
- •1.Предмет, метод, функции МирЭк
- •2. Сущность мирового хозяйства. Субъекты и объекты мировой экономики.
- •Основные тенденции развития современного мирового хозяйства
- •Международное разделение труда – основа мировых хозяйственных связей.
- •Современные формы разделения труда
- •Ресурсный потенциал мирового хозяйства
- •Отраслевая структура мировой экономики
- •Основные показатели вовлечённости страны в мировое хозяйство.
- •9. Понятие Валового мирового продукта: содержание, структура и способы исчисления
- •10. Классификация стран по экономическому потенциалу
- •Основные признаки промышленно-развитых стран
- •Структурные сдвиги и тенденции развития национальных хозяйств промышленно развитых стран
- •Внешнеэкономическая стратегия современных промышленно развитых стран
- •Экономика развивающихся стран, основы из социально экономической дифференциации
- •Региональные особенности развивающихся стран
- •17. Предпосылки осуществления экономических преобразований в странах с командной экономикой.
- •18. Проблемы вхождения стран с переходной экономикой в систему мирового хоязйства. К странам с переходной экономикой относятся:
- •19. Сущность и основные направления хозяйственных реформ в бывших социалистических государствах.
- •20.Рф в системе мирового хозяйства.
- •21. Экономический потенциал современной России.
- •24. Основные направления международной экономической интеграции
- •25. Формы современной интернационализации и глобализации в мировой экономике
- •26. Формы современной экономической интеграции и транснационализации
- •27. Международная кооперация и специализация производства материальных благ: формы и тенденции развития
- •28. Либерализм и протекционизм во внешнеэкономической политике промышленно развитых стран
- •29. Кризис в промышленно развитых странах в 70-х годах прошлого века: причины и пути преодоления
- •30. Показатели степени открытости экономики России в современных условиях.
29. Кризис в промышленно развитых странах в 70-х годах прошлого века: причины и пути преодоления
Первая половина 1970-х гг. оказалась переломной для развития индустри¬альной экономической модели. Толчком для ее радикальной перестройки стал «нефтяной шок» 1973 г. Неудачное участие Египта и Сирии во второй арабо-израильской войне заставило арабские страны, занимавшие ведущие позиции в Организации стран - экспортеров нефти (ОПЕК), использовать свое положение для экономического давления на западные державы. В октябре 1973 г. ОПЕК приняла беспрецедентное решение о повышении цен на нефть с 3 до 11,65 долл. за баррель (159 куб. дм). Несмотря на урегули¬рование политических аспектов кризиса, жесткая политика ОПЕК на нефтя¬ном рынке сохранялась и в последующие голы - к 1982 г. цена за баррель нефти возросла уже до 34 долл. Это поставило экономику развитых индуст¬риальных стран на грань глобального энергетического кризиса.
Резкий подъем цен на нефть не только привел к огромным убыткам, падению промышленного производства и сокращению инвестиций, но и вызвал необходимость технологической переориентации всей промышленной базы. В долгосрочной перспективе это имело позитивное значение.
Менее чем через год после «нефтяного шока» экономика западных стран была ввергнута в кризис перепроизводства - первый классический кризис за весь послевоенный период. Увеличение издержек производства, связанных с повышением цен на нефть, привело к росту себестоимости продукции почти всех отраслей хозяйства. Когда товарные запасы, имевши¬еся осенью 1973 г.. закончились, то начался стремительный рост оптовых и розничных цен. Вызванное им сокращение платежеспособного спроса в сочетании с ухудшением инвестиционного климата привело к снижению уровня производства на протяжении девяти месяцев 1974 г. Падение про¬мышленных показателей в США составило 15%, в Италии и Франции - 14%, в ФРГ - 8 %, в Великобритании - 7%. Кризис перепроизводства вызвал рост безработицы, что, в свою очередь, еще больше сокращало потребительский спрос и уровень инвестиционной активности.
