Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Основы современной бихевиорально-когнитивной те...doc
Скачиваний:
3
Добавлен:
01.03.2025
Размер:
1.25 Mб
Скачать

3.3.3.4. Тренинг уверенности в себе (преодоление социальных страхов)

Тренинг уверенности в себе или тренинг социальной компетенции может осуществляться как индивидуально, так и в группе. Это характерная структура, которая хорошо иллюстрирует поведенческо-терапевтичес-кие технологии. Для иллюстративности она делится на несколько шагов:

1. Пациент составляет (с помощью терапевта) список ситуаций, которые ему доставляли трудности в прошлом и доставят в будущем. Такие ситуации могут быть следующими:

Например:

- "Сообщить маме, что он ее не посетит к Рождеству".

- "Сказать своему партнеру (партнерше), что он хочет в новом доме (квартире) иметь собственную комнату".

- "В магазине сказать, что товар не отвечает нужному качеству" и т.д. Ситуации будут построены иерархически на основании субъективной оценки их сложности и трудности.

2. Терапевт объясняет принципы тренинга. Новые способы реагирования обсуждаются и изучаются, дабы избавиться от имеющих место страхов. Основные составные части методики в каждой конкретной ситуации детально обсуждаются. Каждый шаг так долго тренируется, пока не будет осуществляться без малейшего страха.

3. Вначале выбирается ситуация с самой низкой трудностью. Например, пациентка хотела бы сообщить своему другу, что в новом помещении она хотела бы иметь собственную комнату. Пациентка ожидает, что он будет возражать, и это ее "убивает".

В ролевой игре пациентка ведет себя обычным образом. Терапевт берет на себя роль неуступчивого друга.

Вот этот кратко переданный диалог:

Пациент: "Улли, в новой квартире было бы хорошо, если бы я имела собственную комнату. Если это можно..."

Терапевт: "Собственную комнату?! Глупость! Об этом не может быть и речи!"

Пациентка: "Никогда ты мне не уступаешь! Я только думала..."

Терапевт: "Нам нужна спальня, нам нужна жилая комната, мы не можем позволить себе иметь лишней площади."

Пациентка: "Так было бы хорошо - иметь собственную комнату, где бы я ...!"

Терапевт: "Анна, прекрати свои глупости!"

Пациентка (начинает плакать): "Ты меня не любишь, делаешь только то, что ты хочешь!" (ролевая игра прекращается)

4. Общая ситуация, особенно в поведении участников, детально анализируется. Терапевт беседует с пациенткой о далеко идущих последствиях ее реакций. Они ведут к подавленности, беспомощности и к негативному представлению о себе. Психотерапевт и пациентка сходятся на том, что потребности пациентки должны быть учтены и поэтому обсуждают следующие цели:

а) Она сообщает другу совершенно четко и ясно о своем желании. Обосновывает свое желание только один раз.

б) Она не позволяет, чтобы ее прерывали.

в) Она не пытается снова и снова оправдываться.

г) Она не делает другу общие упреки и не сводит какие-то старые счеты, а настаивает последовательно на своем желании. При этом смотрит ему прямо в глаза, говорит твердым голосом, но без всякой агрессивности.

д) Если друг и дальше так реагирует, она дает ему время подумать и прерывает разговор.

5. Перед фазой обучения терапевт представляет пациентке модель. Она берет при этом на себя роль друга. Терапевт в роли пациентки:

Терапевт: "Улли, я думала о нашем переезде. Я хочу иметь собственную комнату в новой квартире".

Пациентка: "Глупости, об этом не может быть и речи".

Терапевт: "Я хочу тебе сказать, почему я хотела бы иметь собственную комнату. Я хочу..."

Пациентка: "Прекрати с этим!"

Терапевт: "Пожалуйста, позволь мне сказать. Ты знаешь, что я опять должна работать дома. Для этого мне нужно отдельное помещение, где бы мне не мешали. И вообще, я хотела бы иметь возможность побыть одной. Для этого мне нужна собственная комната".

Пациентка: "Анна, это глупость, это чушь. Ты же имеешь целую квартиру!"

Терапевт: "Я нуждаюсь в собственной комнате. Ты знаешь причины."

Пациентка: "Может это и так."

Терапевт: "Ты знаешь мои причины. Я хочу собственную комнату, подумай об этом." (уходит из помещения).

Так пациентка обучается новым формам поведения, пока терапевт и она не остаются довольными, и при этом никакого страха не возникает. Терапевт ее поддерживает, оценивает ее успехи и исправляет ее ошибки.

