Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Istoria_mekhaniki_polnaya_versia_ot_01_07_2010.doc
Скачиваний:
5
Добавлен:
01.03.2025
Размер:
6.51 Mб
Скачать

3.1.3. Афины и Спарта

Разные полисы имели разные законы и разных законодателей, из которых наибольшую известность приобрели в Афинах Драконт и Солон, а в Спарте – Ликург. Самыми суровыми были “Драконтовы законы” (621 г. до н.э.), где наказание за преступление не зависело от его степени – любая кража каралась смертной казнью. Более адекватными были законы великого афинского поэта и реформатора Солона (640–560), которого афиняне считали одним из семи великих греческих мудрецов. Став афинским правителем (архонтом) в 594 г., он за 34 года правления заложил основы знаменитой греческой демократии. Он ввел в жизнь народные собрания (экклесии), на которых простые граждане могли голосовать при решении политических и экономических вопросов. Показательно, что если афинский гражданин отказывался принимать участие в политической жизни своего полиса, он частично или полностью лишался и своих гражданских прав. Раз в 10 дней горожане собирались на холме Пникс, где в качестве трибуны для ораторов стоял большой каменный куб, и они голосовали поднятием руки. При этом голосовали только мужчины, родившиеся в Афинах, а рабы и женщины не имели права голоса. Последователь Солона Клисфен издал закон, по которому афиняне могли отправить своего правителя в изгнание на 10 лет, если свыше 6 тыс. граждан выразили ему недоверие, зафиксированное надписью на остраконе (глиняном черепке), т.е. подвергли его “остракизму”.

Солон ввел также и первые суды присяжных (гелиеи), в которые могли избираться простые граждане, ремесленники и торговцы, достигшие 30 лет. Некоторые его законы были созвучны вавилонским. Так сын, которого отец не выучил какому-либо ремеслу, освобождался от обязанности содержать своего отца в старости. Именно Солону мы обязаны выражением: “О мертвых либо хорошее, либо ничего”. Также он говорил: “Если в государстве перевернуть все вверх дном, то у него не хватит сил поставить все на место”. Еще он говорил: «В великих делах всем нравиться нельзя». Заслуживают внимания также следующие строфы великого греческого демократа, написанные им уже в вынужденном изгнании, и сохраняющие вполне современное звучание:

Если страдаете вы из-за трусости вашей жестоко, Не обращайте свой гнев против великих богов, Сами возвысили этих людей вы, им дали поддержку, И через это теперь терпите рабства позор.

Одним из своих законов он запретил обращение афинян в рабство за долги, в силу чего рабами могли быть только чужеземцы. Этот закон он подтвердил следующей фразой: «Все греки должны быть равны, свободны, и у каждого должно быть не меньше 5 рабов» Многие считали Солона провидцем. В своих литературных произведениях он делил человеческую жизнь на цепочку 7-летий: первое 7-летие – смена зубов, второе – начало зрелости, третье – борода и усы (у юношей), четвертое – расцвет физических сил, пятое – пора женитьбы, от шестого до восьмого (36–56 лет) – расцвет деловых успехов. Сам Солон прожил более 80 лет, причем в конце жизни писал: «Стар становлюсь, но всегда и всюду учусь».

Для сравнения можно привести и другую периодизацию человеческой жизни, предложенную в XX в. н.э. известным советским демографом Бестужевым-Лада: до 30 лет человека еще не существует, т.е. он как личность еще не состоялся. С 30 до 40 – детство, от 40 до 50 – юность. Затем с 50 до 70 – зрелость, с 70 до 80 – начало старости, а с 80 до 90 – тяжелая старость. После 90 – это уже божья кара “за грехи наши”.

При Солоне в Греции возникли первые учебные заведения (гимнасии), где дети с 6 лет изучали искусство письма на восковых табличках, поэзию, музыку и военное дело. В результате его реформ в Афинах начался расцвет искусств, театра, архитектуры, а развитие гражданского общества пошло по демократическому пути. Уже в конце V в. до н.э. в Афинах появились книжные лавки, в которых торговцы продавали рукописные свитки (по очень высокой цене). Благодаря египетской монополии на основной писчий материал – папирус, – центр книжной торговли постепенно переместился в Александрию, где и образовалась впоследствии крупнейшая библиотека Античного мира. Что касается Афин, то во времена Солона их население составляло 300–350 тыс. человек, а всей Греции – около 2 млн. При этом следует иметь в виду, что полноправные граждане составляли сравнительно небольшую часть всего населения страны, т.к. каждый из них имел как минимум одного раба. В Афинах рабы составляли до 90% всего населения.

