Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Пухликов_Опус_часть_ 2.rtf
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.03.2025
Размер:
2.09 Mб
Скачать

1.4.1. В.Дильтей

Одним из первых философов, который сделал шаги в оформ­лении неокантианства в самостоятельное направление философ­ской мысли, был Вильгельм Дильтей (1833-191 I). Он разделил все науки по их предмету на две большие группы: науки о природе, которые изучают явления внешние по отношению к сознанию че­ловека и науки о духе, которые изучают связанные с сознанием отношения людей, т.е. явления, данные человеку непосредствен­но. Между этими группами наук существует кардинальное разли­чие. Если естествознание использует наблюдение внешних по от­ношению к человеку событий, то науки о духе должны опираться на переживание. Ведь представитель этой группы наук должен использовать такие понятия, как смысл событий, происходящих в обществе, он должен понять цели, которые ставят перед собой люди, принимающие участие в этих событиях, а, следовательно, он должен найти ценности, которые скрываются за этими целями. При этом Дильтей исходил как из само собой разумеющегося, из

78

того соображения, что в отличие от «поведения» материальных объектов, поведение людей может быть интуитивно воспроизве­дено нами на основе самонаблюдения, ибо другие люди мыслят, чувствуют, стремятся к чему-то во многом так же, как и мы сами. Кроме того, он считал, что всякое размышление о других людях (в отличие от объектов естественнонаучного познания) всегда окра­шено нашими собственными чувствами: что-то нам нравится, что-то отталкивает и т.п.

Отсюда он сделал вывод, что если основой наук о природе является механика, то основой наук о духе является психология.

Дильтей сделал попытку разработки специальной методоло­гии наук о духе. В ней появляются совершенно новый теоретиче­ский инструментарий познания, такие понятия, как «внутренний опыт», «понимание», «повторное переживание» и др. Фундамен­тальным понятием для наук о духе является понятие жизни. Жизнь — непрерывный процесс мышления, эмоций, волевых уси­лий. Нам, людям, жизнь известна через опыт. Существенным мо­ментом опыта является сознание (здесь явно сказалось влияние «философии жизни»). Результаты деятельности сознания объек­тивируются в речь, в организации (государство, церковь и пр.), в такие духовные системы, как философские системы, вероучения, произведения искусства, правовые кодексы и т.п. Познать их — значит понять их смысл, а понять их смысл, значит, в конечном итоге, отыскать скрывающиеся за ними ценности. Собственно весь механизм познания в области наук о духе может быть выра­жен формулой: «в Ты найти Я», в науках о духе необходимо со­чувствие.

Обращаясь к исторической науке, Дильтей заявляет, что ме­тодологическим отправным пунктом исторического исследования должны быть следующие две посылки: во-первых, история есть не что иное, как объективация мыслей и чувств людей. Собственно историческое событие это мысль, эмоция, волевое усилие, став­шие объективными, и, во-вторых, главное в истории это наличие цели и стоящей за ней ценности. Историк может понять смысл со­бытия лишь в том случае, если он поймет цели, которые ставили перед собой его участники, а значит и разделяемые ими ценности,

79

или другими словами культуру, которая скрывается за событиями. Таким образом, суть культуры выражается в системе ценностей.

Сразу же выявилось такое неизбежное следствие этой кон­цепции как плюрализм человеческой истории. Каждая культурная система, по Дильтею, имеет свой центр, свой горизонт и не может быть сведена к другой культуре. Отсюда, кстати говоря, следовал вывод о том, что невозможна одна философия для всех и на все времена (положение, направленное против гегелевской филосо­фии), а человек рассматривался как историческое (т.е. изменяю­щееся с изменением эпохи) существо в подлинном смысле этого слова. Многие из этих положений были развиты впоследствии в рамках феноменологии как более или менее самостоятельного на­правления развития философии.

В Германии сложились два центра неокантианства — в Мар-бурге и Бадене, соответственно обычно говорят о марбургской и баденской его школах.