
- •Тема: «Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими орд, дознание и предварительное следствие».
- •1. Понятие и особенности этой отрасли надзора.
- •2. Полномочия прокурора по осуществлению надзора в этой отрасли.
- •3. Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.
- •5. Надзор за законностью и обоснованностью применения мер процессуального принуждения.
- •Часть 3 статьи 222 упк рф. Если не считает нужным продлевать – то освобождают, если прокурор считает, что надо продлевать – то обращается в суд за продлением.
- •6. Надзор прокурора на заключительном этапе расследования.
- •7. Соотношение прокурорского надзора и прокурорского уголовного преследования.
Часть 3 статьи 222 упк рф. Если не считает нужным продлевать – то освобождают, если прокурор считает, что надо продлевать – то обращается в суд за продлением.
Следственные действия – по судебному решению.
6. Надзор прокурора на заключительном этапе расследования.
Формы: обвинительный акт и обвинительное заключение; прекращение; направление дела в суд для применения принудительных мер медицинского характера.
Приостановление не является формой прекращения.
Обвинительный акт (дознавателем) и обвинительное заключение (следователем). Этот акт направляется прокурору для утверждения и потом передачи в суд.
Для того чтобы принять решение, утверждать или нет – он знакомится с материалами дела, проверяет обоснованность обвинительного заключения.
Кокорев рассказывал нашему лектору, что был один случай, когда дело поступило в суд без утверждения обвинительного заключения прокурором (и это выявилось только в надзорной стадии). Но это единичный случай. Дело, естественно, было отменено и отправлено на предварительное расследование.
Если прокурор не согласен – он не утверждает, а возвращает для производства дополнительного расследования (причём возвращает и дознавателю, и следователю). Статьи 221 и 226 УПК РФ.
Возвращает он для чего: для дополнительного следствия (по идее, должен сказать, какие действия ещё нужно совершить), потребовать изменить объём извинения, квалификации деяния…
Лектор считает, что он может и дать указания на прекращения в какой-то части или в целом – чётко этого не сказано, но прослеживается. Ведь прокурор сам не может в делах, ведущихся следователем, прекращать производство по делу.
Что касается иных полномочий. По обвинительному заключению – если дело должно рассматриваться судом субъекта, то и обвинительное заключение перенаправляется прокурору субъекта.
По обвинительному акту – прокурор может сам прекратить уголовное дело или уголовное преследование по основаниям, предусмотренным статьями 24 и 28 настоящего кодекса (УПК РФ).
И ещё одно решение, которое может принять прокурор, по делам, по которым производилось дознание – он может направить материалы дела для производства предварительного следствия (может изымать и передавать).
7. Соотношение прокурорского надзора и прокурорского уголовного преследования.
В последнее время в юридической литературе много обсуждается проблема. В соответствии с ФЗ «О прокуратуре» на досудебной стадии прокурор может осуществлять две функции: функции надзора и функции уголовного преследования. В связи с этим возникает вопрос – что это за функции и как они друг с другом соотносятся.
Вообще функции уголовного преследования – о них разные точки зрения. О.Я. Баев считает, что она начинается с момента возбуждения уголовного дела. Если лицо известно – то это непосредственное уголовное преследование, если неизвестно – то опосредованное уголовное преследование. Отсюда получается, что если мы говорим о функции уголовного преследования для прокурора – то она никак не может быть с момента возбуждения уголовного дела. В УПК РФ закреплено, что основной субъект уголовного преследования – прокурор.
С момента возбуждения уголовного дела и до момента передачи ему дела для утверждения с обвинительным актом или обвинительным заключением – здесь только надзорные полномочия, а после – функции уголовного преследования.
И хотя у него даже на стадии до утверждения обвинительного акта или заключения есть некоторые права по прекращению – но всё же это не уголовное преследование.
Утверждая обвинительное заключение или обвинительный акт, прокурор заявляет требование суду о том, что есть достаточно доказательств и что суд может рассмотреть дело. Это можно назвать «адресованное суду требование».
Обвинение – это исходящее от дознавателя или следователя, а не прокурора, утверждение о том, что преступление было совершено определённым лицом.
Государственное обвинение – это требование к суду о привлечении лица к ответственности, исходящее от прокурора.
Дальше – поддержание этого требования в суде.
Вся деятельность, осуществляемая дознавателем и следователем, осуществляется для прокурора – для того, чтобы прокурор смог в суде доказать, что есть достаточные основания для привлечения к ответственности.
Для прокурорского уголовного преследования обязательным основанием его прокурорский надзор.