
- •Литература и искусство.
- •Угасание сентиментализма.
- •Архитектура и изобразительное искусство.
- •Романтическое движение эпохи.
- •Возрастающая роль искусства.
- •Первые достижения реализма.
- •Эпоха 60-х годов в русской культуре и литературе.
- •Расцвет реализма в литературе.
- •Пути реалистического искусства.
- •XIX века
- •Журналистика.
- •Проблемы искусства 1870 — 1880-х годов.
- •Так вновь сказалось теснейшее единение литературы с другими видами искусства в России, и это составляет одну из особенностей ее культуры.
- •Литература и искусство последнего десятилетия хiх века.
- •Так мы еще раз убеждаемся в содружестве искусств, присущем русской культуре. Прав был Блок, сказавший, что "живопись охотно подает руку литературе".
Расцвет реализма в литературе.
1860-е годы стали временем расцвета русского реализма. Наиболее ярко он проявил себя в жанре романа. Авторы крупных художественных полотен обстоятельно анализируют судьбу характерного для этой поры героя во всех связях и отношениях его с окружающей средой; прослеживают зависимость его от типических обстоятельств жизни, добиваются правдивости в воспроизведении ситуаций, положений, в речевых характеристиках, портретных и пейзажных описаниях. На пересечении традиций пушкинского "свободного романа", в котором история героя раскрывается в соотнесении с историческими реалиями, и лермонтовских традиций психологического анализа характера возникает особый феномен социально-психологического исследования личности, которая в новых условиях русской действительности не в состоянии найти применения своим силам и, мучительно переживая разлад слова и дела, остается лишь вдохновителем и "бродилом" энергии других. Такой тип романа создает Тургенев.
И. А. Гончаров в романе "Обломов" (1859) углубил социальный анализ и тщательно, с присущей ему художественной основательностью установил зависимость характера своего "неподвижного" героя от сложившихся условий крепостнической жизни. Родственным путем идет А. Ф. Писемский, колоритно воспроизводящий в романе "Тысяча душ" (1858) панораму помещичьей России, на фоне которой он рисует героя эпохи практицизма и предпринимательства — Калиновича. В социально-философских романах Ф. М. Достоевский отрицает право на насильственный способ переустройства действительности ("Преступление и наказание", 1866) и утверждает христианский идеал любви и сострадания ("Идиот", 1868).
В так называемых антинигилистических романах, таких, как "Взбаламученное море" (1863) А. Писемского, "Марево" (1864) В. Клюшникова, "Панургово стадо" (1869) В. Крестовского, тенденциозность и стремление дискредитировать "новых людей" иногда приводит к утрате жизненной правды, погоне за броским материалом, пристрастию к натуралистическому и уродливому.
В творчестве писателей-демократов стремление к предельной правде, трезво-обнаженному воссозданию жизни порой вызывает односторонность другого рода. Так, Н. Успенский в рассказах "Хорошее житье" (1858), "Сельская аптека" (1859) и "Обоз" (1860) настолько резко противопоставил свое изображение крестьян сусальной идеализации их, что мужики предстали только тупыми, пьяными, забитыми и темными, скорее напоминающими животных, чем людей. Подобного натурализма избежал В. Слепцов в рассказах ("Питомка", "Ночлег") и особенно в романе "Трудное время" (1865). Ему удается сквозь забитость и грубость крестьянина увидеть его стремление к воле, благородство, деликатность. Правдивость изображения среды, в которой формируются разночинцы и будущие служители церкви, присуща Н. Помяловскому ("Молотов", "Мещанское счастье", 1861; "Очерки бурсы", 1862 — 1863). О страданиях бурлачества поведал Ф. Решетников ("Подлиповцы", 1864).
Верными действительности были произведения С. Т. Аксакова (1791 — 1859). Его "Воспоминания", "Семейная хроника" (1856) и "Детские годы Багрова-внука" (1858) составляют автобиографическую трилогию. Однако эти книги выходят далеко за пределы привычного мемуарного жанра. Воспроизводя историю трех поколений семьи Багровых, Аксаков рисует картины помещичьего быта XVIII века, в которых раскрывается и помещичья жестокость, и горестное положение затравленных крестьян, но одновременно подкупает изображение старинного народного быта, нарисованного с огромной поэзией и эпической ширью, обстоятельно прослеженная история формирования детской души. Синтезируя пушкинские и гоголевские начала, С. Т. Аксаков в то же время учел опыт Л. Толстого, психологизм его книг "Детство" и "Отрочество", которые тогда уже вышли в свет.
Эпическое спокойствие С. Т. Аксакова и сознательный отказ его от какого-либо "разоблачения" резко контрастировали с тогдашней поверхностной "обличительной" литературой, получившей широкое распространение. Это и стихи В. Бенедиктова, и водевили Н. Львова, и пьеса "Мишура" (1858) А. Потехина, в которых шумно обличалось плутовство чиновников и воровство их начальников, представляемые как явления редкие, случайные. Этим "казусам" противопоставлялись "герои честности и бескорыстия", "чиновники совершенно неподкупные", надуманные фигуры, необходимые для выражения благонамеренности авторов.
Решительно противостояло таким произведениям драматургическое творчество А. В. Сухово-Кобылина (1817 — 1903). Славу этому писателю принесла трилогия "Свадьба Кречинского" (1854), "Дело" (1861) и "Смерть Тарелкина" (1868) — пьесы, различные по жанру и лишь условно связанные сюжетно, но объединенные общей концепцией. Автор этих пьес продолжает гоголевскую линию в драматургии. Используя динамичную и острую интригу, изображая авантюристов-игроков (Кречинский) и карточных шулеров (Расплюев) в столкновении с патриархальным помещиком (Муромский), чиновную камарилью (персонажи "Дела"), ловкого бедолагу-"оборотня" (Тарелкин), квартальных надзирателей, приставов, начальствующих генералов (Варравин), А. В. Сухово-Кобылин передает своеобразие целого периода русской жизни с всесилием в ней чиновно-бюрократической и жандармско-полицейской машины, способной перемалывать людей. Драматург щедро использует гоголевские приемы письма: злой сарказм, горькую иронию, скептическую пародию, мрачный гротеск, вводит фантастический элемент, мотивы дьяволиады и оборотничества. Все это помогает ему нарисовать страшную картину общественного разложения, хотя принципиальным противником существовавшего политического строя писатель не был.
Общественный подъем 60-х годов, расслоение социальных сил, потребность осмыслить судьбы России в решающий момент ее бытия, стремление соотнести настоящее с опытом былого — все это вызвало глубокий интерес к истории страны и определило направленность исканий в области культуры.
К истории русского народа обращается в эпопее "Война и мир" (1863 — 1869) Л. Толстой. Писатель хочет сопоставить Россию, какой желают ее видеть шестидесятники, с идеалами лучших людей 10—20-х годов.
Историческая тема получила в литературе десятилетия разнообразное отражение. Это и исторические хроники Островского, и сатирическая "История одного города" Щедрина, и драматическая трилогия А. К. Толстого ("Смерть Иоанна Грозного", 1866; "Царь Федор Иоаннович", 1868, и "Царь Борис", 1870) и его же роман "Князь Серебряный" (1863). Это и "Былое и думы" (1852 — 1868) А. И. Герцена, которые автор назвал "отражением истории в человеке, случайно попавшемся на ее дороге". Назовем также выходящие в это время тома "Истории России с древних времен" С. Соловьева и "Исторические письма" П. Лаврова (1868), проникнутые поисками общих закономерностей развития Российского государства.