Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Бестужев-Марлинский - краткая справка - royalli...doc
Скачиваний:
2
Добавлен:
01.03.2025
Размер:
418.3 Кб
Скачать

Дисциплина

«Русская литература и культура»

IХ век)

Лекции

Русская культура и литература

первых десятилетий XIX века

Первая половина XIX века — период высочайшего подъема русской культуры, важнейший этап в формировании национального искусства. К искусству этого времени (не только к словесности) применим термин "золотой век". Литература, музыка, театр, живопись, скульптура, архитектура развивались в условиях широкого распространения новых эстетических взглядов и роста национального самосознания. Виды искусства в России формировались в тесном взаимодействии друг с другом, исходя из общих принципов художественного освоения действительности.

Журналы и литературные общества.

Проблемы культуры обсуждались на страницах журналов, появлению которых способствовало временное изменение правительственной политики в области печати. Вскоре после вступления на престол Александра I (1801) были разрешены частные типографии, снято запрещение на ввоз книг из-за границы. Печатные издания были освобождены от контроля полиции и управ благочиния. Цензура некоторое время (до 1812 г.) носила либеральный характер. Эти меры благотворно отразились на оживлении журналистской деятельности.

Назовем, прежде всего, журнал "Вестник Европы" Н. М. Ка­рамзина, основанный в 1802 году и просуществовавший 29 лет. Его отличало, особенно в первые два года, тематическое разнообразие произведений и актуальность статей, публиковавшихся в нем, живой отклик на международные и внутренние политические события, защита сентиментализма. Сам Карамзин опубликовал здесь свои повести "Моя исповедь", "Рыцарь нашего времени", "Марфа-посадница"; здесь сотрудничали И. Дмитриев, Ю. Нелединский-Мелецкий и другие последователи автора "Бедной Лизы". Карамзин поддерживал "новые лучшие идеи". Развивая мысль Ломоносова, писатель говорит о том, что Россия "может единственно от нижних классов гражданства ожидать ученых"; он убежден в важности культурного роста "нижних" социальных групп. Именно с ними журнал связывает пополнение "авторских талантов" и горячо отстаивает внесословное просвещение для "всех состояний", сельские школы и другие "народные учреждения". Идеи народности были обогащены в последующую пору, когда во главе журнала встали В. Жуковский и М. Каченовский. В этот период были опубликованы лучшие баллады Жуковского, первые печатные произведения Пушкина, Дельвига и Грибоедова. Так продолжалось до той поры, пока в конце 1810-х годов в журнале не возобладал политический консерватизм и настойчивая проповедь умирающего классицизма, хотя и в это время несомненной заслугой издания была пропаганда "народных стихотворений" и других фольклорных материалов.

Идеи народного просвещения высказывал и журнал "Се­верный вестник" И. И. Мартынова. Здесь раздавались голоса в защиту обучения крепостных крестьян прикладным знаниям, звучала открытая поддержка Карамзина в вопросах о языке, ставших в ту пору актуальными; печатались важные теоретические статьи по проблемам литературной и театральной критики, в развитии которой журнал сыграл значительную роль. Когда в 1803 году было опубликовано "Рассуждение о старом и новом слоге российского языка" А. С. Шишкова, развернулась ожесточенная борьба между "шишковистами" и "карамзинистами", длившаяся более десяти лет. В эту полемику включились и многие тогдашние журналы, в частности "Московский Меркурий" П. И. Макарова. В большой статье, напечатанной здесь, издатель журнала подверг суровой и не во всем справедливой критике трактат Шишкова и его ориентацию на церковно-славянский язык, его невнимание к живой разговорной речи, резко высмеял его словотворчество, ратование за устаревшие понятия и представления, гневно осудил автора "Рассуждения..." как противника прогресса и новой культуры.

В эту борьбу включились и многочисленные литературные общества той поры.

Выделим "Вольное общество любителей словесности, наук и художеств", возникшее в 1801 году по инициативе И. Борна и В. Попугаева, смело отстаивавшее идеи просвещения, освобождения народа от крепостнического рабства и деспотизма, строгой законности в государстве, прогресса в сфере культуры. Тогда же А. Тургеневым и В. Жуковским было образовано "Дружеское литературное общество", в программе которого особое место заняли вопросы народного, национально-самобытного искусства и фольклора. С этим творческим объединением был связан поэт А. Ф. Мерзляков. "Общество любителей российской словесности", основанное в 1811 году, объединило многих писателей и историков и просуществовало более ста лет. В том же 1811 году сторонники Шишкова спла­чиваются в общество "Беседа любителей русского слова", чрез­вычайно активно отстаивавшее архаическую позицию в вопро­сах языка и культурной политики. Здесь были такие поэты, как Державин, Крылов, Гнедич, драматург А. Шаховской (ав­тор "шумного роя" "колких" комедий). Но немало тут числи­лось и третьестепенных поэтов типа Д. Хвостова, П. Голенищева-Кутузова, С. Ширинского-Шихматова. Против "Беседы" ре­шительно и задорно выступили поэты и прозаики, объединив­шиеся в 1815 году в общество "Арзамас". Сюда вошли сторон­ники Карамзина В. Жуковский, В. Л. Пушкин, П. Вяземский, К. Батюшков, А. Тургенев, А. С. Пушкин и др. Литературная борьба сосредоточивалась не только на вопросах языка, но и на проблемах художественного метода (большинство арзамасцев отстаивало сентиментализм и романтизм, противопоставляя их классицизму), вокруг осмысления русской истории, просвеще­ния, путей развития России (многие члены общества были по­борниками республиканской формы государственного устрой­ства).

