
- •1)История законодательства, регулирующего должностные преступления
- •3) Понятия и виды должностных преступлений
- •4) Понятие должностного лица
- •5) Статья 285. Злоупотребление должностными полномочиями
- •7) Статья 286. Превышение должностных полномочий
- •8) Статья 288. Присвоение полномочий должностного лица
- •9) Статья 290. Получение взятки
- •10) Статья 291. Дача взятки
- •11) Статья 291.1. Посредничество во взяточничестве
- •12) Статья 292. Служебный подлог
- •Отграничение служебного подлога от смежных преступлений
- •13) Статья 293. Халатность
- •§ 340. Нанесение телесного повреждения при исполнении служебных обязанностей
- •§ 343. Принуждение к даче показаний
- •§ 344. Преследование невиновного
- •§ 345. Исполнение приговора в отношении невиновного
- •§ 353. Незаконное взимание непредусмотренных сборов: уменьшение платежа
- •§ 355. Нарушение налоговой тайны
- •15) Проблема квалификации преступлений, совершаемых с использованием служебного положения
13) Статья 293. Халатность
1. Объективная сторона халатности образована тремя признаками: а) общественно опасным деянием в форме действия или бездействия; б) общественно опасными последствиями в виде причинения крупного ущерба или иного существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства; в) причинной связью между деянием и последствиями.
2. Халатность наиболее часто выражается в бездействии, когда виновный не выполняет тех действий, которые должен был совершить в силу возложенных на него обязанностей. Однако халатность может быть выражена и в форме действия - закон указывает, что наказуемым является не только невыполнение служебных обязанностей, но и ненадлежащее их выполнение. В этом случае виновный выполняет свои служебные обязанности, но делает это недобросовестно.
3. Закон исходит из того, что халатность является проявлением недобросовестного или небрежного отношения к должностным обязанностям. Поэтому Пленум Верховного Суда СССР в Постановлении от 30 марта 1990 г. N 4 указывал на необходимость при производстве по делам этой категории устанавливать круг и характер служебных прав и обязанностей должностного лица, а также нормативные акты, их регламентирующие. Аналогичной позиции придерживается и Верховный Суд РФ (БВС РФ. 1997. N 11).
4. Условием ответственности за халатность является реальная возможность надлежащим образом исполнять свои должностные обязанности. Если в конкретном случае такая возможность отсутствует, отсутствует и состав рассматриваемого преступления (БВС СССР. 1975. N 5; 1976. N 6; 1990. N 3).
5. В результате неисполнения или ненадлежащего исполнения лицом своих служебных обязанностей должны быть причинены общественно опасные последствия в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства (см. п. 5 комментария к ст. 285 УК), а также крупного экономического и экологического ущерба, стоимостное выражение которого в соответствии с примечанием к ст. 293 УК превышает 100 тыс. руб. Формулировка общественно опасных последствий в действующей редакции ч. 1 ст. 293 УК (Федеральный закон от 8 апреля 2008 г.) является законодательным недоразумением, поскольку крупный ущерб является частным случаем существенного нарушения правоохраняемых интересов - традиционного для отечественного уголовного права последствия должностного преступления. Отказавшись от содержавшейся в Федеральном законе от 8 декабря 2003 г. идеи о существенном ограничении сферы ответственности за халатность, законодатель не учел этого обстоятельства. Между указанными последствиями и деянием должностного лица необходимо установить наличие причинной связи.
6. Преступление окончено в момент наступления общественно опасных последствий.
7. Субъективная сторона халатности выражается в обоих видах неосторожности (легкомыслие, небрежность).
8. Субъект преступления специальный - должностное лицо (см. п. п. 8 - 11 комментария к ст. 285 УК).
9. Квалифицированный состав халатности (ч. 2 ст. 293 УК) имеет место при неосторожном причинении таких последствий, как тяжкий вред здоровью или смерть одного человека.
10. Особо квалифицированный состав халатности (ч. 3 ст. 293 УК) предусматривает неосторожное причинение одним и тем же деянием смерти двух или более лиц.
14) РАЗВИТИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ДОЛЖНОСТНЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ
Сравнительно-правовой анализ важнейших институтов Особенной части уголовного права Англии, США, Франции, Германии, Японии и Италии позволяет проследить сходства и различия в регулировании таких институтов уголовного права, как должностные преступления.
