Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Istoria_mekhaniki_polnaya_versia_ot_01_07_2010.doc
Скачиваний:
5
Добавлен:
01.03.2025
Размер:
6.51 Mб
Скачать

14.2.2. Начало научного и поэтического творчества

По пути в Петербург в одну из ночей ему приснился необычный сон, похожий на легенду, но впоследствии подтвержденный его близкими. Во сне он увидел своего отца, лежащего мертвым на одном из крохотных необитаемых островков Белого моря, на котором он с отцом не раз бывал в детские годы. Добравшись до Петербурга, он выяснил, что действительно осенью 1740 г. его отец не вернулся с моря. Тогда сын, не имея возможности самому поехать в Поморье, отправил своим сверстникам-друзьям письмо об увиденном сне и о том, на каком острове он увидел тело отца. Они отправились туда и действительно нашли это тело, которое затем и похоронили с необходимыми почестями.

Прибыв в ИПАН летом 1741 г. молодой и полный сил и планов ученый окунулся в обстановку тревожных настроений среди академиков и продолжающегося их бегства в Европу (незадолго до этого уехал и Л.Эйлер, с которым Ломоносову так и не пришлось познакомиться лично). Причиной бегства стала развернувшаяся кампания борьбы с засильем иностранцев и иноверцев в элитных кругах России, связанная с дворцовыми переворотами и ликвидацией «бироновщины». В обстановке общей тревоги и нестабильности Ломоносов пишет ряд своих работ по «горной науке» и «корпускулярной физике», после чего в январе 1742 г. получает должность адъюнкта физики с окладом 300 руб. в год и правом участия в заседаниях Академического собрания. К сожалению, эта должность позволила ему участвовать в противостоянии между русской и немецкой “партиями” академиков, где проявился взрывной темперамент молодого ученого. После ряда его конфликтов и столкновений с академическими коллегами из немецкой “партии”, проходивших нередко с «боем и бесчестием», специальная комиссия ИПАН 28.05.1743 постановила арестовать «буяна, драчуна и выпивоху» и держать его под домашним арестом. И только благодаря тому, что он еще в 1742 г. написал первую оду в честь коронации новой императрицы Елизаветы Петровны (которая , согласно упоминавшейся версии, могла быть его сводной сестрой), Ломоносов избежал битья батогами и ссылки в солдаты. Императрица своим указом от 18.01.1744 освободила ученого от домашнего ареста, хотя и предписала при этом «…давать ему, Ломоносову, жалованье год по нынешнему окладу половинное». Правда, через полгода она восстановила ему полное довольствие.

В конце 1743 г. к домашнему узнику приехала из Марбурга его жена с дочерью Екатериной-Елизаветой и свои братом Иоганном Цильхом. Разросшееся семейство потребовало новых забот и новых расходов. Тем не менее, несмотря на эти события и «проявления характера» период 1742 – 1744 гг. оказался очень плодотворным для молодого ученого: он написал ряд работ по физике, оптике растворов, книгу о «Причинах теплоты и холода» и др., а также перевел книгу Л.Ф.Тюмминга «Вольфианская экспериментальная физика», ставшую первым учебником физики на русском языке. Как говорил сам переводчик, главной трудностью оказалась крайняя бедность русской научной терминологии, из-за чего ему приходилось вводить и придумывать новые слова и термины. Многие из них дожили до нашего времени – термометр, формула, зажигательное стекло, барометр, манометр, воздушный насос, поршень, упругость, атмосфера, сферический, оптика, преломление лучей, удельный вес, полюс магнита, магнитная стрелка, земная ось. При этом нередко говаривал : " Нет таких мыслей, которые нельзя было бы точно передать на русском языке". Также он пишет трактат «Первые основания металлургии или рудных дел», в которой дает описание руд и минералов, их характерного расположения относительно речек и ручьев, несущих их мельчайшие кусочки. Большое внимание он уделил окраске различных пород, ее происхождению и резюмировал крайне ценную информацию о т.н. «спутниках» особо ценных руд (золота, серебра, висмута и др.). В приложении к трактату, озаглавленном "О слоях земных", автор сделал целый ряд рекомендаций по поиску драгоценных камней и металлов, которые очень пригодились российским геологам при проведении поисковых работ на Урале. К сожалению, этот трактат вышел в свет только в 1763 г., за 2 года до смерти автора.

Не забывает он и о своих поэтических увлечениях, причем, продолжая традиции древнегреческой и римской науки, широко использует стихотворную форму изложения научных фактов и концепций. В философском стихотворении «Утреннее размышление о божием величестве» (1743 г.) он так описывает явления, происходящие на поверхности Солнца:

Когда бы смертным столь высоко

Возможно было возлететь,

Чтоб к Солнцу бренно наше око

Могло приблизившись воззреть,

Тогда б со всех открылся стран

Горящий вечно океан.

Там огненны валы стремятся

И не находят берегов;

Там вихри пламенны крутятся,

Борющись множество веков;

Там камни, как вода, кипят,

Горящи там дожди шумят…

Это описание хотя и не вполне отвечает современным представлениям о процессах на Солнце, для XVIII века было чрезвычайно прозорливым и свидетельствовало о глубине их физического понимания автором. Большим успехом при дворе императрицы Елизаветы пользовалась ода, написанная в 1747 г., и содержащая следующие строки:

О вы, которых ожидает Дерзайте ныне ободренны

Отечество от недр своих Раченьем вашим показать,

И видеть таковых желает, Что может собственных Платонов

Каких зовет от стран чужих. И быстрых разумом Невтонов

О, ваши дни благословенны! Российская земля рождать.

Если принять во внимание, что в то время российская поэзия была в таком же зачаточном состоянии, как и российская наука, то можно считать Ломоносова родоначальником как науки, так и поэзии в России. Вклад Ломоносова в поэтический строй, словесность и грамматику русского языка отражен в его «Кратком руководстве к красноречию» (1748 г.) и «Российской грамматике» (1757 г.). Последняя только в XVIII в. издавалась 5 раз, став популярным учебником, и даже была переведена на немецкий язык. Сам он нередко говаривал: "Стихотворство – моя утеха, физика – мое упражнение". Тем не менее, химию и физику он считал наиболее важными дисциплинами и именно в них он достиг наиболее серьезных научных результатов.

Однако не только науке он отдавал свои интересы. Немалое внимание он уделял и инженерным разработкам. Так в 1754 г. он построил и даже проводил испытания т.н. "аэродромной машины", представлявшей собой прообраз современного геликоптера (его термин) и предназначенной для метеорологических наблюдений. Позже, в 1756 г. он с увлечением занимался изготовлением "ночезрительной трубы" для наблюдения различных объектов в сумерках, а также ряда измерительных приборов – барометров, визкозиметров,фотометров и др. Однако в наибольшей степени инженерные таланты Ломоносова проявились при проектировании и сооружении завода цветного стекла в Усть-Рудице (1753 г.), где он был и физиком, и химиком, и инженером, и строителем.