Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Istoria_mekhaniki_polnaya_versia_ot_01_07_2010.doc
Скачиваний:
2
Добавлен:
08.12.2019
Размер:
6.51 Mб
Скачать

3.3.1. Образование братства

Долго жить на родине под властью тирана Поликрата Пифагор не смог и, покинув Самос, обосновался в городе Кротон (Южная Италия), который еще в VIII веке был основан греками и вместе с Сицилией получил название Великой Греции. Так начался самый яркий и продуктивный период его жизни. Как знаток восточных мудростей он постепенно приобрел широкую известность, и старейшины города разрешили ему публично выступать перед населением с проповедями по вопросам морали, нравственности и Мироустройства. Вот некоторые фразы из его проповедей:

-Люди! Старайтесь прежде иметь добрые нравы, нежели законы; нравы суть самые первые законы.

-Не живи у народа, у которого находится более законов, нежели добрых нравов, более темниц, нежели гостиниц.

-Не живи в том городе, где пышность и великолепие народных памятников оскорбляют бедность частных семейств.

-Прежде сооружения великолепных храмов богам вашим постройте себе спокойные дома – люди имеют в домах более нужды, нежели боги.

-Первое достоинство народного правителя состоит в том, чтобы всегда говорить правду.

-Почитайте самих себя, ибо народ, уважающий самого себя, никогда не может быть невольником.

-Воздержи себя от убийства животных: пролитие крови оных приводит людей к неистовству проливать и кровь себе подобных.

Последняя фраза находит и сегодня свое подтверждение в порочной практике ритуального умерщвления животных во время некоторых религиозных праздников.

На выступления Пифагора собирались сотни горожан. Однажды, когда он произнес яркую речь против предметов роскоши, большинство женщин-слушательниц отнесли свои нарядные платья и украшения в храм Геры! Одна из его учениц, красавица Теано полюбила немолодого философа, стала его женой и родила ему дочь Дамо и сына Телавса. И в дальнейшем Пифагор всячески поощрял вступление женщин в его братство, за что его нередко называли “философом-феминистом”.

Сам Пифагор был воздержан в еде и одежде, не наказывал своих слуг, вел интеллектуальный образ жизни. С возрастом он приобрел величавую внешность, благородную манеру общения и обаяние мудрости. Из среды элитарной молодежи у него появились ученики и последователи, образовавшие научно-философскую и религиозно-мистическую школу, получившую впоследствии наименование “Пифагорейское братство”. Оно просуществовало более 150 лет, и за это время членами его побывало 235 человек, среди которых было 17 женщин. При вступлении в братство послушник должен был покинуть свою семью (или вступить в братство вместе с нею), пожертвовать в общий фонд свое имущество и дать обет молчания на 3 года. Так он подвергался испытательному сроку, во время которого не высказывал своих мыслей и мог только выслушивать других. Каждый давал клятву о неразглашении тех открытий, которые сделаны в братстве. Сохранилось предание, что один из членов братства был утоплен за то, что нарушил клятву, похваставшись открытием в братстве нового правильного многогранника. В братстве проповедовалась братская любовь друг к другу и к живой природе, отрешение от внешнего мира и очищение духа (катарсис) посредством занятий философией и математикой. Большое внимание уделялось учению о переселении души умершего человека в новое тело человека, животного или даже растения, причем дурные души переселяются в дурные тела, а хорошие – в хорошие. Так пифагорейское братство стало одной из первых «коммун» в истории.

Вскоре после образования братства Пифагор придумал термин “философ” (любитель мудрости), подразумевая под ним человека, пытающегося “найти и выяснить”. Это слово во многом предопределило цели и принципы жизни братства. Община блюла вегетарианский режим питания и соблюдала множество заповедей, большинство из которых были сформулированы самим Пифагором. Из этих заповедей сложился моральный кодекс пифагорейцев – “Золотые стихи”. Этот кодекс многократно переписывался и дожил до наших дней. В XVII–XIX вв. эти стихи приобрели особую популярность в России, где в 1808 г. они были изданы в виде карманной книжечки “Пифагоровы законы и нравственные правила”. Она начиналась словами:

-Зороастр был законодателем персов.

-Ликург был законодателем спартанцев.

-Солон был законодателем афинян.

-Нума был законодателем римлян.

-Пифагор есть законодатель всего человеческого рода.

Всего в книжке содержится 325 заповедей. Вот некоторые из них:

-Сыщи себе верного друга; имея его, ты можешь обойтись без богов.

