Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Istoria_mekhaniki_polnaya_versia_ot_01_07_2010.doc
Скачиваний:
5
Добавлен:
01.03.2025
Размер:
6.51 Mб
Скачать

9. Итальянское Возрождение

Если подвести итог тысячелетней эволюции средневековой Европы, то можно выделить следующие линии и результаты этой эволюции:

- диктат церковной идеологии и схоластики оказался тупиковым направлением, не способным пробудить производительные силы общества, обеспечить рост его интеллектуального и экономического уровня.

- технические и технологические революции Средневековья создали новую экономическую и социальную инфраструктуру, подготовив почву для перехода к Новому времени.

- крестовые походы продемонстрировали свою идеологическую и военную бессмысленность, однако открыли сокровища античной культуры.

- появление первых университетов обозначило растущий интерес к образованию, к Античной культуре, к гуманистическим ценностям.

Как обычно происходит в человеческой истории, эволюционные процессы завершаются фазовым переходом, выражающимся в смене ориентиров, межгосударственных контактов, экспансионистской активностью и внутренними перестройками. Стратегическим направлением этих перестроек стал отход от тоталитарных принципов идеологизации общества и замена их принципами гуманизма, учитывающими права личности на более или менее свободное развитие и даже на некоторое инакомыслие. Согласно обновлённой христианской парадигме Бог – это начало всех вещей, но человек – это центр и смысл их существования. Поэтому освободившись от средневековой мифологии, суеверий и ожиданий божественного вмешательства, человек эпохи Возрождения стал больше рассчитывать на собственные силы («На Бога надейся, но сам не плошай!») и начал закладывать главный принцип грядущего развития европейской цивилизации – принцип творческого индивидуализма, возрождающий полузабытые элементы античного самосознания. Результатом таких тенденций стало зарождение рационалистического и интеллектуального мышления, ставшего важнейшим фактором культурного, экономического и технологического прогресса в Европе, а за ней – и в остальных центрах мировой цивилизации. Спусковым механизмом этого прогресса стали такие события как изобретение книгопечатания, начало океанского мореплавания, появление огнестрельного оружия и пр. Начавшись в Италии, этот процесс постепенно захватил остальные европейские державы, в результате чего Европа стала консолидироваться как единая цивилизация, приобретающая явные преимущества перед другими цивилизациями. И несмотря на череду тяжелейших чумных эпидемий общее население Европы к концу Средневековья достигло 90 млн. человек (примерно таким же было население Африки, тогда как в доколумбовой Америке – около 50 млн. человек).

9.1. Вехи европейского Возрождения

9.1.1. Особенности европейского развития

Несмотря на жесткий режим церковного диктата в большинстве европейских государств позднее Средневековье (XI – XIV вв.) оказалось временем активного формирования и развития многополюсной торгово-рыночной и дорожно-транспортной сети, временем становления цехового производства и перехода к мануфактурам, временем образования новых профессий и профессиональных групп. Ключевым элементом этих новаций стал рост конкурентных отношений в цепочке средневековых технических революций. Не менее важное значение начал играть и фактор накопления и использования новых знаний, обусловленный ростом грамотности и образованности городского общества. Существенную роль сыграли крестовые походы, важнейшей добычей которых оказались не материальные ценности, а восточные манускрипты, открывшие перед европейцами сокровища античной мудрости, философии и культуры. Еще более важную роль сыграло падение Константинополя в 1453г., когда в Европу (и прежде всего в Италию) хлынул поток византийских христиан-беженцев, имевших высокий образовательный уровень и привезших с собой множество древнегреческих рукописей и прочих культурных ценностей, изумивших европейцев своей новизной, разнообразием и глубиной. Неожиданность для европейцев представил и заложенный в них принцип абстрактного мышления, широко представленный в греческой философии и оказавшийся крайне важным для новой европейской культуры, постепенно освобождавшейся от пут схоластики.

Весь этот «культурный водопад» пролился на почву многих европейских стран, однако в первую очередь он был воспринят и осмыслен в Италии, где началось возрождение античной культуры в новых условиях – условиях начавшегося социально-экономического подъема и надвигающейся информационной революции, связанной с изобретением книгопечатания. Сама Италия (ее наименование произошло от названия одной из провинций бывшей Римской империи) представляла собой к концу Средневековья пестрый конгломерат городов-республик и мелких княжеств, управлявшихся своими «тиранами». Чем-то эта картина напоминала совокупность древнегреческих полисов, и это сходство сыграло не последнюю роль в бурном взлете наук, искусств и прочих ветвей итальянского Возрождения. Поэтому нельзя считать простой случайностью, что именно здесь появилась первая христианская астрономическая обсерватория, в Венеции впервые стали издаваться газеты, в Пизе был основан первый ботанический сад, а в Вероне – первый геологический музей. В Италии же возникли и первые в Европе философские научные общества (т.н. «Академии») и здесь же родился великий мореплаватель Христофор Колумб.