6. В конце их встречи они сходятся на задании, которое пациентка должна выполнить в следующие дни. Она получает возможность реализовать новые способы поведения или части из этого. Этим же способом прорабатывается вся иерархия, пока пациентка ближе не подойдет к целям, которые были сообща сформулированы вначале. (Hoffmann, 1992, s. 40-43)

Изменение мыслей при социальных страхах.

Поведение социально боязливых людей, как и любое другое поведение, может рассматриваться как совместная игра трех важных систем (телесно-эмоциональной, двигательной и когнитивной). Только сейчас описанный тренинг уверенности в себе прежде всего акцентирован на первых двух: пациент научается новой форме общения (двигательной), устранению напряжения (телесно-эмоциональной). Часто на его пути стоят установки по отношению к самому себе, которые сформировались в течение времени. Они определяют его податливость и его боязнь конфликтов. Для этого дополнительно к тренингу необходима уверенность в себе, чтобы влиять определенным образом на мысли и установки. Следующий отрывок беседы должен это проиллюстрировать:

Терапевт: "Мы смотрим на это несколько скептически. О чем вы сейчас думаете?".

Пациентка: "Я спрашиваю себя, имею ли я право требовать для себя отдельную собственную комнату".

Терапевт: "А что здесь могло быть неправильным?"

Пациентка: "Это эгоистично".

Терапевт: "Это эгоистично, когда вы имеете собственное желание".

Пациентка: "Да, похоже так".

Терапевт: "И что же, это вызывает у вас страх?"

Пациентка: "Да".

Терапевт: "За этим чувством стоит нечто, что выражается в таком предложении: если я имею собственное желание, я веду себя эгоистично, не учитывая мнения других?".

Пациентка: "Да, что-то похожее".

Терапевт: "Что же вы думаете на счет этого предложения?"

Пациентка: "Нет, это не совсем так. Собственные желания и потребности еще не означают быть плохим и невнимательным к другим. Другие ведь тоже имеют желания".

Терапевт: "Так обобщенно сформулированное предложение будет неточным. Мы должны его дифференцировать. Что вы предлагаете?"

Пациентка думает: "Имеются оправданные желания и такие, которые слишком далеко идут, поскольку они тогда ограничивают других".

Терапевт: "Очень хорошо. Таким образом, имеются оправданные желания и те, которые не являются таковыми".

Пациентка: "Да".

Терапевт: "К такому сорту относится ваше желание иметь собственную комнату?"

Пациентка: "Оно оправданное, я могу его обосновать, я же хочу опять работать и иногда быть наедине сама с собой. Мой друг тоже не хочет, чтобы я была с ним, когда у него друзья. Требовать от него это было бы тоже неправильным. Я хочу свою комнату. Мой друг должен понять, что это ничего не имеет общего с эгоизмом".

Терапевт: "А вы теперь более решительно настаиваете на своем желании и это замечательно. Теперь давайте поработаем над тем, чтобы вы это свое желание могли убедительно и ясно выразить".

Пациентка: "Да", (там же, s. 43-46)

Как видно из этого маленького отрывка, терапевт принимает очень серьезно сомнения пациентки, но он ей показывает, что за этим бессознательно стоит позиция, жизненное правило (собственное желание иметь - значит быть эгоистичным), которое нельзя считать единственно верным. Альберт Эллис - основатель рационально-эмотивной терапии много занимался этими проблемами. Он говорит, что в основе реакции страха лежат "иррациональные идеи". Иррациональные потому, что они не выдерживают логической критики. Терапевт помогает пациентке несколько дифференцировать ее общее требование к себе ("Я не имею права иметь собственные потребности, иначе я плохая"). Тем же способом ставятся под сомнение мыслительные аспекты жизненной позиции, наполненные страхом, пока постепенно не сформируется новая основательная базисная установка, которая утверждает потребности собственной личности.

Так, в беседе с терапевтом также поддаются изменению, казалось бы, очень жестко "зафиксировавшиеся" черты характера, как стремление к суперточности, называемое перфекционизмом ("Я не должен никогда допускать никаких ошибок"), боязнь конфликтов ("Было бы очень плохо, если бы все кончилось конфликтом") и повышенная стеснительность ("Я не должна высовываться").

Именно страхами, которые играют большую роль при психических расстройствах, поведенческая терапия до этого времени занималась особенно интенсивно. Хотя еще не все проблемы решены, которые в этой связи имеют место, но уже на сегодняшний день имеется целый ряд методов, с помощью которых в практике достигаются хорошие положительные результаты.