
- •Тема первая: Экономическая мысль Древнего мира и Средневековья
- •Тема вторая: Появление первой школы политической экономии: меркантилизм и физиократы
- •Тема третья: Экономические системы классической политэкономии и социализации экономической мысли в первой половине 19 века
- •Социализация экономической мысли
- •1) Социально-экономические противоречия в обществе, отношения эксплуатации;
- •Тема пятая: Становление и развитие неоклассического направления экономической мысли во второй половине XIX – первой половинеXx века
- •Теория факторов производства
- •Тема шестая: Русская экономическая мысль конца XIX - XX веков
- •Тема седьмая: Экономическая система Дж.М. Кейнса, развитие кейнсианского направления экономической мысли
- •Тема восьмая: Неоклассическое направление экономической мысли в послевоенный период
- •Тема девятая: Институционально-социологическое направление экономической мысли и перспективы развития экономической теории
- •Институционализм
Тема третья: Экономические системы классической политэкономии и социализации экономической мысли в первой половине 19 века
Решение всех насущных задач экономической мысли конца 18 века взяла на себя классическая политическая экономия. Своего расцвета она достигла в работах А.Смита и Д.Рикардо, английских экономистов.
Профессор нравственной философии Адам Смит (1728-1798) в полной мере воспользовался экономическим багажом, накопленным к тому времени,- он был дружен с физиократами, тщательно изучал труды У.Петти. По долгу службы следил за развитием философских и политических учений, нравственных и религиозных исканий.
Свою задачу Смит видел в создании целостной экономической системы политэкономии, которая бы наиболее эффективно раскрывала внутренние закономерности развития капитализма, анализировала реальную экономическую жизнь и на основание этого вырабатывала рекомендации для экономической политики государства и отдельных форм.
Метод исследования Смита сочетал дедукцию и индукцию, но при столкновении результатов, полученных этими двумя способами, Смит, в силу метафизических взглядов на природу экономических явлений, не разрешал противоречий, а выбирал один какой-нибудь вариант, обычно полученный индуктивным путем.
Главный экономический труд Смита "Исследования о природе и причинах богатства народа" (1767-1776) дает представление об его экономической системе политэкономии.
В первых же строках Смит провозглашает, что богатство заключается в труде, и только после этого программного заявления начинает изложения своего понимания экономических процессов.
Исходный пункт экономической системы Смита - внеисторическая и вечная категория - "человеческая склонность к обмену".
Смит человеческое общество рассматривает как меновой союз, в котором каждый его член стремится соблюсти свою выгоду (концепция "экономического человека", который действует только тогда, когда это выгодно). Взаимодействие "экономических людей" регулирует стихийные экономические законы - "невидимая рука", которая создает "естественный порядок" в обществе, исключающий вмешательство государства и монополистические образования.
В соответствии с этим, Смит выступает за отмену правительственных регламентаций промышленности и торговли, за отказ от налогового регулирования экономики, за полную свободу частной инициативы. Такая непримиримая позиция по отношению к государственному вмешательству в хозяйственную жизнь будет характерна для многих последующих экономических учений и определит своеобразие классического направления экономической мысли.
Разделение труда у А.Смита выступает как всеобщая форма сотрудничества людей, способствующая увеличению объема производства и росту богатства страны. Но английский экономист видел и опасность во всемерном разделении труда, который способствовал распространению монотонного труда и вел тем самым к отупению нации. В данном случае Смит был даже готов поступиться святым для себя принципом свободы предпринимательства и призвать на помощь государство.
Всеобщая склонность людей к обмену развивает разделение труда, расширяет товарный обмен и повышает роль денег в качестве обращения. Превращение металлических денег в бумажные Смит считал важным средством для ускорения их оборота и активизации капитала.
При исследовании стоимости Смит основывался на трудовой теории, но и такая прочная база не помешала ему дать три определения стоимости:
1) Стоимость товара определяется затратами труда на его производство;
2) Стоимость товара есть труд, за счет которого становится возможным приобретение данного товара;
3) Стоимость равна сумме доходов: заработной плате, прибыли и ренте;
Обмен товаров Смит предполагал в соответствии с их стоимости и рассматривал, при этом две цены товара: естественную и рыночную. Естественная цена выступала как денежное выражение стоимости, а рыночная - отражала оценку потребительских качеств товара и колебалась около естественной цены. Величина этих колебаний зависела от спроса и предложения, а также - от монопольных явлений на рынке.
