интересов от общественно опасного посягательства путем причинения вреда посягающему. Отражение посягательства не вредоносными способами не является предметом уголовно-правовой оценки поведения обороняющегося.

Юридическое значение необходимой обороны заключается в том, что она является обстоятельством, исключающим преступность действий обороняющегося в виду отсутствия в них как признака общественной опасности, так и признака противоправности.

Право на необходимую оборону имеют в равной мере все лица независимо от их социального статуса, должностного или служебного положения (работники правоохранительных органов, рядовые граждане и т.д.), а также от наличия у них профессиональной, специальной или иной подготовки (владение навыками боевых искусств, бокса, борьбы и т.п.). Для рядовых граждан право на необходимую оборону является моральной обязанностью, если она может быть реализована без серьезной опасности для них.

Обороняющийся вправе самостоятельно определять способ защиты от посягательства. При этом закон разрешает обороняться путем причинения вреда посягающему и в том случае, когда у обороняющегося была возможность избежать причинения вреда посягающему (не вмешиваться, спастись бегством и т.п.) либо обратиться за помощью к другим лицам или представителям органов власти.

Любое лицо вправе отражать посягательство как на его собственные интересы, так и на интересы иных, даже посторонних для него, лиц, на интересы общества или государства.

Причинение вреда посягающему будет признано правомерным только при наличии предусмотренных законом условий, относящихся как к общественно опасному посягательству, так и к защите от него.

Условия правомерности необходимой обороны, относящиеся к посягательству, характеризуют деяния, при совершении которых допускается применение силы в отношении посягающего. Деяние, посредством которого осуществляется посягательство, должно быть общественно опасным, наличным, действительным.

Посягательство – это общественно опасное деяние, которое причиняет или создает реальную угрозу причинения существенного вреда правоохраняемым интересам личности, общества или государства. Необходимая оборона допустима от общественно опасных деяний, которые могут и не являться преступлениями как в связи с тем, что за их совершение не установлена уголовная ответственность, так и в связи с тем, что совершившие их лица не подлежат уголовной ответственности в силу малолетства, невменяемости, в связи с опосредованным исполнением преступления или под влиянием извинительной ошибки. Закон разрешает причинять указанным лицам физический вред соответствующей тяжести. Однако из моральных соображений заведомо малолетним и невменяемым при отражении их посягательств целесообразно причинять минимальный вред и только в случае необходимости.

Вред, который может быть причинен посягательством, должен быть существенным. Поэтому не образует необходимой обороны отражение малозначительных посягательств, когда деяние формально содержит признаки какого-либо преступления, однако заведомо для обороняющегося не может причинить существенный вред охраняемым интересам (напр., кража малоценного имущества).

Посягательство должно угрожать немедленным причинением вреда, что вызывает необходимость его прекращения путем применения силы к посягающему. Как правило, состояние необходимой обороны возникает в связи с насильственными посягательствами, которые связаны с причинением вреда личности (телесные повреждения, смерть, изнасилование, похищение человека, захват заложников и т.п.), либо посягательствами, которые по своему характеру допускают возможность их насильственного пресечения (хищение или уничтожение имущества, шпионаж, террористический акт, диверсия, бандитизм и т.п.).

Если же наступление вреда отдалено по времени от момента совершения общественно опасного деяния и причинение вреда посягающему нецелесообразно, то право на необходимую оборону не возникает. Такие деяния, как незаконное увольнение с работы, подделка документов, взяточничество и им подобные, хотя и являются преступлениями, но не могут пресекаться насильственным путем. В подобных случаях необходимо обращаться за защитой своих интересов в компетентные государственные органы.

Не порождает права на необходимую оборону провокация необходимой обороны, когда лицо своими действиями побуждает кого-либо применить насилие (провоцирует нападение) и затем причиняет ему вред под видом необходимой обороны. Такие действия квалифицируются как преступление на общих основаниях.

Посягательство должно быть наличным, т.е. уже начавшимся, но еще не оконченным. Наличность посягательства определяется стадией и временными пределами его осуществления. Наличностью посягательства ограничивается такое условие правомерности защиты, как ее своевременность.

Посягательство считается наличным как в момент его осуществления, когда выполняется действие, направленное на причинение вреда, так и при реальной угрозе его немедленного осуществления. Необходимо лишь при этом иметь в виду, что реальность осуществления посягательства должна быть по всем обстоятельствам очевидной и настолько неминуемой, что промедление с принятием защитных мер ставит охраняемые интересы в явную и непосредственную опасность причинения им вреда.

Посягательство будет считаться завершенным в момент его фактического прекращения независимо от стадии и причин окончания (достижение цели, добровольный отказ, невозможность продолжения и т.п.).

Действительность посягательства означает, что оно существует объективно, а не в воображении обороняющегося лица, т.е. посягательство должно быть реальным, а не мнимым).

Условия правомерности необходимой обороны, относящиеся к защите: вред причиняется посягающему, а не третьим лицам; своевременность защиты; соответствие защиты опасности посягательства (не должно быть допущено превышение пределов необходимой обороны).

