Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Istoria_mekhaniki_polnaya_versia_ot_01_07_2010.doc
Скачиваний:
5
Добавлен:
01.03.2025
Размер:
6.51 Mб
Скачать

4.2. Атомисты и софисты

4.2.1. Школа элеатов

Помимо 5 канонических “чудес света” народ Эллады сотворил и шестое “греческое чудо”, которое было гораздо значительнее всех названных и имело множество аспектов: это мастерство строителей и ремесленников, это высочайшее искусство скульпторов и художников, это зарождение уникальной древнегреческой демократии и законодательства, это беспрецедентный уровень народного образования, это, наконец, нарастающая роль и влияние в обществе ученых и философов, появление философских школ и научных центров, ставших прообразом будущих академий наук и университетов. Однако наиболее важным и принципиально новым аспектом этих достижений явилось рождение натурфилософии, т.е. философии Природы и природных явлений, и последовавшее за этим выделение из нее самостоятельных наук и дисциплин – физики, математики, механики, химии, ботаники, медицины. Достаточно упомянуть, что множество хорошо известных научных терминов и наименований имеют древнегреческое происхождение: “анализ”. “синтез”, “физика”, “математика”, “геометрия”, “астрономия”. “география”, “логика” и т.д. и т.п. Важно при этом заметить, что основным стимулом развития греческой науки и философии было чисто человеческое любопытство и любознательность, не преследующее практических целей (что было свойственно, например, китайской культуре). Столь явная умозрительность греческой философии и натурфилософии имела и свои отрицательные стороны (такие, как почти полное отрицание научного эксперимента), однако для начального этапа становления науки такой подход, по-видимому, был оправдан и, как показало время, наиболее эффективен.

Из множества возникших философских школ и учений наибольшее влияние на развитие науки в период между Пифагором и Сократом оказали т.н. “досократики” – Анаксагор, Зенон, Демокрит, Гиппократ Хиосский и др. Философские положения досократиков были тесно связаны со школой элеатов, основанной бывшим пифагорейцем, философом и политиком Парменидом Элейским (540 – 480) в г. Элее (Южная Италия). Его взгляды и суждения дошли до нас в единственном сохранившемся сочинении «о природе», написанном в стихотворной форме. В нем он излагает идею Пифагора о шарообразности Земли, развивает философию «бытия», учение о высших началах Мира (это огонь и земля), о происхождении живого, о различии полов. Основным тезисом Парменида стало отрицание новых сущностей Мира, утверждение вечности и неизменности «бытия», а также резкая критика пифагоровой мистики целых чисел. Подчеркия превосходство Мысли и Разума над Чувством и Ощущением, он считал, что если «Нечто» мыслимое внутренне непротиворечило, то оно существует и в «Бытии», т.е. и в материальном мире, если же «Нечто» дано лишь в ощущениях, но противоречит Разуму, то его нежив «Бегтим». Фактически здесь уже содержатся мотивы будущего платоновского идеализма о взаимосвязи виртуального и материального миров. Недаром великий немецкий философ ХIX века Г. Гегель полагал, что именно с Парменида начинается подлинная история философии. Заметное влияние на концепции Парменида оказали взгляды его учителя, странствующего поэта–рапсода и философа Ксенофана Колофонского (570 – 478), считающегося учеником Анаксимандра и идейным основоположником элейской школы. В своих поэмах Ксенофан критиковал древнегреческий пантеизм и антропоморфизм богов, выдвигая идею единого “вселенского” Бога, который “весь видит, весь слышит, весь мыслит”. Фактически, он отождествлял Бога с необъятным космосом. Позднее эту идею “Бога-Космоса” воспринял и развил Платон, а ещё позже она неоднократно вспыхивала в христианской Европе (Дж. Бруно и др.). Выступая против множества древнегреческих богов, обладающих теми же достоинствами и недостатками что и обычные люди, Ксенофан обрушивается на поэмы Гомера и Геснода, провозглашающие «очеловечевание» божеств . Он писал: « Если бы коровы и лошади придумывали себе богов, то их боги тоже были бы коровами и лошадьми». Основная же его идея была в том, что Мир и Божество – это единое целое, вечное, безграничное и неизменное. Что же касается постижения этого Божества человеком, то это невозможно, ибо, чтобы постичь мудреца, надо самому быть мудрецом, а чтобы постичь Бога надо самому быть Богом». В своих конкретных натурфилософских построениях Ксенофан считал, что все рождающееся и растущее состоит из земли и воды, которые периодически меняются своими местами (так море то наступает на сушу, то отступает, оставляя отпечатки рыб и ракушек даже на горных породах).

