Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Основы современной бихевиорально-когнитивной те...doc
Скачиваний:
3
Добавлен:
01.03.2025
Размер:
1.25 Mб
Скачать

2.1.4. Когнитивно-социальные теории научения

2.1.4.1 «Модельное научение» (а.Бандура)

К когнитивно-социальным концепциям следует, прежде всего, отнести теорию научения A.Bandura (1969, 1977, 1986), поскольку он для объяснения обучения новому поведению и преобразованию старых стереотипов поведения использовал понятие когнитивных схем, центральное для когнитивных психотерапевтов, а также учитывал социальные условия, в которых происходит научение. Методы научения по модели связаны, в большей степени, с именем A.Bandura (А.Бандура). Они, скорее всего, занимают промежуточное положение между классическими и когнитивными теориями научения.

Perrez a. Zbinden (1996) определяют обучение по образцу (модели) как процесс, при котором вероятность появления определенных форм поведения человека повышается, если он соответствующее поведение наблюдает у другого человека (образец, модель). Reinecker (1987, s.62) под модельным научением понимает такое научение, когда человек свое поведение изменяет на основании поведения другого человека (модели) в направлении этого модельного поведения. Модельное поведение может быть представлено непосредственно, а также через фильм или описание. Имеются эмпирические данные, что модельное научение может играть предельную роль и в развитии психических расстройств. Так, исследователи в лабораторных условиях дали возможность взрослым обезьянам наблюдать за поведением своих соплеменников, которые страхом реагировали на игрушечных змей. Лабораторные животные, которые до этого не проявляли страха в отношении игрушечных змей и которые еще не видели настоящую змею, демонстрировали после наблюдений сравнительно сильную и стабильную реакцию страха. Модельное научение может быть использовано и психотерапевтически, например, при тренинге социальной компетентности, при котором другие участники или психотерапевты демонстрируют благоприятное вербальное или невербальное поведение в ролевой игре. В терапии страха нередко психотерапевт выступает в качестве модели, чтобы мотивировать пациента к конфронтации с вызывающими страх ситуациями и тем самым ускорить терапию.

Пример.

Так, например, терапевт в рамках программы терапии страха перед животными демонстрирует, как можно общаться с животным (например, он позволяет ползти по своей руке пауку), прежде чем привлекать к этому пациента. Таким образом, можно в трехчасовом сеансе провести пролонгировано эффективную терапию.

2.1.4.2. Другие методы социально-когнитивного научения

Сообщение/передача знаний.

Наряду с обучающими процессами на основании опыта и наблюдения для терапии психических и психосоматических расстройств важным также оказывается информированность клиента (наличие соответствующих знаний). Посредством целенаправленного информирования с опорой на предварительные знания возможно уменьшение' напряжения в связи с расстройством и облегчение его участия в терапевтических? мероприятиях.

Пример.

Больной шизофренией с параноидной симптоматикой был убежден в том, что его должны отравить. Его мать интерпретировала его отказ есть приготовленную пищу, как проявление агрессии против нее. Она пыталась прибегнуть к «здравому смыслу» больного сына, крича и укоряя его в том, что она так много сил тратит на приготовление пищи. Как результат - ухудшение симптоматики у больного, так что его пришлось положить в стационар. И только, когда по улучшению состояния сына, получив разъяснения от специалиста, почему сын так себя ведет, мать несколько успокоилась, и оба согласились с необходимостью принимать сыну назначаемые ему лекарства.

Но надо помнить и о вреде ложной информации.

Ожидание (наказание, избегание, угашение).

При построении системных моделей в них уже de facto были включены и некоторые аспекты когнитивных концепций научения, в том числе и «ожидание». Согласно мнению когнитивных теоретиков научения (и, прежде всего, Tolman, 1932), научение* состоит не в образовании S-R-связей, а в образовании ожиданий. Эти ожидания относятся к взаимосвязи окружающих событий и изменений среды (например, в появлении А УС, БС, С+) с собственными реакциями. Согласно Толману, организм научается не связям между стимулами и реакциями, а способности понимать, «что к чему ведет», т.е. какие ситуации или реакции с какими изменениями среды связаны. При наказании организм усваивает, что его реакция связывается с неприятным состоянием. Он научается ожидать данное неприятное состояние, а отсюда и объяснение поведению избегания. Но последствия такого поведения и в том, что оно фиксируется.

Пример.

Пациент с социальными страхами ожидает, что он обязательно потерпит неудачу в общении, особенно с противоположным полом. На основании этого ожидания формируется стабильное поведение избегания (социальное уединение; повышенный интерес к чтению книг ит.д.). Поведение избегания потому остается таким стабильным, что ожидание неприятностей в общении с женским полом не было подвергнуто прямой проверке. Напротив, уход от вызывающих страх ситуаций рассматривается пациентом, как подтверждение правильности собственных ожиданий. Важный принцип терапии состоит в таком случае в том, чтобы пациент через конкретный опыт предпринял проверку его ожиданий.