Немаловажное значение имели и вопросы философии. В этом отношении особенно интересно "Общество любомудрия" (1823-1825), возникшее в Москве и сплотившееся вокруг прозаика и музыкального критика В. Ф. Одоевского и поэта Д. В. Веневити­нова. Общество носило преимущественно философский харак­тер, и его члены глубоко осмысляли труды И. Канта, И. Фих­те, Ф. Шеллинга, пытаясь на их основе построить целостную "теорию изящного", чтобы применить ее к практике отечествен­ного романтизма (П. Киреевский, С. Шевырев, М. Погодин). Найдя для себя приют в "Вестнике Европы" и альманахе "Мнемозина", любомудры после роспуска своего общества активно печатались в журнале "Московский вестник", к которому про­явил глубокий интерес А. С. Пушкин. Философской направ­ленностью отличался и созданный при Московском универси­тете кружок Н. Станкевича, культивировавший философскую (медитативную) лирику. Яркими примерами этой поэзии явля­ются стихи самого Н. Станкевича ("Раздумье", "Два пути", "Под­виг жизни"), элегии В. Красова ("Грусть", "Элегия", "Стансы к Станкевичу"), философские медитации К. Аксакова ("Воспо­минание", "Водопад") и И. Клюшникова ("Мой гений", "Ноч­ное раздумье", "Жизнь").

Литература и искусство.

Начало XIX века характеризует­ся пристальным вниманием к народности искусства. Этот эс­тетический принцип в то время осознавался как внутренняя потребность развивающейся русской культуры.

Продолжая традиции Н. М. Ка­рамзина, написавшего в самом кон­це XVIII века богатырскую сказку в стихах "Илья Муромец", Н. А. Львов создает в 1804 году поэму "Добрыня", а композитор К. Кавос — оперу "Илья Муромец" (1806). Богатыр­ский эпос питал в эту пору различ­ные сферы русской культуры, и это свидетельствовало об ощущении ее творцами неисчерпаемых сил своего народа в преддверии нового, XIX сто­летия.

Стихи поэта А. Ф. Мерзлякова "Ах, девица-красавица!", "Соловушко", "Не липочка кудрявая", "Сре­ди долины ровныя..." удачно поло­жил на музыку композитор из кре­постных Д. Н. Кашин. Оба автора перенесли "в свои русские песни рус­скую грусть-тоску, русское горевание, от которого щемит серд­це и захватывает дух" (В. Г. Белинский).

Столь же органичным для литературы и искусства начала века стало обращение к библейской образности, высоким хри­стианским идеалам и вечным началам нравственности. Выра­жение православия в русском искусстве было в это время есте­ственной потребностью художника передать свое миропонима­ние, свое видение и осмысление жизни. Так, Н. М. Карамзин в 1801 году создает "Творение", где поэтически излагается исто­рия создания Богом мира и человека. Ария архангела Уриила славит дыхание жизни, дарованное людям, и величие человека:

Се муж — и царь природы всей!

Высокое чело его

Есть важной мудрости печать;

В очах его сияет огнь души,

Влиянье, образ божества.

Скульптор М. Козловский в 1800—1802 годах создает для фонтана в Петергофе фигуру "Самсона, раздирающего пасть льва", в которой запечатлен библейский образ богатыря, обла­давшего необыкновенной физической силой и вступившего в единоборство с хищником.

Статуя работы Козловского тематически продолжает тра­дицию, идущую от XVIII столетия: она символизирует пет­ровскую борьбу с некогда агрессивной Швецией и отдаленно напоминает прежнюю статую из свинца в петергофском пар­ке. В то же время она была обращена в будущее, передавая идею российского могущества. Своей силой и мужеством Сам­сон выражал мысль о человеческом величии, которая пере­кликалась со стихами Карамзина.

К другим библейским образам обратились современники Козловского. В. Демут-Малиновский изваял статую апостола Андрея, установив ее в нише портика Казанского собора рядом с князем Владимиром, поддерживающим высокий крест, — статуей, созданной С. Пименовым. Живописец А. Егоров пи­шет в 1814 году картину "Истязание Спасителя", приобретен­ную Академией художеств как "лучшую картину русской жи­вописи", и "Богоматерь с младенцем" — произведение, осно­ванное на мягких ритмах, плавных, музыкально звучащих ли­ниях. В. Шебуев выполняет трагически-обобщенный рисунок "Возвращение блудного сына", где скульптурно переданные пер­сонажи располагаются на плоскости листа, как на фризе. Род­ственную композицию использует и И. Мартос в своем барельефе "Истечение Моисеем воды в пустыне" (1804—1811), который ук­рашает аттик восточного крыла колоннады Казанского собора. Зритель оказывается захваченным ритмом движения людей к ис­точнику жизни — спасительной воде, дарованной пророком.