Распределение первичных доходов в обществе происходило между тремя классами: землевладельцами, капиталистами и наемными рабочими. Все остальные социальные группы жили за счет перераспределении этих первичных доходов.
Заработная плата у Смита представляет собой часть стоимости товара, добавленной трудом рабочего и определяется минимумом средств, необходимым для существования. Стоимость этих жизненных средств регулировалась рынком.
Смит утверждал, что высокая зарплата способствует росту производства, накоплению капитала, увеличению спроса на труд и обеспечивает высокие темпы экономического роста в государстве.
Доход капиталиста Смит считал порождением всего авансированного капитала, а его величина определялась разницей между стоимостью товара и затратами на средства производства и заработную плату. При вычитании из дохода процента за ссуду и ренты получалась капиталистическая прибыль. Норма прибыли, по Смиту в разных отраслях уравнивается и имеет тенденцию к понижению, что является признаком здоровой экономики и процветающей нации.
Рента у Смита считается нетрудовым доходом, проявлением монополии на землевладение. Величина ренты определяется двояко:
разницей между стоимостью товара и суммой средней прибыли капиталистического фермера с заработной платой наемного рабочего;
произведение природы, оставшееся от вычета всего, что является произведением человека.
Определяя понятие капитала, Смит остался верен себе и дал следующие трактовки:
капитал - это запас веществ для дальнейшего воспроизводства;
капитал - это стоимость, делающая прирост благодаря труду.
Капитал Смит разделял на основной и оборотный. В основной капитал он включал машины, орудия труда, здания, улучшения земель и трудовые навыки, а в оборотный - деньги, запасы продовольствия, полуфабрикаты, сырье и готовые, но нереализованные товары. Такое содержание основного и оборотного капитала свидетельствует о рассмотрении процессов воспроизводства с позиции функционирования отдельного предприятия.
Накопление Смит определял как вовлечение в производство дополнительного количества производительного труда. А под производительным трудом понимался труд создающий стоимость, воплощенный в какой-либо продукте и покупаемый на капитал. Соответственно, непроизводительный труд оплачивался из дохода, не закреплялся в продукте и потреблялся в момент производства.
Стоимость совокупного общественного продукта Смит, подобно стоимости товара, составлял из доходов, игнорируя воспроизводство основного капитала.
В капитализме Смит видел способ для обеспечения богатства общества, увеличения объема производства, расширенного вовлечения труда в процессе созидания благ. Поэтому и отдельный капиталист представлялся как благодетель человечества, накапливающий капитал и развивающий производство.
Значительный вклад сделал Смит в разработку общих принципов налогообложения. Четыре его правила построения налоговых систем стали классикой финансовой науки:
Происхождение, цель налогов, объект обложения;
Срок уплаты, способ, сумма платежа;
Время уплаты;
Организация налогового аппарата, пресечение злоупотребления в процессе сборов.
Существующую в то время систему пропорционального налогообложения Смит предлагал заменить прогрессивной, причем взымать налоги предполагалось только с доходов - зарплаты, прибыли и ренты.
Значение теоретического наследия Адама Смита настолько велико, что его называют отцом политэкономии. Он, действительно, немало потрудился для этого, определив границы этой науки, приведя в систему накопленные к тому времени знания.
Другой корифей классической политэкономии - Давид Рикардо (1772-1823). Наиболее подробно теории Рикардо излагаются в его основном экономическом сочинении "Начала политической экономии и налогового обложения/1817/.
Предметом изучения политической экономии Рикардо считал сферу распределения, где, по его мнению, все закономерности материального производства находили наиболее яркую форму воплощения. Рикардо исследовал внутреннюю сущность товарного производства через анализ его общественной формы в сфере распределения.
В теоретических изысканиях Рикардо использовал преимущественно дедуктивный метод, преодолевая тем самым засилье эмпиризма в экономической науке.
Для экономической системы Рикардо был характерен монизм - рассмотрение экономических явлений через призму одной теории - трудовой теории стоимости. Аксиоматичность и монизм экономической системы Рикардо обусловили её меньшую противоречивость, большую логичность и доказательность. Именно она стала своеобразной основой, аксиомой для построения дальнейших экономических выкладок.
