Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Istoria_mekhaniki_polnaya_versia_ot_01_07_2010.doc
Скачиваний:
5
Добавлен:
01.03.2025
Размер:
6.51 Mб
Скачать

13.2.1. Становление учёного

В истории давно замечен тот факт, что периоды острых социальных потрясений и перемен сопровождаются рождением ярких и нестандартных личностей, активно участвующих в этих переменах и вносящих свой вклад в развитие событий в тех или иных сферах. Начало Нового времени в Англии и инициированная им первая промышленная революция оказались как раз таким переломным периодом в её истории и неслучайно породили таких людей, как Ф. Бэкон, Р. Бойль, Р. Гук, И. Ньютон и других. Аналогичные события происходили и на континенте, где заблистали имена Мерсенна, Ферма, Декарта, Паскаля, Гюйгенса, Лейбница и других. Показательна в этом отношении судьба Р. Гука и его становление как учёного в условиях резкого изменения места науки в жизни общества и изменения самой науки как системы познания.

Будучи рождён в семье небогатого пастора, Роберт Гук (1635–1703) по планам отца должен был пойти по его стопам. Однако отец вскоре умер, семья осталась без кормильца, и 8-летнему мальчику пришлось вместо школы пойти в подмастерья к часовому мастеру. Позднее он некоторое время учился у художника (что очень пригодилось ему в дальнейшем), а в свободное время любил мастерить всякие механические устройства. Особенно удачными у него получались маленькие модели популярных тогда водяных и ветряных мельниц, которые, к удивлению взрослых, даже работали! Обнаружившееся стремление к знаниям подтолкнуло его к учёбе, он сумел закончить школу и поступить в Оксфордский университет (1653 г.). Успешно его окончив, он становится ассистентом Р. Бойля и с головой погружается в эксперименты по выявлению свойств газов и жидкостей (1659 г.).

В этих работах отчётливо проявился уникальный талант молодого исследователя – глубокое понимание существа наблюдаемых физических явлений и яркое конструктивное мышление, позволяющее создавать оригинальные механизмы и условия для их наилучшего использования. Активное и равноправное сотрудничество Гука с Бойлем в постройке «Бойлевой машины» (воздушного насоса) и изучение на ней упругих свойств воздуха завершилось открытием знаменитого «закона Бойля-Мариотта», в котором роль Гука была весьма значительной. Для самого Гука это открытие стало путеводной звездой к его будущему не менее знаменитому «закону Гука». Другое направление совместных работ Гука и Бойля – изучение подъёма жидкостей в тонких трубках – также стало важной темой будущих исследований Гука по физике капиллярных явлений.

Войдя в круг друзей и коллег Бойля, Гук становится членом его научного кружка «Незримая коллегия», а когда в 1662 году кружок преобразовался в Лондонское Королевское общество, Бойль рекомендовал королю назначить Гука куратором Общества. Обязанность куратора заключалась в еженедельной подготовке и демонстрации членам Общества экспериментов по различным новым физическим и химическим явлениям. И надо признать, что с этой тяжелейшей обязанностью Гук блестяще справлялся на протяжении 40 лет, т.е. до своей смерти, причём в процессе подготовки опытов он сделал множество собственных открытий, общее число которых к концу его жизни достигло 500! К сожалению, большинство этих открытий носят чужие имена, так как Гук в силу своей служебной занятости не успевал их надёжно апробировать и обнародовать. Нередко возникавшие у него на этой почве приоритетные споры с коллегами не в лучшую сторону изменяли его характер, формируя его как нелюдимого, недоверчивого и раздражительного человека. Дополнительным отрицательным фактором служила и крайне низкая оплата труда куратора, что вынуждало Гука подрабатывать на стороне, поддерживая контакты с лондонскими мастеровыми и ремесленниками.Эта работа с мастерами-практиками оказалась чрезвычайно полезной для Гука, овладевшего многими необходимыми ему навыками — работой с механизами, черчением, техническим рисованием — и даже получившего строительно-архитектурную квалификацию. Но главной сферой его интересов стала техническая механика и примыкающие к ней дисциплины.

Широчайший диапазон научных и инженерных интересов Гука отразился в тематике его собственных работ, таких как создание пневматического насоса, изучение капиллярных явлений, преломление света в тонких слоях, разработка пружинного хронометра (где у него возникли приоритетные трения с Х. Гюйгенсом) и многое другое. Кстати, почти одновременно с Гюйгенсом Гук в 1665 году определил две постоянные точки водного термометра – точку таяния льда и точку кипения воды. Несколько позднее (в 1668 г.) он также установил постоянство точек плавления и кипения для других тел. Большое впечатление на Гука произвели взгляды и методология Декарта, стремившегося в своих работах соединить достижения математики, механики и физики с потребностями нарождавшейся техники и технологии. Созданное Декартом новое научное направление – ятромеханика (на современном языке – биомеханика) – также серьёзно заинтересовало Гука, отавшего ему дань в своих исследованиях.

При организации Королевского общества Карл II, подобно своему французскому коллеге, запретил обсуждать на его заседаниях проблемы богословия и политики. Однако не возбранялось решать, например, такой вопрос, как повсеместное «внедрение» в Англии новой сельскохозяйственной культуры – картофеля, – привезённой из Нового Света и уже положительно зарекомендовавшей себя на континенте. В результате решение о её внедрении было принято 18.03.1663, после чего всем членам ЛКО тут же было роздано некоторое количество клубней для посадки.