Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
nov_pos_var_otv_na_ekz_OP3.doc
Скачиваний:
19
Добавлен:
01.03.2025
Размер:
1.82 Mб
Скачать

37. Концепция Вюрцбургской школы. Мышление как самостоятельный психический процесс.

Исследования Отто Зельца. Вюрцбургская школа психологии занималась описанием мыслительного процесса в классической психологии сознания, ограниченности интроспективно представленных феноменов мышления, определением мышления в узком смысле (У.Джемс). Большое внимание уделяется понятию творческой ассоциации, методам исследований, критике ассоциативной теории мышления как репродукции прошлого опыта, а также современным представлениям о роли ассоциативного мышления. Концепция вюрцбургской школы (Кюльпе О., Ах Н., Марбе К.): мышление как акт усмотрения отношений, использовался метод ретроспекции, понимание выделяется в качестве объекта изучения. Вюрцбургцы выделяют специфические характеристики мышления: активность, целенаправленность, безобразный характер. Роль детерминирующей тенденции в регуляции мышления.

К важным достижениям вюрцбургской школы следует отнести то, что изучение мышления стало приобретать психологические контуры. Прежде считалось, что законы мышления - это законы логики, выполняемые в индивидуальном сознании согласно правилам образования ассоциаций. Поскольку же ассоциативный принцип является всеобщим, специфически психологическая сторона мышления вообще не различалась. Теперь же становилось очевидным, что эта сторона имеет собственные свойства и закономерности, отличные как от логических, так и от ассоциативных. Особое строение процесса мышления объяснялось тем, что ассоциации в этом случае подчинялись детерминирующим тенденциям, источником которых служила принятая испытуемым задача. Вюрцбургская школа вводила в психологическое мышление новые переменные: установку (мотивационную переменную), возникающую при принятии задачи; задачу (цель), от которой исходят детерминирующие тенденции; процесс как смену поисковых операций, иногда приобретающих аффективную напряженность; несенсорные компоненты в составе сознания (умственные, а не чувственные образы). Эта схема противостояла традиционной, согласно которой детерминантой процесса служит внешний раздражитель, а сам процесс – «плетение» ассоциативных сеток, узелками которых служат чувственные образы (первичные - ощущения, вторичные - представления). Наиболее существенным моментом у вюрцбургцев, как мы полагаем, явилась разработка категории психического действия как акта, имеющего свою детерминацию (мотив и цель), операционально-аффективную динамику и состав. Они вводили эту категорию «сверху», отправляясь от высших форм интеллектуального поведения. Но параллельно шел процесс внедрения этой категории «снизу», на уровне исследования элементарного приспособительного поведения живых существ. И здесь дарвиновская революция вела к новой трактовке интеллекта, для которой детерминантой является проблема, а не сам по себе раздражитель. Эта проблема возникает лишь при наличии у организма потребности. Мышление как самостоятельный психический процесс.

Существует различение чувственной (модальной) конкрет­ности наблюдаемых или представляемых вещей и их существенного содержания. Этим различием воспользовались психологи вюрцбургской школы для разъяснения своих экспериментальных находок, по­казав, что чувственные представления и любые их сочетания сами по себе не приводят к решению даже простой логической задачи.

Представители вюрцбургской на основе своих экс­периментов разделяли феномены внутреннего опы­та на два класса: а) чувственные представления; б) мысли, или сознанности. Пусть испытуемому дано родовое понятие "охота", к которому нужно подобрать вхо­дящее в него видовое. Сначала слово "охота" порож­дает по ассоциативным законам множество различ­ных представлений. Помогают или мешают они ре­шить задачу — это исследователям, повторим, пока не важно. Однако ясно установлено другое: постав­ленная задача детерминирует ассоциативный про­цесс, и в тот же момент, когда подходящее слово (например, "ружье") найдено, чувственная представленность предметов, явлений, событий уходит из поля сознания. То же отвлечение от наглядного облика вещей происходит при понимании смысла пословиц, поговорок, высказываний. В этот момент в сознании у испытуемого сознается отношение между двумя — данным и ис­комым. По своему содержанию мышление — это осозна­ние ("усмотрение") отношений, не зависимое от чув­ственных, наглядных представлений: чувства уверенности в правиль­ном ответе, сам вопрос (задачи), сомне­ния и т.д. Это основополагающая мысль в ворцбургской школе-безОбразность мышления. Отсутствие наглядности значимо не само по себе, оно имеет необходимое позитивное дополне­ние. Так, согласно Бюлеру, в акте решения задачи субъект раскрывает не наглядное, но действительное ее содержание.

Определение мышления как самостоятельного психического процесса позволяет выделить общие характеристики телеологического подхода к его изу­чению: 1. Специфика мышления состоит во внутрен­ней направленности субъекта на достижение цели, в поиске ответа на поставленный вопрос, в решении задачи. 2. Эта активность мыслительного процесса (в противовес реактивности) придает психическому опыту субъекта особое качество — его сознавание, поиск существенного (а не наглядно воспринимае­мого) в условиях решаемой задачи. 3. Мыслительный акт есть выделение, осознание отношения чувствен­ных элементов структуры задачи, а не отражение и сочетание их самих отделенными друг от друга. Рис1

Антиципация результата и восполнение комплекса (по Зельцу). Р (purpose) — требование, цель, которую ему нужно достичь (например, искомое слово, свя­занное с S родо-видовыми отношениями), m (mean)средство ее достижения (например, осознание названных отношений между S и Р).

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]