Подобно Пифагору, делившему своих учеников на акусматиков и математиков, Ксенофан делил всех людей также на 2 категории – людей-скептиков, стремящихся мыслить и действовать самостоятельно (их немного, не более 10%) и людей-соглашателей (конформистов), не умеющих и не желающихся мыслить, и в силу этого легко поддающихся внушению. Подобное разделение общества на интеллектуальную и антиинтеллектуальную фракции делалось и многими последующими философами. Но особенно отчётливо такое разделение стало проявляться с зарождением монотеистических и тоталитарных религий, когда скептически настроенная активная часть общества нередко оказывалась в оппозиции к легковерной и суеверной толпе конформистов с её поводырями. Становление науки и научного мышления обострило подобны противостояния, при которых скептик-мыслитель рассматривался обществом как еретик и диссидент. Однако с ходом истории и развитием общественного сознания выяснилось, что эти скептики и инакомыслящие оказываются движущей силой общества, стимулируя его пассионарность и прогрессивность. Так что сделанное Ксенофаном разделение оказалось одним из важных показателей социального строения общества, которое в современной социологии получило название «80/20 society», ( «закон Моретти») означающее, что 20 % активного населения ведут за собой оставшееся 80% пассивных его представителей. Такой режим управления именуется ныне как «меритократия» – власть интеллекта.

Наиболее известным представителем школы элеатов стал Зенон Элейский (480 – 440), прославившийся своим методом “апагогий”, т.е. методом доказательства истин “от противного” путем доведения цепочки рассуждений до очевидного абсурда. Для иллюстрации своего метода он построил целый ряд примеров – “апорий” (трудностей), – получивших огромную популярность, как среди современников, так и у последующих поколений. Наибольшую известность приобрели и, благодаря Аристотелю, вошли в историю следующие апории: “Ахиллес и черепаха”, “Стрела”, “Дихотомия” и “Стадион”. В первой из них он доказывает, что быстроногий Ахиллес никогда не сможет догнать черепаху. Действительно, за время t1, пока он пробежит половину расстояния до нее, черепаха отползет немного дальше, пока он пробежит за время t2 половину оставшейся дистанции, она отползет еще дальше и так до бесконечности. В результате полное время бега до достижения черепахи представится бесконечной суммой t1+t2+t3+…, которая, по тогдашним представлениям как сумма бесконечного количества слагаемых, считалась бесконечной!

В апории “Стрела” Зенон, рассматривая процесс полета стрелы, утверждает, что в каждое мгновение этого полета она находится в определенной точке пространства, т.е. находится в покое. А так как весь интервал времени полета состоит из отдельных мгновений, то и стрела постоянно находится в покое и, следовательно, никуда не долетит! Здесь, очевидно, игнорируется понятие скорости движения, которое было введено позднее (Аристотелем) и с помощью которого парадокс был разрешен.

Аналогичный смысл и результат имели и остальные апории, основанные на подмене пространственно - временного континуума совокупностью дискретных элементов. Апории Зенона можно считать первыми логическими парадоксами, предвосхитившими некоторые парадоксы современной теории множеств. Поэтому именно Зенона считают родоначальником этой теории. Апории Зенона наглядно продемонстрировали те трудности, которые возникают при операциях с бесконечностями. Именно он ввел в науку идеи и парадигмы бесконечности, роль которых в современной науке трудно переоценить.

Анализу апорий Зенона (из которых до нас дошло только из 45) посвящена огромная литература, и он приобрел множество последователей в различных сферах науки. Формально его апории послужили основой для главного тезиса Парменида об отсутствии развития и движения в Природе. Вместе с тем они стали началом новой ветви философской науки – диалектики, – изобретателем которой Аристотель считал именно Зенона. При этом под диалектикой он понимал искусство “опровергать противника и посредством возражений ставить его в затруднительное положение”. Кстати, обучая своих учеников диалектике, Зенон первым из философов начал брать с них деньги за обучение.

Известием практический конец его жизни, когда за участие в заговоре против элейского тирана Неарха он был схвачен и подвергнут жестоким пыткам. На суде, обращались к зрителям он сказал: « Если вы согласитесь остаться рабами из-за боязни. Мучений, которым подвергаюсь я то я только могу удивляться вашей трудности». После этого Зенон откусил себе язык и выплюнул его в лицо тирану. Взбудораженный этим народ кинулся на тирана и убил его.Таков был Зенон.