При необходимой обороне вред должен причиняться только тому лицу, которое непосредственно осуществляет посягательство, является его исполнителем. Причинение вреда организатору или пособнику посягательства допустимо, если их действия по своему характеру приближаются к действиям исполнителя (передача пособником орудия убийства его исполнителю в момент нападения).

Своевременность защиты определяется временными пределами осуществления посягательства. После окончания посягательства к виновному могут применяться насильственные действия только с целью его задержания и доставления в органы власти. Применение же насилия к лицу, прекратившему посягательство, не с целью его задержания рассматривается как самочинная расправа и квалифицируется как соответствующее преступление на общих основаниях.

Защита будет считаться правомерной и в тех случаях, когда она была предпринята после приостановки посягательства либо последовала непосредственно за актом хотя и законченного посягательства, но по обстоятельствам дела для обороняющегося не был ясен момент его окончания.

При отражении общественно опасного посягательства допускается использование оружия любого вида и даже против невооруженного посягающего. При переходе оружия из рук посягающего в руки обороняющегося не исключается возможность его применения против посягающего при условии продолжения посягательства и соблюдении пределов причинения вреда.

Правомерность обладания оружием для оценки правомерности необходимой обороны значения не имеет, хотя его использование для необходимой обороны не исключает ответственность за незаконное его обращение (напр., по ч. 2 ст. 295).

Причинение вреда до начала посягательства (преждевременная оборона) или после его прекращения (запоздалая оборона), если лицо сознавало преждевременность или запоздалость обороны, квалифицируется как преступление на общих основаниях.

Преждевременная или запоздалая оборона, которая явилась следствием ошибки лица в оценке начала или конца осуществления посягательства, при наличии иных условий может рассматриваться как мнимая оборона.

Мнимая оборона – это защита от кажущегося посягательства, когда лицо ошибочно считает общественно опасным деяние, которое в действительности таковым не является.

Мнимая оборона возникает в связи с неправильной оценкой обороняющимся либо обстановки, в которой осуществляются определенные действия, либо участия постороннего лица в реально осуществляемом нападении, либо в связи с неправильной оценкой начала или окончания (наличности) посягательства.

Для постановки вопроса о признании обороны мнимой необходимо, чтобы объективно существовали обстоятельства, внешне сходные с общественно опасным посягательством и имелась ошибка лица в оценке общественной опасности деяния. Причинение вреда в силу повышенной мнительности при отсутствии обстоятельств, по внешнему виду похожих на общественно опасное посягательство, квалифицируется как преступление на общих основаниях.

Нет мнимой обороны, если в процессе осуществления реального общественно опасного посягательства преступник использует для устрашения жертвы предметы, лишь имитирующие орудия преступления, но фактически лишенные поражающих свойств (макет пистолета, неисправное оружие и т.п.). Восприятие обороняющимся таких предметов как реального оружия позволяет ему действовать в полном соответствии с правилами необходимой обороны. Сознание обороняющимся, что предметы, используемые посягающим, не являются оружием, в условиях продолжающегося посягательства не лишает права на необходимую оборону, однако учитывается при определении пределов допустимости причиняемого посягающему вреда.

Определение допустимости причинения вреда посягающему осуществляется на основе сопоставления характера и степени тяжести фактически причиненного посягавшему вреда с характером и степенью общественной опасности посягательства, возможностями обороняющегося по его отражению, обстановкой посягательства и защиты.

Целью причинения вреда посягающему является отражение его посягательства, в связи с чем объем такого вреда ограничивается его необходимостью и достаточностью для отражения посягательства.

Превышение пределов необходимой обороны (эксцесс обороны) – это умышленное без необходимости причинение посягающему тяжких телесных повреждений или смерти, когда причинение такого вреда является для обороняющегося явно чрезмерным, не соответствующим характеру и степени общественной опасности, а также обстановке посягательства.

УК предусматривает ответственность только за убийство (ст. 143) и умышленное тяжкое телесное повреждение (ст. 152), учиненные при превышении пределов необходимой обороны.

С субъективной стороны превышение пределов необходимой обороны характеризуется наличием только умышленной вины. Если же в отношении к последствиям у обороняющегося имелась неосторожность, то ответственность за их причинение вреда исключается.

Эксцесс обороны только тогда является преступлением, когда он очевиден для обороняющегося. При этом обороняющийся не только умышленно причиняет посягающему смерть или тяжкие телесные повреждения, но и осознает, что их причинение является излишним, не вызывается ни характером и степенью опасности посягательства, ни обстановкой его осуществления.

Если превышение пределов необходимой обороны совершено должностным лицом, например работником милиции, то оно подлежит ответственности не за превышение служебных полномочий (ст. 426), а соответственно по статьям 143 или 152.

Вред, причиненный посягающему при правомерной необходимой обороне от его действий, возмещению не подлежит (ст. 935 ГК). Данное правило не распространяется на случаи превышения пределов необходимой обороны и виновной мнимой обороны.