Необходимо отметить, что в современном мире большое внимание уделяется охране прав личности. В ст. 3 Всеобщей декларации прав человека провозглашается, что каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность. Защита этих ценностей - важнейшая задача действующего уголовного права развитых зарубежных стран. О ее приоритетности в настоящее время свидетельствует, в частности, и то, что нормы преступлений против личности в новых уголовных кодексах, например, Франции, Испании и других государств, а также в УК ряда штатов США расположены в самом начале их Особенной части.
Поскольку федерализм США имеет свои особенности, систему Особенной части американского уголовного права нельзя назвать единой или хотя бы единообразной. Там существует 53 правовые системы: 50 штатов, федеральная, округа Колумбия и "свободно присоединившегося" государства Пуэрто-Рико.
В отличие от уголовных кодексов некоторых других крупных федеративных государств, например, Германии, Бразилии или Индии, так называемый Федеральный уголовный кодекс США (в основном это нормы ч.1 разд.18 Свода законов США) имеет довольно узкую сферу действия. Она ограничивается защитой "федеральных" интересов и необходимостью борьбы с некоторыми наиболее опасными посягательствами в национальном масштабе.
Федеральное уголовное законодательство США впервые было кодифицировано в разделе о преступлениях изданного в 1873-1877 годах Свода законов США, затем в существенно измененном виде вновь систематизировано в 1909г. и, наконец, реформировано в 1948 г. в качестве части 1 Титула 18 Свода законов США. (1)
По уголовному законодательству США злоупотребление должностным положением осуществляется в Формах:
* незаконного распределения государственных доходов;
* незаконных сделок с государственным имуществом;
* разглашения торговых секретов США;
* спекуляция акциями или товарами, связанными со страхованием сельскохозяйственной продукции, и др.
Наказываются данные преступления, согласно § 1901-1904 Титула 18 Свода законов США, штрафом до 10 тыс. долл. и (или) тюремным заключением на срок от 2 до 10 лет и отстранением от должности. (2)
Сравнительно-правовой анализ норм Особенной части Уголовного права Франции показывает, что центральное место в системе норм об ответственности за посягательства на государственную власть занимает группа норм о должностных злоупотреблениях. Они расположены в главе 4 "Преступления и проступки против нации, государства и общественного спокойствия", § 4. "Преступные посягательства на государственную власть".
Во Франции деятельность публичных должностных лиц регламентируется самыми разными законами и подзаконными актами. Важное значение в сфере регламентации ответственности должностных лиц за различные злоупотребления имеют Закон о правах и обязанностях государственных служащих от 13 июля 1983г. и Уголовный кодекс Франции.
По французскому праву к публичным должностным лицам относятся:
* лица, обладающие публичной властью (высшие должностные лица Французской Республики);
* лица, состоящие на государственной службе (чиновники четырех иерархических категорий, каждая из которых включает несколько рангов государственных служащих);
* лица, обладающие избирательным мандатом (выборные должностные лица).
В Уголовном кодексе отсутствует общее определение публичного должностного лица. В специальных главах Кодекса, посвященных вопросам уголовной ответственности должностных лиц, упоминаются следующие виды этих специальных субъектов:
* лицо, обладающее публичной властью;
* лицо, выполняющее обязанности по государственной службе;
* лицо, обладающее избирательным мандатом;
* лицо, занимающее публичную должность;
* служащий органа государственного управления;
* служащий государственного учреждения;
* работник национализированного предприятия;
* работник экономического общества смешанного типа, в котором государство или государственная организация владеет свыше 50% капитала;
* служащий государственной службы почты и связи;
* лицо, исполняющее функции представителя государственной власти;
* управляющий или служащий государственного предприятия;
* служащий органов местного самоуправления;
* государственный бухгалтер (и его заместитель);
* государственный депозитарий (и его заместитель). То есть перечень должностных лиц, которые могут нести уголовную ответственность за рассматриваемые виды преступных деяний, достаточно широк.
В соответствии с Законом о правах и обязанностях государственных служащих от 13 июля 1983 г. на государственного чиновника возложена обязанность "посвятить себя только службе". Названный закон является своеобразным "кодексом чести" государственного служащего. Чиновник не должен быть корыстным, не может вести параллельно с государственной службой, частную профессиональную деятельность, направленную на извлечение прибыли. Однако этот запрет имеет некоторые исключения, которые касаются научной, литературной или артистической деятельности при условии, что такая деятельность не имеет доминирующего характера.
Обязанность публичного должностного лица отказаться от других профессиональных занятий, закреплена в специальных подзаконных актах.
Государственному служащему запрещается участвовать в деятельности подконтрольных или поднадзорных предприятий в любом качестве, лично или через посредника. В некоторых случаях эта обязанность сохраняется за чиновником и после ухода с государственной службы.