-Юноша! Если ты желаешь себе жизни долгоденственной, то воздержи себя от пресыщения и всякого излишества.

-Юные девицы! Памятуйте, что лицо лишь тогда бывает прекрасным, когда оно отображает изящную душу.

-Не гоняйся за счастьем: оно находится в тебе самом.

-Не будь членом ученого общества: самые мудрые, когда они составляют общество, делаются простолюдинами.

-Отличай знания от мудрости.

-Не возвещай истину на местах общенародных: народ употребит оную во зло.

-Одну каплю здравого разума предпочитай целому кладезю учености.

-Все люди знают, чего им хочется, но мало кто знает, что ему необходимо.

Следуя этим заповедям, Пифагор и его ученики вели праведный образ жизни: встав до восхода Солнца, они встречали рассвет на морском берегу, затем в прибрежной роще занимались гимнастикой и завтракали. После этого они обсуждали философские вопросы, читали Гомера. Сам Пифагор, будучи большим любителем музыки, часто играл на лире. В конце дня после морских купаний и ужина практиковались воздаяния богам и чтение ученых книг, причем читал обычно самый младший, а старший комментировал прочитанное.

Процесс общения Учителя со своими учениками носил авторитарный характер, – в обычных разговорах ученикам запрещалось даже упоминать его имя. Восточные мотивы, воспринятые Пифагором во времена его молодости, соблюдались и культивировались членами братства: это таинственность их знаний, закрытость собраний и обсуждений, мистика числовых и геометрических построений. По мнению Пифагора и пифагорейцев, науку и знания нельзя было открывать непосвященным. Символом братства пифагорейцев, их опознавательным знаком и символом здоровья служила пентаграмма – пятиконечная звезда, – которую пифагорейцы носили под одеждой. Сам Пифагор подобно египетским жрецам облачался в белые одежды и носил на голове восточный тюрбан. Кротонцы считали его пророком.

На основе своего богатого жизненного опыта Пифагор, предваряя идеи Ксенофана (п.4.2.1), делил людей на 3 категории: тех, кто любит удовольствия, тех, кто любит активность, и тех, кто любит мудрость (к ним он относил себя). Пифагорейцы активно проповедовали среди жителей Кротона физическое совершенство и это дало свои результаты: среди победителей Олимпийских Игр было много кротонцев! Сложилась даже поговорка: “Последний из кротонцев – первый среди греков”. Однако в пифагорейской среде культивировался другой идеал человека, сочетающего в себе высокие эстетические, этические, духовные и физические качества. Для этого идеала у них был специальный термин “калокагатия”, означавший общее совершенство человека, а не только его “чемпионство”. Показательно, что о некультурном человеке древние греки обычно говорили: «не умеет ни читать, ни плавать».

Пифагор считал музыку частью математики, которую он рассматривал как свод самых различных знаний (“математика” происходит от греческого “mathema” – знание, учение). Своих непосредственных учеников он называл “математиками” и обучал их следующим дисциплинам:

-арифметика (учение о числах)

-геометрия (учение о фигурах и телах)

-музыка (учение о гармонии)

-астрономия (учение о Вселенной),

из которых важнейшей была арифметика. Этот канонизированный набор учебных дисциплин продержался два тысячелетия и вошел в европейскую систему университетского образования под названием “quadrivium” (квадривиум – пересечение 4х дорог). Этот термин был введен в начале VI в. н.э. знаменитым европейским просветителем Боэцием и стал обозначать вторую (высшую) ступень университетского обучения. Что касается ранжировки этих 4-х “дорог”, то она начала изменяться уже у самих пифагорейцев, которые после открытия и признания иррациональных чисел начали подчеркивать превосходство геометрии над арифметикой. Окончательно примат геометрии был узаконен Платоном, после чего она стала “национальной идеей” в древнегреческой культуре. Аналогичная перестановка ролей постепенно произошла и во второй паре дисциплин квадривиума, где астрономические потребности явно возобладали над музыкальными. В результате порядок дисциплин квадривиума приобрел свой окончательный вид:

геометрия – арифметика – астрономия – музыка.

Ученики в школе Пифагора делились на две ступени: “акусматики”, воспринимавшие новые знания чисто догматически, и “математики”, самостоятельно добывавшие и обсуждавшие новые знания и истины. При этом все принципиальные открытия безоговорочно приписывались Пифагору, а высшим критерием истинности новых суждений служило утверждение “Сам сказал!”.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]