Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Istoria_mekhaniki_polnaya_versia_ot_01_07_2010.doc
Скачиваний:
5
Добавлен:
01.03.2025
Размер:
6.51 Mб
Скачать

11.3.2. Нидерландское затворничество

Будучи уже хорошо известным философом и стремясь к уединению, Декарт поселился в Голландии так, что его точный адрес знал только Мерсенн, через которого Декарт и общался со всеми европейскими учеными. В своих многочисленных письмах к Мерсенну – их общее число около 150 – он не только полемизировал с некоторыми из них, но и ставил на обсуждение математические, физические и биологические вопросы, а также сообщал ряд своих научных результатов. Стремясь сблизиться с научной средой своей второй родины – Голландии, ─ Декарт познакомился с одним из её самых образованных людей, писателем и дипломатом Константином Гюйгенсом, отцом будущего знаменитого ученого Христиана Гюйгенса. Встречи Декарта с семьей К. Гюйгенса в большой мере повлияли на его сыновей, на формирование их интересов и на выбор жизненного пути.

Несмотря на свое чисто теоретическое образование, Декарт не был кабинетным ученым и много времени и средств тратил на различные опыты по оптике, механике и физиологии. При этом он, несмотря на недостаток средств, неизменно отказывался от всякого частного покровительства. Проживая в Голландии, он старался выбирать места с католическим населением, однако нигде он надолго не задерживался – за 20 лет жизни в стране он сменил 30 мест жительства. Причиной этого служило его католическое вероисповедание, т.к. большинство голландских университетов находились под опекой протестантских богословов, которые обычно ставили палки в колеса приезжему ученому-католику и его сторонникам. Так в 1642 г. университетский совет в Утрехте запретил чтение лекций по философии Декарта, а ректор университета Г.Воэций ходатайствовал об изгнании Декарта из Нидерландов и о публичном сожжении его сочинений. Аналогичные проблемы возникли у Декарта и в Лейденском университете.

Сфера научных интересов самого Декарта была очень широка – это механика, химия, анатомия, биология, метеорология, но наибольшее внимание он уделял оптике. В 1630 г. он приступил к работе над своим первым большим сочинением «Трактат о свете», который закончил летом 1633 г. Но как раз в этот момент он узнал о состоявшемся суде инквизиции над Галилеем. Это известие настолько потрясло его, что, будучи убежденным католиком, он в отчаянии пишет Мерсенну: «Если церковь считает сочинение Галилея ложным, то ложны и все основания моей философии». Далее он заключает: «Но поскольку я ни за что на свете не хотел бы, чтобы мною было выпущено рассуждение, в котором содержалось хотя бы слово, не одобряемое церковью, я скорее уничтожил бы его, чем позволил ему появиться искалеченным». В результате «Трактат о свете» остался неопубликованным, а его рукопись была утрачена.

Тем не менее, научную работу он не бросил и в 1637 г. выпустил следующий большой труд «Рассуждение о методе», в дополнении к которому были представлены его сочинения «Диоптрика», «Метеоры» и «Геометрия», сыгравшие огромную роль в науке XVII века. Здесь Декарт заложил основу философии картезианства (от его имени De Cartes) на основе 4-х правил:

1) любая истина должна быть доказана (в том числе и математически);

2) в процессе доказательства сложные утверждения следует делить на простые части;

3) ход рассуждений должен быть индуктивным (т.е. от простого к сложному);

4) обязательным является требование полноты (т.е. ничего не пропускать и не отбрасывать).

Здесь же приводится и ставшая знаменитой фраза Декарта: «Я мыслю, следовательно, я существую». Полагая, что основные истины, в т.ч. и идея Бога, заложены в человека с рождения, Декарт постулировал в своей философии целый ряд правил морали – повиноваться законам и обычаям страны и религии, где родился, избегать крайностей в словах и делах, приняв решение (даже сомнительное) – твердо ему следовать, стремиться изменить не мир, но себя! Его главный тезис был: «Подвергай все сомнению!». Более развернуто это утверждение звучало так: «Для разыскания истины необходимо раз в жизни, насколько это возможно, поставить все под сомнение». Все, кроме Бога, который является гарантом познания Мира, ибо: «Бог не может нас обманывать!». Именно Он есть Перводвигатель Вселенной и источник всякого движения, сохраняющегося в ней навечно.

Работая в Утрехском университете, Декарт активно проповедовал свою философию, приобретая как врагов, так и приверженцев. В число последних вошла и принцесса Елизавета (дочь короля Фридриха V). Переписка с ней, протестанткой, длилась много лет (сохранилось 59 писем), и ей Декарт посвятил главный труд жизни «Начала философии» (1644), где проводилась идея дуализма (духовного и телесного) всех вещей и явлений: Мир и пространство материальны, беспредельны и бесконечно делимы, а общее количество движения в мире неуничтожимо и сохраняется вечно. Само понятие «количество движения», определенное Декартом как произведение веса тела на его скорость, позднее вошло в обиход теоретической механики (правда, уже в векторном виде) и действительно оно, как оказалось, сохраняется во времени, т.к. является интегралом уравнений движения. Отсюда Декарт заключил, что в основе всех явлений природы лежит механика (отсюда – «философия механицизма»). Роль Бога – это лишь сотворение материи, ее начальный толчок и законы ее движения.

