Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Istoria_mekhaniki_polnaya_versia_ot_01_07_2010.doc
Скачиваний:
5
Добавлен:
01.03.2025
Размер:
6.51 Mб
Скачать

12.3.4. Завершающие шаги

В конце XVII века в среде просвещенных европейцев возник повышенный интерес к культуре и менталитету восточных народов, в первую очередь к Китаю и России. Мотивировалось это тем, что только совмещение западного и восточного менталитетов приведет к появлению более цельного и совершенного человека, необходимого для построения и развития цивилизованного общества. Поводом к подобным соображениям стало появление на европейском горизонте двух просвещенных монархов: китайского императора Хам - Хи, интересовавшегося новой астрономией и изучавшего «Начала» Евклида, и российского императора Петра I, начавшего свое царствование с попыток «прорубить окно в Европу». Лейбниц в силу своих философских убеждений относительно «мировой гармонии» с энтузиазмом погрузился в восточную этику и философию и, познакомившись с древнекитайской арифметикой, основанной на другой системе счисления, придумал собственную двоичную систему, содержащую лишь два элемента – 0 и 1. Эта система настолько увлекла его своей простотой, что на её основе он разработал своеобразную «философию монад», понимая под ними некие «духовные кирпичики» всех сущностей, как духовных, так и телесных. Вместе с тем, он отчетливо видел и практические достоинства двоичной системы, считая, что она «...является для науки основным вычислением и порождает новые открытия, которые окажутся полезными впоследствии». Это утверждение было через 250 лет полностью подтверждено и нашло применение в технике и технологии создания компьютеров.

Огромную роль сыграл Лейбниц в становлении российской науки. Его встречи с Петром I (1697, 1711, 1712, 1716 гг.), которого он считал высокопросвещенным монархом, и длительные беседы с ним о будущем России имели своим результатом составление в 1708 г. большого проекта (объёмом 369 стр.) создания научных и учебных заведений в России и, в первую очередь, Императорской Петербургской Академии наук (ИПАН). В этом проекте, доныне хранящемся в Московском Государственном архиве, перечисляются такие учреждения первой необходимости, как научная библиотека, музей, зоосад, астрономическая обсерватория и т.д. В 1712 г. Петр I принял Лейбница на русскую службу в чине тайного советника и назначил ему пенсию в 2000 гульденов в год, которая выплачивалась до самой его смерти в 1716 г. Успешная разработка проекта ПИАН представляет собой проект плодотворного сотрудничества Власти и Разума, завершившегося реальным построением уникального «здания» российской науки и образования, хотя сами инициаторы этого строительства уже его не увидели.

В последние годы жизни великий ученый страдал от подагры и принимал обезболивающие средства, одно из которых и принесло ему мучения и смерть. По вине лютеранской церкви, сомневавшейся в твердости веры ученого, тело его почти месяц пролежало в каком-то подвале, прежде чем было предано земле на небольшом кладбище. Хоронили ученого только могильщики и секретарь, впоследствии сказавший: «Этот человек составлял славу Германии, а его похоронили как разбойника». На надгробном камне было сделана надпись: «Ossa Leibnitii» – Кости Лейбница. Для сравнения можно сказать, что похороны Ньютона (умершего через 10 лет после Лейбница) проходили в Вестминстерском Аббатстве в присутствии высших членов Лондонского Королевского Общества и представителей королевского двора. К сожалению, из 3-х европейских Академий, членом которых он был (Берлинской, Парижской и Лондонского Королевского общества) только Парижская почтила его память своим официальным соболезнованием. Впоследствии король Германии Фридрих II (Фридрих Великий, внук Софии Шарлотты, реализовавший мечту Лейбница об объединении германских княжеств в единое государство) сказал о нем, что Лейбниц один был целым университетом (впоследствии Пушкин аналогично высказался о Ломоносове).

Можно заключить, что Лейбниц сыграл исключительно важную роль как в истории европейской и мировой науки, так и в организации первого научного центра России – Петербургской Императорской Академии наук (ПИАН). Личность Лейбница была настолько многогранна и глубока, что его имя стоит в первых строках истории целого ряда наук: в математике (открытие мат. анализа), в механике (открытие закона сохранения энергии), в философии (учение о монадах и о мировой гармонии), в юриспруденции и т.д. Сохранившаяся переписка Лейбница (около 15 тыс. писем) ясно показывает, что его смело можно назвать «немецким Мерсенном» с тем лишь отличием, что он сам был гениальным ученым и в своих письмах преимущественно излагал свои собственные идеи. Одной из них была мысль о том, что « На свете есть вещи поважнее самых прекрасных открытий – это знание метода, которым они были сделаны».Позднее Д. Дидро в своей знаменитой «Энциклопедии» отметил, что для Германии Лейбниц был тем, кем были для Древней Греции Платон, Аристотель и Архимед.

Резюме: Реформация и протестантизм – стимуляторы научной революции. Опыты Герике – шаг к практическому использованию вакуума. Юность Лейбница, поиск пути в науке, его философские и дипломатические интересы. Знакомство с математикой и первые успехи в ней. Открытие математического анализа, сотрудничество с братьями Бернулли. Приоритетный спор с Ньютоном. Платоническая любовь Лейбница, встречи с Петром I, роль в организации европейских Академий наук, ИПАН. Последние годы жизни.