Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Istoria_mekhaniki_polnaya_versia_ot_01_07_2010.doc
Скачиваний:
5
Добавлен:
01.03.2025
Размер:
6.51 Mб
Скачать

11.5.3. Религиозные устремления

Ввиду нарастающего ухудшения здоровья, Паскаль становится все более религиозным и постепенно увлекается учением Янсения, согласно которому любая привязанность, в том числе и страсть к науке, греховна! Большую роль в этом увлечении сыграла сестра Блеза, неоднократно приглашавшая брата в центр янсенизма – монастырь в Пор-Рояле. Блез какое-то время сопротивлялся, однако дело решил несчастный случай, произошедший в ноябре 1654 г. При переезде через мост над Сеной лошади коляски, в которой ехал Блез, внезапно понесли, сбили ограду моста и бросились в воду. Казалось, гибель была неминуема, но постромки оборвались, и коляска остановилась на самом краю моста. Блез потерял сознание, а придя в себя, тяжело заболел. После выздоровления он решил покончить со светской жизнью, посвятив свою жизнь Богу. В январе 1655 г. он переехал в оплот янсенизма – монастырь в Пор-Рояле – и стал вести монашескую жизнь в келье.

В это время между янсенистами и иезуитами разгорелся серьезный идеологический конфликт, который грозил закрытием янсенистского монастыря. Блез решил вмешаться в него, написав обличительный памфлет против иезуитов и иезуитизма. Этот памфлет он написал в виде серии писем, (эпистол) под общим названием «Письма к провинциалу». Печатание писем делалось тайно, и уже первое из них произвело в обществе эффект взорвавшейся бомбы! В этом и последующих письмах Блез ярко и остро высмеивал иезуитское ханжество, интриганство, закулисные махинации и казуистику, аморальность и лицемерие, причем все эти обличения он основывал на хорошо известных обществу фактах и событиях, которые он брал непосредственно из иезуитской литературы и высказываний широко известных отцов-иезуитов (примером может служить знаменитый лозунг иезуитов: «Цель оправдывает средства»). В общей сложности за 14 месяцев он составил 18 эпистол, причем над каждой из них он трудился 2 ─ 3 недели, переписывая и корректируя ее по 6 ─ 7 раз, а самую последнюю – 13 раз! Оттачивая свой литературный и полемический стиль, Паскаль стремился писать кратко, ясно и просто и по поводу одного из своих писем он заметил: «Письмо это вышло более длинным потому, что мне некогда было написать его покороче». Из этого замечания родилась знаменитая фраза «краткость – сестра таланта».

В 1657 г. весь свод эпистол Паскаля был издан отдельной книгой, которая тут же была переведена на основные европейские языки, и ею стала зачитываться вся просвещенная Европа. Разумеется, книга вскоре была официально осуждена Римом и приговорена к сожжению. Однако в одном из департаментов Франции при попытке выполнить это предписание произошел забавный инцидент, когда ни один из членов судейской комиссии, прочитавших «Письма», не захотел жертвовать своим экземпляром книги. Тогда один из судей придумал воистину иезуитский выход из положения: он написал название книги на обложке какого-то случайного альманаха, который и был публично сожжен!

Удар, нанесенный Ордену иезуитов книгой Паскаля, оказался катастрофическим, и Орден уже не смог вернуть себе былое могущество. Однако роль «Писем» оказалась в истории Франции гораздо более важной, т. к. они вошли в один ряд с такими шедеврами мировой литературы, как «Опыты» Монтеня, «Похвала глупости» Эразма Роттердамского и др. Высокую оценку получили «Письма» у таких авторов, как Вольтер, Расин, Мольер и др. И до сего времени «Письма» Паскаля считаются классическим произведением мировой литературы и публицистики, лишний раз подтверждая известный тезис: «талантливый человек талантлив во всем!». Не зря Наполеон во время своей ссылки на остров св. Елены после прочтения «Писем» обронил фразу о том, что такого человека, как Паскаль он бы сделал сенатором!

К сожалению, успех «Писем» в Европе мало волновал автора, как перестали его волновать и проблемы физики и математики. Все свое внимание он сосредоточил на религиозно-философских вопросах, трактуя все стороны жизни и деятельности человека с позиций янсенизма. Одно из главных положений янсенизма заключалось в том, что нельзя делать то, что доставляет тебе удовольствие или хотя бы удовлетворение. Поэтому Паскаль запретил себе всякие попытки заниматься математикой или физикой. Тем не менее, однажды его страстность вырвалась наружу. Весной 1658 г. во время ночного приступа зубной боли он внезапно вспомнил о задаче, предложенной ему еще Мерсенном и связанной с изучением свойств циклоиды. Эта изящная кривая (описываемая,например,любой точкой катящейся окружности была введена в математику в 1501 г. Шарлем Бувелем в связи с квадратурой круга. Позднее Галилей предлагал использовать ее геометрию при постройке арочных мостов, Гюйгенс обнаружил ее таутохронность ( изохронность циклоидального маятника), а Бернулли – ее брахистотронность. В научной литературе ее поэтому стали нередко именовать "Еленой Геометрийской" и Паскаль тоже заинтересовался ею.

Просидев бессонную ночь над задачей Мерсенна, Паскаль к утру получил ряд важных результатов по вычислению площади и центра тяжести сегмента циклоиды. И внезапно зубная боль полностью прекратилась! Это «знамение свыше» воодушевило Паскаля, и он за 8 дней написал целый труд «История циклоиды», способный принести автору европейскую славу, как основоположнику интегрального исчисления.