Рикардо наибольший интерес проявил к вопросам стоимости, распределения, прибыли и сравнительной полезности во внешней торговле.
Заранее предупредив читателей, что стоимость и цена товара определяются разными факторами, Рикардо переходит к своей теории стоимости. Он отмечает, что стоимость товара образует не всякий труд, а только общественно-необходимый, которым был труд при худших условиях производства.
Деньги у Рикардо тоже имеют стоимость, которую он определяет двойственно:
количество труда, затраченного на их производство;
производная от их количества в обращении;
Прибыль у Рикардо была пропорциональна затратам капитала на покупку рабочей силы, которая и создавала прибавочный продукт - основу прибыли.
Труд Рикардо тоже считал товаром, а его стоимость определялась заработной платой. "Естественная" стоимость труда определялась минимумом средств для воспроизводства рабочей силы, а рыночная складывалась из соотношения спроса и предложения на рынке труда.
Доход, произведенный в обществе, по мнению Рикардо, распределяется между капиталистами, наёмными рабочими и землевладельцами, причем в этом распределении прослеживались отдельные закономерности. Так, Рикардо считал, что величина заработной платы и прибыли капиталистов изменяются обратно пропорционально друг другу, - при росте прибыли, уменьшается зарплата и наоборот. А вот рента и прибыль меняют свои размеры в одном направлении.
Ренту Рикардо считает паразитическим доходом, хотя она не берется с худших земель и не удорожает товар. Так как сельское хозяйство с течением времени захватывает всё более и более худшие земли, то в перспективе Рикардо видит возрастание ренты, падение продуктивности земледелия, удорожание продуктов, падение реальной зарплаты и прибыли, исчезновение стимулов к труду, падение уровня жизни и деградацию человечества.
Теорию сравнительной полезности Рикардо до сих пор используется при анализе международной торговли, поскольку определяет специализацию страны в производстве того или иного товара на экспорт. Специализация, по Рикардо, зависит от уровня издержек производства того или иного товара.
Поиск ответов на актуальные вопросы хозяйственной жизни в сфере распределения предпринимали вслед за Рикардо многие экономисты, пытаясь объяснить, как путем справедливого распределения доходов, достичь социального и экономического благополучия в обществе.
Дальнейшее развитие капитализма усложнило социальную структуру капиталистического общества. Естественно, экономическая мысль тут же отреагировала на это, вобрав в себя представителей всех социальных слоёв, которые тщательно прорабатывали экономическое наследие и находили в нем то, что наиболее соответствовало их интересам и потребностям.
Классическая политэкономия в полной мере подверглась такой проработке, так как содержала в себе столько последних теоретических изысканий и столько противоречий, что просто не могла не дать жизнь нескольким направлениям экономической теории XIX века, противоречивым по содержанию и единым по истоку.
Одно ответвление классической политэкономии составляли формальные приверженцы этого направления, многочисленные систематизаторы и пропагандисты. Они разрабатывали отдельные проблемы классической школы, приспосабливали её экономическую систему для анализа современных экономических процессов и использовали её как теоретическую и методологическую базу для критики других экономических учений.
Другое направление сложилось из сторонников идеализации капиталистических отношений, которые как знамя несли тезис Смита о великой силе рынка и конкуренции в организации хозяйства.
Защитники мелкой буржуазии "золотым веком человечества" объявили эпоху "ситцевого капитализма" и ремесленных лавочек и предлагали все силы бросить на возвращение этого волшебного времени.
Еще одна ветвь соединяла людей с отрицательным взглядом на все капиталистические отношения, они вытащили из классической политэкономии положения, подтверждающие противоречивость и несправедливость распределения доходов при капитализме. Наиболее полно это выразилось в учении Маркса.
Кроме всего прочего, существовало неистребимое племя профессиональных критиков, которые устремлялись на поиск слабых мест и противоречий в теориях, но не готовы предложить позитивную трактовку спорного момента.
Итак. классическая школа политэкономия после А.Смита и Д.Рикардо прекратила свое существование и возродилась в классическом направлении экономической мысли, в многочисленных и разнообразных течениях, не затерявшихся в потоке экономических идей и до сегодняшнего дня. Такая актуальность классической теории объясняется, в первую очередь, её знаменитым тезисом о свободе конкуренции и невмешательстве государства в экономику.