Система должностных злоупотреблений по УК Франции включает три группы преступных деяний:
* злоупотребления властью, посягающие на порядок управления;
* злоупотребления властью, совершенные против частных лиц;
* нарушения служебного долга.
К первой группе относятся такие преступные деяния, как деятельность, направленная на воспрепятствование исполнению закона; осуществление полномочий публичного должностного лица после официального их сложения.
Во вторую группу деяний входят посягательство на индивидуальную свободу со стороны должностных лиц; дискриминация физических или юридических лиц, совершенная должностным лицом; посягательство на неприкосновенность жилища; посягательство на тайну сообщений (ст. 432-4).
В третью группу включены такие преступные деяния, как незаконное взимание денежных сумм (ст. 432-10); пассивная коррупция и торговля влиянием; незаконное получение выгоды; посягательство на свободу доступа и равенство кандидатов для участия в государственных контрактах и при учреждении предприятий публичной службы; незаконное изъятие или расхищение собственности (ст. 432-15).
В качестве самостоятельного преступления, не входящего ни в одну из названных групп и отнесенного к преступлениям против правосудия, рассматривается:
- ..."требование или принятие взятки магистром, присяжным заседателем или любым другим лицом, заседающим в каком-либо судебном органе, арбитром или экспертом, приглашенным либо судом, либо сторонами, или лицом, на которое судебной властью возложена обязанность примирения или посредничества".
Центральное место в системе норм об этих злоупотреблениях занимают нормы об уголовной ответственности публичных должностных лиц за активное и пассивное взяточничество (коррупцию), при этом первое представляет собой дачу взятки, второе - ее получение.
Сравнительно-правовой анализ уголовного законодательства Японии показывает, что ответственность за злоупотребление властью и за коррупцию должностных лиц предусматривается в Главе 25 (ст. 193-198) Особенной части УК Японии.
В соответствии со ст. 15 Конституции Японии публичные должностные лица являются слугами всего общества. В этом качестве они должны "осуществлять служебные обязанности искренне и справедливо, обеспечивая доверие к себе со стороны общества". Уголовный же закон предусматривает ответственность за злоупотребление властью и взяточничество как совершение предательства по отношению к общественному доверию. К разновидностям злоупотребления властью относятся: злоупотребление властью со стороны публичного должностного лица (ст. 193) и со стороны особого публичного должностного лица, т.е. лица, исполняющего судейские, прокурорские, полицейские функции (ст. 194), насилие либо оскорбительное или дурное обращение со стороны особого публичного должностного лица (ст. 195).
Публичное должностное лицо, которое, "злоупотребляя возложенной на него по должности властью побуждало какое-либо лицо сделать то, чего оно не обязано делать, или препятствовало ему в осуществлении прав, которые должны быть осуществлены, наказывается лишением свободы с принудительным трудом или без оного на срок до 2 лет" (ст. 193).
В соответствии со ст.194 (задержание или заключение под стражу в результате злоупотребления возложенной по должности властью со стороны особо публичного должностного лица), "если лицо, осуществляющее судейские, прокурорские или полицейские функции либо действующее в качестве его помощника, злоупотребляя возложенной на него по должности властью, задержало какое-либо лицо или держало его под стражей, оно наказывается лишением свободы с принудительным трудом или без оного на срок от 6 месяцев до 10 лет". Как предусматривает ст. 195 (насилие либо оскорбительное или дурное обращение со стороны особого публичного должностного лица), "если лицо, осуществляя судейские, прокурорские или полицейские функции либо действующее в качестве его помощника, при исполнении своих служебных обязанностей употребило насилие или допустило оскорбление или дурное обращение с обвиняемым по уголовному делу или другим лицом, оно наказывается лишением свободы с принудительным трудом или без оного на срок до 7 лет". Так же наказывается тот, кто, охраняя или конвоируя взятое под стражу в соответствии с законом лицо, применил против него насилие либо допускал оскорбительное или дурное обращение с ним. По ст. 196 (причинение смерти или телесных повреждений в результате злоупотребления возложенной по должности властью со стороны особого публичного должностного лица), "если путем совершения преступных деяний, предусмотренных двумя предыдущими статьями, были причинены смерть или телесное повреждение другому лицу, то должно быть назначено наказание, установленное за телесное повреждение, если оно является более тяжким".
