
Заключение
Проводя научное исследования мы, в первую очередь, стремились выделить положительные стороны ювенальной юстиции в зарубежных странах. Что бы ювенальная юстиция была принята обществом в России нужно, прежде всего, посмотреть на опыт других стран, взвесить все «плюсы» и «минусы» и после этого сделать так, чтобы отношение российского общества изменилось в лучшую сторону.
Говоря о России можно сказать, что в российском законодательстве нет четкого определения ювенальной юстиции.
В современной России ювенальная юстиция получает все больше отрицательных отзывов. По нашему мнению, это связанно с ошибочным использованием некоторыми общественными, политическими и религиозными деятелями данного термина для обозначения норм семейного права и охраны прав детей, регламентирующих действия государственных органов в случаях угрозы жизни и здоровью ребёнка.
Отдельные случаи лишения родительских прав и изъятия детей из семей были объявлены реализацией в России принципов ювенальной юстиции. Речь идёт о мероприятиях по реализации Конвенции о правах ребёнка9, которая предусматривает как создание системы ювенальной юстиции, так и другие меры по защите и реализации прав детей.
Таким образом, ювенальная юстиция должна быть прежде всего направлена на воспитание детей и молодежи, ресоциализацию несовершеннолетних делинквентов, их защиту от уголовно- правовых мер. Использование этой системы будет положительно сказываться и на структуре преступности несовершеннолетних и на степени ее общественной опасности. Самым распространенным «преступлением» среди несовершеннолетних является кража( велосипедов, утерянных вещей, денег и других незначительных ценностей). Неприменение уголовно-правовых репрессий к несовершеннолетним делинквентам (что особенно распространено в России) и ресоциализация их с помощью указанных систем ювенальной юстиции приводит к тому, что основная масса взрослого населения становится законопослушной, и в Японии отмечается самый низкий уровень преступности. Затраты общества на систему ювенальной юстиции- профилактику, надзор и постоянный контроль со стороны общества- намного меньше, чем затраты на содержание осужденных преступников в России. Это является наглядным примером того, что ювенальная юстиция более эффективная по сравнению с системой уголовно-правового воздействия.
Н.А. Морозов предлагает для России меры, не требующие переустройства основ уголовной юстиции и допускающие прямую рецепцию Японского опыта10:
1). Реформировать институт «участковых» в единую службу общественной милиции.
2). Создать межведомственный федеральный банк данных под началом Генерального прокурора.
3). Реформировать систему учета преступности, ввести категории учета о жертвах, материальном ущербе, оценивать только раскрываемость.
4). Изменить систему правового регулирования миграции.
5). Рецепция системы ювенальной юстиции Японии: направление всех дел несовершеннолетних в семейные суды.
6).Ввести принцип «экономики уголовной репрессии».
7). Изменить функции пресс-центров правоохранительных органов, создать на их базе единую систему информирования населения о преступности и мерах борьбы с ними.
8). Сравнительно-криминологическое исследование направлять на поиск путей сочетания национальных особенностей правового менталитета с общемировыми ценностями.
На наш взгляд, система ювенальной юстиции в Японии полностью соответствует всем принципам и целям, заложенным изначально в институт ювенальной юстиции. Только перенос японской системы ювенальной юстиции( воспитание, образование и социальный контроль) в российскую общественную действительность может дать положительные результаты с криминализацией общества и ростом количества несовершеннолетних правонарушителей.