Не является случайностью и тот факт, что именно в Италии была сделана первая попытка анализа социальных явлений в отношениях между властью и народом. Потребность такого анализа была связана с заметным в начале Возрождения усилением политических и экономических противостояний различных городов и княжеств, обострением взаимоотношений между их правителями, нарастающим давлением папской власти. Эту потребность отчётливо увидел и почувствовал молодой итальянский политик и чиновник, а вместе с тем высокообразованный мыслитель и писатель Никколо Макиавелли (1469 – 1527). Общаясь с правителями различных рангов и пройдя через взлёты и падения своей карьеры, он подытожил свои наблюдения в знаменитом аналитическом трактате «Государь», ставшим на многие столетия практическим руководством для глав тоталитарных государств. Уместно привести здесь некоторые из его рекомендаций. Так для сохранения и удержания своей власти диктатор должен обладать не только силой, но также хитростью и изворотливостью. В критической же ситуации ему необходима и поддержка народа. Непопулярные меры и действия следует проводить решительно и однократно, не обращаясь к ним повторно. При этом следует быть скорее смелым, чем чрезмерно осторожным.

Большое значение автор придаёт формированию государём своего ближайшего окружения, где лояльные и дальновидные люди должны превалировать перед льстецами и хитрецами. Помимо этих достаточно очевидных рекомендаций Макиавелли обсуждает и некоторые неприглядные действия тоталитарной власти. Так в вечной дилемме государя – быть любимым простым народом или внушать ему страх предпочтение, как правило, отдаётся страху, который надёжнее защищает деспота. Такое же предпочтение деспоты отдают и спасительному для себя обману народа, т.к. обычно «сладкая ложь» воспринимается простыми людьми лучше, чем суровая правда. И вообще, как заключает автор, «мораль силы» оказывается, как правило, более эффективной, чем мораль нравственная и религиозная. Отсюда со временем и возник знаменитый иезуитский лозунг: «Цель оправдывает средства», которым, как известно, широко пользовались тираны тоталитарных государств, такие как Муссолини, Гитлер, Ленин, Сталин и пр. Тем не менее, книги Макиавелли были в 1559 г. запрещены католической церковью, а позднее периодически запрещались и различными тоталитарными режимами (как подрывная литература). Его знаменитый лозунг – «Политика есть война всех против всех» - неизменно порицался политиками и руководителями различных рангов, но так же неизменно использовался ими в своих практических делах и решениях.

Идеи и соображения Макиавелли были подхвачены и продолжены французским гуманистом и ярым критиком самодержавия (хотя и находившимся на королевской службе) Ла Боэси (1540 – 1563), который в своём трактате «Рассуждения о добровольном рабстве» (1572) писал: «У тиранов всегда было 5 или 6 приспешников, наушничавших ему. Эти шестеро с таким успехом управляют своим вождём, что заставляют его быть злым для общества не только его собственной, но ещё и их злостью. Эти шестеро имеют под собой 600 человек, пользующихся их милостями и воздействующих на них таким же образом, как они воздействуют на тирана. От этих шестисот зависят 6000 других и так далее… К государю же, как только он превращается в тирана, устремляется вся скверна, все подонки государства, чтобы обеспечить себе долю в добыче и быть самим маленькими тиранчиками при большом тиране». Далее он продолжает: «…люди, рождённые под игом и воспитанные в рабстве, принимают за естественное состояние то, в котором они родились». И завершает он это оценкой психологии народных масс: «…природа простого народа, особенно многочисленного в городах, такова, что он подозрителен к тем, кто его любит, но доверчив и прост по отношению к тем, кто его обманывает».

Эти высказывания и заключения отчётливо показывают тенденции эпохи Возрождения в решении извечной проблемы противостояния Власти и Народа. И именно эти тенденции стали предопределять многие аспекты дальнейшего развития европейских государств – борьбу за права человека и за гуманистические ценности всей европейской цивилизации.

Итальянский ренессанс открыл эпоху общеевропейского Возрождения, постепенно захватившего крупнейшие европейские государства и ставшего началом перехода к Новому времени – времени феноменального подъема просвещения, науки, техники и искусства. Ведущим фактором этого процесса стало взаимодействие и взаимопроникновение разных ветвей новой культуры, преодолевающей препоны католической церкви. Позиция и авторитет церкви в эпоху позднего Средневековья были существенно подорваны такими событиями как схизма 1054г. (отделение православной конфессии в Византии), реформация 1517г. (возникновение протестантизма в наиболее развитых странах Европы), многочисленные конфликты папской власти с царствующими дворами Европы. Сказались также и поборы с верующих за различные церковные обряды, торговля индульгенциями, репрессии, жестокость инквизиции. Вместе с тем нельзя не признать и позитивного влияния церковной идеологии на становление европейского образа жизни. Оно было связано с явлением «фратернизации», заключающемся в провозглашении равенства людей и народов перед лицом единой религии. Это обусловило более высокую свободу общения среди горожан в средневековой Европе, открыло возможность дискуссий (как схоластических, так и научных), подготовило почву для будущих академических и экономических свобод европейских университетов.