
- •Доклад для государственного экзамена по теме: «Богословие в России: характерные черты и проблематика»
- •Основные вехи в развитии русского богословия (краткий обзор).
- •Характерные черты русского богословия.
- •Области, имеющие особое значение для русского богословия.
- •Библеистика
- •Экклесиология
- •Сотериология
- •Литургическое богословие
- •Апологетика
- •Аскетика и мистика
- •Современные проблемы, связанные с развитием русского богословия
- •Заключение.
Литургическое богословие
Разработка литургики в русских богословских школах началась сравнительно поздно, причем первое время она считалась пастырски-прикладной дисциплиной, с приоритетом ритуалистическо-уставной стороны богослужения23. Однако в последней четверти XIX – начале XX в. в российских духовных академиях начинается развитие исторического изучения литургики, давшее обильные плоды, которые признаны ныне не только в православном богословии, но и в иных конфессиях24. Принципиальным реформатором и основоположником исторической литургики явился И.Д. Мансветов (†1885 г.), указавший на необходимость применения исторического метода. Ему поседовали выдающиеся литургисты: Н.Ф. Красносельцев в КазДА; А.А. Дмитриевский, создавший литургическую школу в КДА, к которой принадлежали прот. Василий Прилуцкий, прот. Михаил Лисицин, прот. Корнилий Кекелидзе; А.П. Голубцов в МДА, учеником которого был еп. Афанасий (Сахаров); ученик Н.В. Покровского по СПбДА проф. И.А. Карабинов и др.
Апологетика
Апологетическая мысль на Руси появилась с момента принятия христианства, когда перед Русской Церковью стояли две основные задачи: положительное раскрытие существа христианства и борьба с языческим наследием в душах людей. В XV в. появиось крупное апологетическое сочинение: «Просветитель» преп. Иосифа Волоцкого, направленный против ереси жидовствующих. Во второй половине XVII в., в связи с расколом, появляется большое количество противораскольнической литературы. В XVIII в., в связи с проникновением идей протестантизма, а к концу века — материализма, атеизма, деизма, масонства, нецерковного мистицизма, — появяются апологетические труды митр. Стефана Яворского («Камень веры»), архиеп. Феофана Прокоповича, свт. Тихона Задонского («Апостольский отклик на безумие вольнодумного века»).
В XIX в. начинается научное развитие апологетики трудами религиозных философов (прот. Ф. Голубинский), отчасти — славянофилов (А.С. Хомяков). Продолжили развитие русской апологетики ученики прот. Ф. Голубинского профессора МДА В.Д. Кудрявцев-Платонов, А.И. Введенский, С.С. Глаголев. Для появления апологетики, как самостоятельной дисциплины в русской богословской школе, много сделал профессор СПбДА Н.П. Рождественский, составивший полноценный курс христианской апологетики.
Определенный вклад в апологетическое богословие вносило и миссионерское направление, развиваемое в КазДА (полемика с мусульманством и ламаизмом), и в остальных академиях (в полемико-старообрядческом и полемико-сектантском направлениях).
Постепенное возрождение апологетики началось вместе с возобновлением деятельности духовных семинарий и академий в 1940-х гг. (см. магистерскую и докторскую диссертации проф. М.А. Старокадомского «Вера и разум как пути богопознания по творениям церковных писателей первых трех веков христианства» и «Опыты умозрительного обоснования теизма в трудах профессоров МДА»).
Аскетика и мистика
Особое значение в русском богословии имела аскетика. С одной стороны, это было связано с монашеской богословской традицией, исихазмом (в XIV в. — преподобный Сергий, ученики и поседователи, возрождение монашества в конце XVIII — XIX в. —преподобный Серафим Саровский и др.). Всегда на Руси быа востребована аскетическая литература (в первые века — византийская святоотеческая, в XVIII в. — перевод копуска монашеско-аскетической итературы общиной преп. Паисия Величковского).
В начале XX в. в учебные планы духовных академий в пастырское богословие была вкючен «аскетика» как учебная дисциплина.
Была для русского богословия арактерна и общая черта восточного богословия: «восточное предание никогда не проводило резкого различия между мистикой и богословием, между личным опытом познания Божественных тайн и догматами, утвержденными Церковью»25.