Основным источником уголовного права ФРГ является Уголовный кодекс ФРГ от 15 мая 1871г. (в ред. опубликования от 13 ноября 1998 г.). Уголовный кодекс Германии, как и уголовные кодексы большинства стран континентальной правовой семьи, делится на две части - Общую и Особенную. (3)
Основной целью, которую преследовал германский законодатель, при реформировании современного уголовного права Германии, была "гармонизация пределов наказания, изменение уголовно-правовых норм, их дополнение и принятие новой редакции для того, чтобы улучшить уголовно-правовую защиту и облегчить применение права, а также исключение из УК неприменяемых и ставших ненужными уголовно-правовых норм". (4)
Германское уголовное право действует независимо от права места совершения деяния в отношении следующих деяний, которые совершаются за границей: "Деяния, которые совершает германское должностное лицо, или лицо, специально уполномоченное на выполнение публичных обязанностей, или солдата бундесвера во время несения им своей службы или в связи с ней".
В настоящее время должностные преступные деяния собраны в разделе XXX Особенной части УК ФРГ. Их можно разделить на следующие группы:
1. Преступные деяния, связанные со взяточничеством (§ 331-335).
2. Преступные деяния против правосудия (принуждение к даче показаний - § 343; исполнение приговора в отношении невиновного - § 345; уголовное преследование невиновного - § 344; вынесение неправосудного приговора или решения - § 336; противоречащее делу одновременное обслуживание адвокатом спорящих сторон в одном и том же процессе - § 356.
3. Нанесение телесных повреждений, причиненных должностным лицом при исполнении служебных обязанностей (§ 340).
4. Неправильное официальное свидетельствование (§ 348); произвольное завышение или незаконное взимание различных сборов, нарушение налоговой тайны (§ 352, 353, 355).
5. Составы преступных деяний, связанные с нарушением доверия во время пребывания на дипломатической службе, служебной тайны, тайны судебного разбирательства (§ 353а, 353b, 353d).
6. Подстрекательство подчиненного по службе к совершению преступного деяния (§ 357).
Данные преступные деяния объединены в раздел XXX Особенной части УК ФРГ по признаку субъекта преступного деяния - должностного лица.
Понятие должностного лица дано в § 11 Общей части УК ФРГ. Данная норма объясняет термины, используемые в УК ФРГ. По германскому уголовному праву должностным лицом является тот, кто согласно германскому праву:
а) является чиновником или судьей;
б) связан прочими государственно-правовыми отношениями по должности, или в) кроме того, в органе власти или любом другом учреждении выполняет задачи государственного управления или по их поручению без ущерба для выполнения задач выбранной организационной формы.
Однако субъектами указанных выше преступных деяний могут быть не только должностные, но и иные лица, например: судьи, лица специально уполномоченные на выполнение публичных обязанностей и т.д. Ряд этих терминов также объяснен в §11 УК ФРГ.
Закономерно, что должностные преступные деяния в разделе XXX Особенной части УК ФРГ объединены не только по признаку специфики субъекта преступления, но также в связи со спецификой охраняемого данными нормами правового блага - нормального функционирования государственного аппарата.
В Особенной части УК ФРГ нет раздела, посвященного преступным деяниям против правосудия, поэтому рассматриваемый состав, несмотря на всю его специфику, включен в раздел XXX Особенной части УК ФРГ "Должностные преступные деяния". Он помещен туда по признаку субъекта данного преступного посягательства - должностного и приравненного к нему германским законодателем лица.
Таким образом, особенность раздела XXX как элемента Особенной части УК ФРГ заключается в том, что германский законодатель включил в него преступные деяния, характеризующиеся не только спецификой правоохраняемого блага, а, прежде всего, спецификой субъекта преступного посягательства (должностное и приравненное к нему лицо). Исключение составляют составы, связанные с предоставлением выгоды и подкупом должностных лиц, субъект которых может и не обладать признаками должностного лица.
Раздел тридцатый Особенной части УК ФРГ предусматривает следующие должностные преступные деяния:
S 331. Получение выгоды
(1) Должностное лицо или лицо, специально уполномоченное на выполнение публичных обязанностей, которое за совершение служебного действия требует выгоду для себя или третьего лица, принимает обещание предоставить выгоду или принимает ее в качестве вознаграждения, наказывается лишением свободы на срок до трех лет или денежным штрафом.
(2) Судья или третейский судья, который принимает обещание предоставить выгоду для себя или третьего лица, требует или принимает ее в качестве вознаграждения за то, что он совершил или совершит в будущем определенное служебное действие, наказывается лишением свободы на срок до пяти лет или денежным штрафом. Покушение наказуемо.