Главный вклад Декарта в механику – формулировка «божественных» законов движения. Первый из них: «Всякая вещь ... по возможности продолжает пребывать в одном и том же состоянии и не изменяет его иначе, как от встречи с другими». Поэтому тело, получившее толчок, продолжает двигаться, пока сопротивление среды не уменьшит скорости его движения. Второй закон утверждает: «Всякое движущееся тело стремится продолжить свое движение по прямой», что явно противоречит концепции Аристотеля о естественности круговых движений. Наконец, третий закон Декарта – закон об ударном взаимодействии – гласит: «Если движущееся тело встречает другое сильнейшее тело, оно ничего не теряет в своем движении (имеется в виду идеально упругий отскок); если же оно встречает слабейшее, то оно теряет столько, сколько тому сообщает». Для обоснования этих утверждений Декарт использует свой «принцип сохранения количества движения», не осознавая еще того, что он имеет векторный характер. По сути Декарт самостоятельно сформулировал оба закона динамики Галилея и высказал идею существования сил инерции. Но, в отличие от Галилея, считал, что свободное инерционное давление прямолинейное, а не круговое. Однако его третий закон – закон удара – оказался неверным, что позднее было подмечено его молодым учеником и коллегой Х. Гюйгенсом.

Ошибочной оказалась и гипотеза Декарта о вихревой природе сил тяготения. Проводя наблюдения за поведением тяжелых и легких фрагментов во вращающемся сосуде с водой, он убедился, что тяжелые фрагменты постепенно оттесняют легкие к центру сосуда. Отсюда он заключил, что и сила тяготения возникает за счет вихревого движения «тонкой материи»,(“эфира” по его терминологии) постепенно оттесняющей все материальные тела к центру вихря. Распространяя свою вихревую гипотезу на всю Вселенную, Декарт впервые начал говорить о ее эволюции и о всеобщем движении всех ее тел и структур. Он полагал, что любая звезда (в том числе и Солнце) окружена гигантским вихрем, под действием которого ее светоносное вещество сгущается в центральной области, а твердые планеты вовлекаются в орбитальное движение, скорость которого тем меньше, чем планета дальше от центра (как это имеет место в речных водоворотах). И такими эфирными вихрями заполнена вся Вселенная, которая сама является неким грандиозным вихревым образованием. Тем самым, все пространство, по гипотезе Декарта, является материальным, и все взаимодействия в нем носят контактный характер. Любые же дальнодействия категорически отвергаются. В связи с этим, в одном из своих писем Мерсенну он написал: «Я не сомневаюсь, что и звезды всегда несколько изменяют свое взаимное расположение, хотя их и считают неподвижными».

Разработанная на вихревой основе картезианская космология (которой он начал заниматься в возрасте 23 лет), оказалась очень своевременной и даже сенсационной для Европы XVII века, взбудораженной новейшими открытиями в астрономии, математике, физике, биологии. Поэтому интерес к ней непрерывно нарастал вплоть до появления в 1686 г. ньютоновой теории тяготения. Остается добавить, что практически вся Парижская АН со второй половины XVII в. и до начала XVII в. была оплотом картезианских идей, а пресловутый вихревой «механизм» прочно вошел в философский лексикон, отзвуки которого проявляются и ныне. Характеризуя разлад между учениками Декарта и Ньютона, великий французский философ Вольтер, побывавший в 1727 г. в Англии, написал : « В Париже Вселенную видят наполненной эфирными вихрами, здесь же в том же мировом пространстве ведут свою игру невидимые силы».

В 1648 г. французское правительство назначило Декарту за заслуги в науке пенсию в 3000 ливров. Однако когда он за ней приехал в Париж, там началась Фронда, и вместо получения пенсии Декарту пришлось самому оплатить стоимость «пергамента с печатями» о назначении пенсии. В это же время скончался Мерсенн, что тяжело подействовало на Декарта. В 1649 г. Декарт по приглашению королевы Швеции Христины переехал в Стокгольм, где она планировала создать Европейский научный центр. Там он составил Устав Академии наук Швеции, и королева предложила ему пост президента Академии. Однако он, как иностранец и католик, отказался. В феврале 1650 г. он внезапно скончался и был похоронен в Стокгольме. Обстоятельства и причины его смерти до сих пор остаются неясными. Официально было объявлено, что он умер от простуды и последовавшего после нее воспаления легких. Однако, существует и другая версия, связанная с тем фактом, что королева Христина, будучи протестанткой и возглавляя протестантскую страну, в душе тянулась к католицизму и именно поэтому пригласила ко двору католика Декарта для совершенствования в философии католицизма. Разумеется, ее царедворцы не могли терпеть присутствия при дворе католического миссионера Декарта и, возможно, отравили его! И, действительно, современные врачи, читая симптомы скоротечной смерти Декарта, отмечают их сходство с симптомами острого отравления мышьяком. Остается заметить, что через 4 года после смерти Декарта королева Христина перешла в католичество, отреклась от престола и переселилась в Италию, где и скончалась 35 лет спустя.

История тела Декарта после его смерти имела довольно странное продолжение. В 1666 г. Франция внезапно затребовала у Швеции останки своего великого сына, которые в результате были перевезены в одну парижскую церковь. Однако, когда в 1819 г. было произведено вскрытие гроба, оказалось, что из него исчез череп великого философа. Выяснилось, что череп остался в Швеции у одного голландского коллекционера. В 1878 г. этот череп был возвращен во Францию и помещен в «Музей человека» в Париже, отдельно от остального скелета, который покоится на другом берегу Сены.