
- •Тема 1 : «Теоретические основы геоэкономики»
- •II вопрос:
- •III вопрос:
- •IV вопрос:
- •Тема 2: «Геоэкономическая структура мира»
- •I вопрос:
- •II вопрос:
- •III вопрос:
- •IV вопрос:
- •V вопрос:
- •Тема 3: геоэкономика «больших пространств»
- •I. Северная Америка
- •II. Объединенная Европа
- •III. Азиатско-Тихоокеанский регион
- •4 Тема технополисы
- •1. Классические теории размещения с/хоз. И промышленных производств.
- •2. Геоэкономические изменения в сельском хозяйстве.
- •3. Классическая теория размещения промышленности
- •III. Геоэкономическое изменения в сфере услуг.
- •I. Факторы размещения услуг
- •III. Геоэкономическое изменения в сфере услуг.
- •4. Геокономическое значение современных электронных коммуникаций
- •1. Великие сухопутные транспортные магистрали
- •II. Внутрение водные транспортные магистрали (каналы).
- •III. Восточно-Европейские транспортные коридоры и мультимодальные коридоры
- •4. Геоэкономическое изменение мировой транспортной системы.
- •5. Преимущества контейнеризации современной транспортной системы
- •Геополитика экономической и энергетической зависимости
- •Внешние экономические отношения и геостратегия национального интереса
Тема 3: геоэкономика «больших пространств»
В конце двадцатого столетия сформировалось три мировых полюса экономического и технологического развития — Североамериканский, Западноевропейский и Азиатско-Тихоокеанский. Абсолютной экономической мощью обладают Соединенные Штаты, значительно опережающие Японию, занимающую второе место в мире по макроэкономическим показателям. В Западной Европе лидирует объединенная Германия. В Азиатско-Тихоокеанском регионе динамично развивается Китай, который по прогнозам экспертов в будущем станет второй мировой державой. По данным международной статистики глобальная экономика вступила в третье тысячелетие с крупнейшими центрами силы, на которые пришлось свыше половины мирового ВВП, рассчитанного на основе официальных обменных курсов и паритетов покупательной способности национальных валют. Каждый из трех полюсов экономического и технологического развития имеет разную идеологию формирования. Североамериканский полюс (прежде всего Соединенные Штаты) является образцом свободного предпринимательства, Западноевропейский (Объединенная Европа) — примером экономической интеграции в границах единой цивилизации, а Азиатско-Тихоокеанский — демонстрирует умелое использование западных технологий в сочетании с местными социокультурными традициями.
I. Северная Америка
XX век с полным правом называют американским. Соединенные Штаты стремительно вошли в начале столетия в число мировых лидеров и с распадом СССР остались единственной сверхдержавой. Политическая, экономическая и военная мощь страны, расположенной в Западном полушарии, позволяет говорить о геополитическом положении, в радиусе которого оказался весь мир. США отличаются социально-политической стабильностью. После гражданской войны самым серьезным испытанием был экономический кризис, или Великая депрессия 1929-1933 гг. Тогда как Европа стала эпицентром двух мировых войн, а многие страны прошли через испытания революциями, переворотами, США продемонстрировали возможность решать сложные социально-экономические проблемы демократическим путем.
Географический фактор оказал благоприятное воздействие на становление американского могущества. Изолированность и периферийное положение по отношению к Старому Свету способствовали становлению нации без негативного воздействия извне. И на американском континенте соседние страны не угрожают безопасности и интересам США. Обширная и компактная территория со свободным доступом к двум океанам позволила создать эффективный хозяйственный каркас страны с двумя коммуникационными полюсами экономического и технологического роста на Атлантическом и Тихоокеанском побережьях, открытых к внешнему миру и к внутренним районам страны.