По результатам этого исследования уже через 2 месяца руководством монастыря Пор-Рояль был объявлен Европейский конкурс на решение 6 задач по свойствам циклоиды с наградой 60 пистолей (спонсором конкурса стал герцог де Роан, тоже янсенист). В этих задачах, уже решенных Паскалем, предлагалось найти площадь и центр масс сегмента циклоиды. Этот конкурс, в котором победа Паскаля была запрограммирована, был инициирован Орденом янсенистов для повышения престижа Ордена. Поэтому и сроки представления решений были крайне сжатыми. Решения задач прислали Паскаль, Валлис, Гюйгенс и Слюз, однако, наиболее полными и точными были, естественно, решения Паскаля, который и получил награду, использованную на публикацию следующей (уже последней) его работы под названием «Письма Амоса Деттонвилля к г-ну Карнави» (1659 г.). Здесь он на примере циклоиды изложил идею связи интегрального и дифференциального исчисления и впервые ввел в науку т.н. «характеристический треугольник» (рис.11.9).

Правда, здесь он имеет еще конечные размеры, а бесконечно малым его позднее сделал Лейбниц, написавший знаменитое соотношение ds2 = dx2 + dy2. Эта последняя работа Паскаля еще раз подтвердила, что он первый математик Европы. После нее Паскаль сумел написать еще одно свое публицистическое произведение – «Мысли», – задуманное им как некая апология христианства. Здесь он выступает как религиозный философ-моралист, устанавливающий нормы поведения человека, роль его разума в общении с Богом, людьми и государством, обсуждает вопросы жизни и смерти, подчеркивает примат религии во всех сферах бытия. Все главы книги пронизаны диспутом ученого с богословом, которому, как правило, отдается последнее слово. Большое место он отводит полемике с Монтенем.

Эта книга, изданная уже после смерти Паскаля, оказала большое влияние на многих русских писателей-моралистов – Тургенева, Чернышевского, Толстого, Достоевского. Здесь стоит привести одно высказывание автора из этой книги: «Все наше достоинство заключено в мысли. Не пространство и не время, которое мы не можем заполнить, возвышают нас, а именно она – наша мысль. Будем же учиться хорошо мыслить – вот основной принцип морали». Характерно для Паскаля и другое его высказывание: «Есть две категории людей: грешники, считающие себя праведниками, и праведники, считающие себя грешниками». Сам он, несомненно, принадлежал ко второй категории. И, наконец, нельзя забыть и следующую его знаменитую метафору: «Человек – всего лишь тростник, слабейшее из творений природы, но он тростник мыслящий».И как бы резюмируя все это, он заключает: «Я одобряю только тех, которые ищут с болью в сердце». Эти строки, как и многие другие высказывания и поступки Паскаля лишь в малой степени отражают трагическую раздвоенность его души и рассудка, его мучительные колебания между Верой и Разумом и нарастающее чувство обреченности в последние годы его жизни.

Последние 2 ─ 3 года он ведет жестко аскетический образ жизни, питаясь грубой пищей, раздавая бедным свое имущество, уклоняясь от встреч и бесед с коллегами (даже с Ферма, который очень хотел хоть раз увидеть его). Для «истязания плоти» он носит под платьем кожаный пояс, утыканный внутри гвоздями, который он сжимает локтями, если только чувствует какие-то «греховные» желания. Последние 2 месяца жизни Паскаль чувствовал отвращение к пище и почти не ел. Но даже и в этот последний период жизни его здравый смысл иногда дает себя знать. Так за год до смерти, он в беседе с герцогом де Роаном высказал идею создания в Париже общественного транспорта – омнибусов (omnibus – транспорт для всех), – представляющих собой многоместные «кареты по 5 су». Идея понравилась герцогу и в год смерти Паскаля она была реализована! Франция до сих пор чтит своего «изобретателя омнибусов», а в 30-е годы XX века даже выпускались книжечки автобусных билетов с изображением Паскаля.

Скончался Паскаль 19 августа 1662 г. и был похоронен в парижской церкви св. Этьена. Смерть его была мучительной, и последующее вскрытие показало тяжелейшие мозговые аномалии, трудно поддающиеся диагностике. Врачи отметили необычное строение его черепной коробки, что, видимо, и было причиной мучительных головных болей, преследовавших его всю жизнь.

Можно сказать, что Паскаль, будучи самым светлым умом своего времени, далеко не полностью использовал свои интеллектуальные возможности, охватывающие науку и технику, публицистику и государственное управление, мораль и нравственность и многие другие сферы духовной культуры. Однако, обусловленный плохим здоровьем переход к жестко-религиозному образу жизни, препятствовал его научной деятельности и не позволил полностью реализовать Паскалю его феноменальные таланты. Его жизнь послужила яркой иллюстрацией знаменитого высказывания Свифта «Религиозность – это болезнь души». По мнению одного из биографов Паскаля Ж. Шевалье «Паскаль для Франции то же, что Платон для Греции, Данте для Италии, Шекспир для Англии».

Резюме: Юный вундеркинд и его отец, участие в «четвергах Мерсенна», теорема Паскаля, Паскалево колесо, закон Паскаля, треугольник Паскаля. Первые задачи по теории вероятностей. Уход в монастырь, «Письма к провинциалу», «Мысли». Последние годы жизни, идея «характеристического треугольника», идея омнибуса. Религиозное самобичевание и трагическая смерть.