Совершенно иное законодательство и иной путь развития сложились во втором великом городе Древней Греции – Спарте. Здесь не менее знаменитый законодатель Ликург еще в IX в. до н.э. создал свод законов, согласно которому страной правили 28 пожизненно избираемых геронтов, возрастом не менее 60 лет (отсюда возник термин “геронтократия” – власть старейших). Было также образовано народное собрание, члены которого были не моложе 30 лет. Граждане Спарты – спартиаты (их общее число не превышало 9–10 тыс. чел.) – участвуя в работе народного собрания, голосовали за то или иное решение просто голосом (т.е. криком, как и в будущем новгородском Вече), за что афиняне их презирали. Каждый спартиат имел одинаковый надел земли, одинаковое число рабов (илотов), и не имел права обладать золотыми или серебряными изделиями и драгоценными камнями. В качестве денег использовались большие и тяжелые железные монеты, которые не признавались в других греческих полисах. Из-за этого всякое накопительство было невозможно. Это был первый пример закрытого общества, где господство спартиатов над илотами обеспечивалось за счет железного оружия, с которым спартиаты никогда не расставались. В целях безопасности илоты, выделявшиеся особым умом, мастерством или физической силой, уничтожались.

Спартиаты, естественно, были лучшими воинами Древней Греции, однако из них не вышло ни одного крупного философа, скульптора или поэта. Занятие же ремеслом, торговлей или сельским хозяйством считалось позорным. Высшая доблесть спартиата состояла в защите своего полиса, о чем спартанский поэт Тиртей (VII в. до н.э.) написал так: “Сладко ведь жизнь потерять, средь воинов доблестных павши, храброму мужу в бою ради отчизны своей”. Знаменитая спартиатская «фаланга» (боевой строй) заслуженно считалась непобедимой, позволяя противостоять любому противнику. Ярким примером такого противостояния явилась оборона Фермопильского прохода от орд персидского царя Ксеркса, когда 300 спартиатов пали все до одного, но не пропустили врага в долину.

По законам Ликурга роскошь порицалась, наследство переходило от отца к старшему сыну. Младенцы-мальчики, родившиеся с физическими недостатками, уничтожались! Сыновей родители уже в 7 лет отдавали государству в воинские отряды, где их готовили к битвам. Воспитание юношей было суровым – практиковалась их ежегодная порка в святилище Артемиды, причем испытуемый не должен был показывать, что ему больно. В процессе учебы главное внимание уделялось не наукам и искусствам, как в Афинах, а гимнастике и хоровому пению военных маршей и гимнов. Достигнув 20 лет юноша становился полноправным спартиатом и мог участвовать в битвах, следуя лозунгу – “Возвращайся с битвы или со щитом или на щите!”, – а также в воинских трапезах, где главным блюдом была знаменитая черная похлебка из свинины с кровью, уксусом и солью. В 30 лет он становился полноправным гражданином Спарты, которому запрещалось самостоятельно выезжать в другие страны, общаться с иноземцами, а также участвовать в Олимпийских играх. Разумеется, такая страна не могла погибнуть от военного поражения, а погубили ее собственные победы, когда победители, вступая в общение с побежденными, начинали видеть и приобретать для себя и своих жен предметы роскоши, необычные яства, дорогие одежды. Эти соблазны «красивой жизни» особенно сильно, как впоследствии писал Аристотель, воздействовали на спартиатских женщин, которые стали вмешиваться в государственные дела. Такая «гинекократия» (власть женщин) по мнению Аристотеля вызвала деградацию Спарты и ее постепенное скатывание на третьи роли (к концу IV в. до н.э.). Так наиболее могущественные греческие полисы – Спарта и Афины – пошли по совершенно разным путям развития: первый – по пути милитаристского укрепления, тогда как второй – по пути экономического и демократического прогресса.

С начала V века начались персидские войны, в которых демократическая Греция была вынуждена отбиваться от захватнических набегов агрессивной державы Ахменидов. Длительная 30-летняя военная эпопея закончилась победой свободной Греции над деспотической Персией, продемонстрировав силу и мудрость свободного человека над закабаленными варварами. В историю вошел эпизод, случившийся возле города Марафон в 490 году, когда афиняне численностью 10 тыс. человек одержали победу над персами численностью около 30 тыс., потеряв всего 192 человека, тогда как персы потеряли 6,4 тыс. Гонец (Фидиппид) с вестью о победе пробежал от Марафона до Афин 42,2 км и, воскликнув “Радуйтесь, мы победили!”, упал замертво. Этот факт вошел в историю и породил существующие до сих пор марафонские забеги.

Резюме: Крито-минойская культура, письменность, легенды, эпоха дворцов, Лабиринт. Начало железного века, дорийское нашествие, рождение греческого этноса, языка и культуры, начало великой колонизации. Олимпийские игры, судостроение, мореплавание, первые деньги. Полисы, их тираны, законы Солона и Ликурга. Афинская демократия, спартанское воспитание. Марафон.