Эксцентрированная двухполюсная система размещения производительных сил создала уникальные геостратегические перспективы. Калифорния и штаты Атлантического побережья США по своей мощи сопоставимы с крупными державами. В результате Соединенные Штаты могут на равных взаимодействовать с двумя другими мировыми полюсами экономического и технологического развития в Западной Европе и Восточной Азии. Можно сказать, что без современной Калифорнии было бы невозможно говорить о евразийской геостратегии США. Другая в недавнем прошлом крупная страна «от моря до моря» — Российская империя/СССР не смогла создать аналогичный экономический и технологический форпост на Дальнем Востоке. В результате она не только утратила геополитическое присутствие в Азии, но и поставила под угрозу целостность территории страны.
Соединенные Штаты делят с Бразилией мировое лидерство по размеру эффективной территории — наиболее пригодной для жизни людей, за исключением мест с экстремальными природными условиями (высокогорий и низких средних температур).
Особенно необходимо выделить положение Америки в мировом социокультурном пространстве. Соединенные Штаты — страна на рубеже западноевропейской цивилизации, страна эмигрантов, образующих маргинальные субкультуры с высокой энергетикой деловой активности. Иммигранты взяли из Старого Света главное интеллектуальное богатство — Великую хартию и создали на американском континенте правовое демократическое государство, где свобода предпринимательства не ограничена ничем, кроме закона. И сегодня американская экономика является самой либеральной в мире. Исполнительная власть (правительство) не берет на себя функции организации или координации производства. Налоговые ставки устанавливаются не в интересах пополнения государственной казны, а в целях экономического стимулирования производителя.
В 90-е годы среднегодовые темпы роста экономики США были выше, чем в Японии, Германии, Франции и Великобритании. Особенно впечатляющим является сокращение энергоемкости производства за последние тридцать лет на 33%. За полвека удвоилось производство сельскохозяйственной продукции, тогда как число занятых на фермах уменьшилось на 70%.
Военно-промышленный комплекс США обеспечивает не только внутренние потребности, но и свыше 50% мирового экспорта оружия.
В конце XX века Соединенные Штаты стали первой и единственной мировой державой, господствующей в военно-стратегическом, экономическом, технологическом, информационном и культурном пространствах планеты. Мощь мировой державы опирается на способность быстро мобилизовать огромные экономические и технологические ресурсы и культурную притягательность американского образа жизни.
По аналогии с претендующими в прошлом на мировое господство и морскую мощь Римской и Китайской империями культурное превосходство играет для Соединенных Штатов важную цементирующую роль. Но только Соединенные Штаты по масштабам и влиянию стали уникальной мировой державой, способной контролировать не только все моря и океаны, но и с помощью берегового контроля силами десанта осуществлять власть на суше с большими политическими последствиями. Несомненно, Россия, Китай и другие, преимущественно, не западные страны болезненно воспринимают гегемонию Америки. Кроме того, необходимо учитывать американское господство в области глобальных коммуникаций, информационных технологий и массовой культуры. На рубеже XXI века Соединенные Штаты выиграли экономическое соревнование с Западной Европой и Японией, экономика страны стала одной из самых конкурентоспособных в мире, а государственный бюджет — бездефицитным. Америка опережает своих главных конкурентов в сфере высоких технологий. Наиболее быстрорастущим сегментом американской экономики стали сектор IT, банковский бизнес и микробиология. Создатель компьютерной компании «Майкрософт» Билл Гейтс, проделавший за короткий срок путь от простого парня до одного из самых богатых людей планеты, стал воплощением американской мечты.
Соединенные Штаты являются мировым лидером в области информационных технологий. Это делает невозможным серьезную конкуренцию со стороны пользователей программного обеспечения к разработчикам технологий, всегда обладающим первичной информацией. Рождается новая формула мирового господства: «Кто владеет информацией, тот владеет миром». Под натиском информационных технологий деньги теряют былую власть. Конкурентоспособность все больше и больше определяется не финансовыми, а интеллектуальными ресурсами. А это, в свою очередь, дает принципиальное преимущество экономике США перед другими странами, в большей степени зависящими от спекулятивного капитала фондового рынка и, соответственно, от мировых финансовых потрясений.