Согласно теории ожидания Толмена, угашение как раз и состоит в проверке взаимосвязей: при классическом обусловливании - предъявление УС в известной форме взаимосвязано с БС, при оперантном обусловливании - последует ли реакция R в дальнейшем с определенной регулярностью или нет.

Конфликт и конфликтные модели

Здесь свой вклад внес К.Левин еще в 30-е годы (1931): «конфликт - это ситуация, при которой на индивидуума оказывают влияние одновременно несколько стимулов и в противоположном направлении». Существует множество типов конфликтных ситуаций:

1) Приближение-приближение-кофликт: необходимо выбирать между двумя альтернативами (целями), которые в равной мере привлекательны, но их в одно время нельзя достичь, а потому конфликт - в необходимости выбора. Например, между одинаково желаемыми автомобилями (при условии, что оба невозможно купить).

2) Избегание-избегание-конфликт: необходим выбор между двумя одинаково не приятными альтернативами. Например, алкоголику - идти к терапевту или подвергаться и далее критике и пр.

3) Приближение-избегание-конфликт: выбор в случае объекта, который любишь и ненавидишь в одно и то же время; есть или не есть пирожное - люблю, вкусно. Но ведет к избыточному весу.

4) И др.

Атрибуционная теория (Weiner, 1974).

Под атрибуцией понимается приписывание оснований, причин и объяснений определенным событиям. Из этих приписываний следуют и соответствующие формы поведения.

Пример.

Пациент связывает причину своих социальных страхов с различными факторами - внешними (агрессивность окружения) или внутренними (таким боязливым уродился) и т.д.

Концепция выученной беспомощности (Seligman, 1975, 1991).

Данная концепция является производной от атрибуционной теории. Она предполагает, что люди, склонные к депрессиям, приписывают причины негативных событий внутренним, стабильным, глобальным факторам, а причины позитивных событий - внешним, нестабильным и специфическим факторам. Эта тенденция продуцирует беспомощные атрибуции в том, что человек начинает чувствовать постоянно ответственность за негативные события и оказывается неспособным порождать позитивные события. Модель Селигмена предполагает, что депрессивный атрибутивный стиль взаимодействует с главным аверсивным жизненным событием, продуцируя генерализованное беспомощное убеждение, а тем самым и депрессию. Он различает между индивидуальной личностной беспомощностью, когда кто-то убежден в неспособности продуцировать обычные ответы, и универсальной беспомощностью, когда есть убеждение, что негативные последствия не поддаются индивидуальному контролю. Селингмен считает, что в модификации беспомощности эффективными могут быть четыре общих терапевтических стратегии: благоприятная среда / окружение, которая позволит человеку проявить свои возможности и добиваться успеха; тренинг личностного /индивидуального контроля, при котором индивид овладевает специфическими навыками большего контроля в необходимых сферах; резигнационный тренинг, в котором индивиду оказывается помощь в признание его или ее беспомощности в определенных сферах таким образом, чтобы не уменьшать негативность беспомощности или редуцировать желательность недостижимой цели; атрибутивный ретренинг, в котором индивид обучается оценивать провалы и успехи в более позитивной и реалистичной форме.

Терапия как коммуникативная ситуация (Margraf, 1996, s. 62) В данном контексте важным представляется иметь в виду, что коммуникации, общение, стили общения могут быть как положительными, так и отрицательными. Особенности коммуникации (в семье нуклеарной и своей, в школе и на работе, а также во время психотерапии) в этом смысле во многом определяют развитие проблемного поведения, его фиксацию и эффективность психотерапии. Является коммуникативное поведение позитивным или негативным, согласно поведенческо-теоретической перспективе, оценивается по тому, насколько соответствующее поведение склонно внес свой вклад в решение проблемы. Так, например, выражение недовольства будет оцениваться позитивно, если оно проявлено в такой форме, что партнеру по общению становится ясным - недовольство вызвало конкретное поведение, так что из этого можно уловить предложение об изменении поведения (например, «Я разозлилась, чтобы ты забыл сделать покупки. Я была разочарована, так как понадеялась на тебя. Наверное, тебе следует то, о чем мы договариваемся, куда-нибудь записывать».). Если ж выражение недовольства будет высказано в форме обвинения («Всегда ты забываешь что ты обещаешь. Тебе все равно, что всегда мне все приходится делать одной, ты думаешь только о себе.»), то это оценивается негативно, так как такое выражение,] скорее всего, побудит партнера по коммуникации к ответной агрессии, что и приведет к негативной эскалации, которая помешает решению проблемы.