Особенностью кризиса 1974 г. стало быстрое ухудшение конъюнкту¬ры именно в передовых, науко- и капиталоемких отраслях. Под ударом оказались предприятия и кампании, связанные со всемирно известными крупнейшими корпорациями и банками. Поэтому кризис 1974 г. не стал обычным «фильтром», отсеивающим наименее конкурентоспособных про¬изводителей. Он породил общую долговременную стагнацию индустриаль¬ной производственной системы.
В 1976-1979 гт. в странах Запада наметился экономический подъем, но его темпы (средний ежегодный рост на 2,4 %) были несравнимы с динамикой предыдущих лет. По-прежнему были сильны инфляционные процессы, высок уровень безработицы. Накапливались бюджетные дефици¬ты. В конце 1970-х гг. произошел второй «нефтяной шок» - после сверже¬ния в 1979 г. шахского режима в Иране и начала ирано-иракской войны страны ОПЕК повысили цены на нефть в два раза. В этой ситуации наиболее пострадали развивающиеся страны. Их внешняя задолженность выросла к концу 1981 г. до беспрецедентной суммы в 530 млрд долл.
Структурный кризис 1970-х гг. был вызван снижением эффективности «смешанной экономики», основанной на сочетании массового производства, монополистической конкуренции и кейнсианского регулирования. Сработали все разрушительные особенности «Великой депрессии» - «замораживание» совокупного предложения и спроса под воздействием структурных особенно¬стей монополизированной экономики, невозможность «ценового выхода» из кризиса. Но если в 1930-х гг. эти противоречия были преодолены с помошью государственного стимулирующего вмешательства, то теперь государствен¬ное регулирование превратилось в еще один кризисный фактор.
Обеспечение внешнего и внутреннего долга требовало привлечения все больших средств. Если в середине 1960-х гг. доля неторговых платежей в международных расчетах составляла 60 %, то к концу 1970-х гг. она уже достигла 80 %. В развитых индустриальных странах проблема хроническо¬го бюджетного дефицита хотя бы отчасти решалась дополнительной эмис¬сией и ростом процентных ставок банковских кредитов. А вот развивающи¬еся страны оказались просто не в состоянии обеспечивать растущий вне¬шний долг. Складывались предпосылки для возникновения глобальной проблемы неплатежей по задолженности коммерческим банкам, что в свою очередь наносило удар и по экономике ведущих стран Запада.
Итак, на фоне двух циклических кризисов перепроизводства 1974 и 1981 гг. экономика ведущих стран Запада оказалась втянута в длительный структурный кризис - кризис «смешанной экономики», основанной на сочетании массового производства, монополистической конкуренции и го- . сударственного регулирования «совокупного предложения» и «совокупного «спроса». Использование кейнсианских методов антикризисной политики не принесло успеха ни в одной из стран Запада. Ярким примером стал провал «левого эксперимента» во Франции, когда после прихода к власти социалистов в 1981 г. была осуществлена крупномасштабная национализа¬ции, реализованы новые программы регулирования трудовых отношений и расширено финансирование социальных статей бюджета. Результатом стало массовое «бегство капиталов» за границу, свертывание деловой активности и еще большее нарастание социальной напряженности. После полутора лет «левого эксперимента» французскому правительству пришлось полностью отказаться от этой стратегии и перейти к «политике экономии».
Для экономического роста была задействована вся общественная система, включая политические, административные, социально-психологические и интеллектуальные ресурсы. В ведущих странах Запада в 1950-1960-х гг. суммарная квота капиталовложения составляла уже 27 % от ВВП, что значительно превосходило показатели и начала и конца века. Достигнутый экономический взлет оказался фантастическим, но ресурсной базы для нового рывка уже не было. Планетарная экосистема оказалась под угрозой. Для выхода из структурного кризиса в этой ситуации требовалась не только новая организационная модель производства, но и совершенно новая социально-экономическая философия.