- •Содержание.
- •Введение.
- •Хронологические рамки
- •Предыстория войны
- •Первый период войны (ноябрь 1917 — ноябрь 1918) Приход большевиков к власти и внутренняя политика. Октябрьская революция.
- •Учредительное собрание
- •Левоэсеровские восстания (1918)
- •Установление советской власти на фронте и в тылу. Большевики и действующая армия.
- •Установление советской власти. Начало организации антибольшевистских сил.
- •Брестский мир. Интервенция Центральных держав.
- •Начало интервенции Антанты.
- •Восстание чехословацкого корпуса. Развёртывание войны на Востоке.
- •Развёртывание войны на Юге.
- •Второй период войны (ноябрь 1918—март 1920). Вывод германских войск. Наступление Красной Армии на Запад.
- •Сражения на Востоке.
- •В Петроград, разинув рот…
- •Сражения на Севере.
- •Союзнические поставки белым.
- •Третий период войны (март 1920—октябрь 1922/июнь 1923 года) Советско-польская война.
- •Восстания в тылу у красных.
- •Так почему белые проиграли, а красные победили?
- •Точка зрения красных
- •Точка зрения белых
- •Последствия Гражданской войны
В Петроград, разинув рот…
« |
Юнцы охочи зря приврать. Юденич хочет Питер брать. |
» |
— Маяковский |
||
|
||
Крах колчаковских войск весной 1919 ничего толком не означал. Верховным правителем Александр Васильевич был только на бумаге, а на деле другие белые войска представляли не меньшую опасность. Например, в 1919 у белых войск на Северо-западе России было два 200%-ных шанса взять Питер. Но не вышло. В первый раз белыми войсками и командовал генерал Родзянко. Бесспорно, эта персона заслуживает премии Дарвина — он отказался идти в наступление, зная, что гарнизон двух ключевых фортов близ Питера бунтует.
Во второй раз командовал куда более талантливый генерал Николай Николаевич Юденич — один из самых успешных русских генералов в Первую мировую (правда, воевал не с немцами, а с турками, коих не бил только ленивый). Однако не вышло и у него — своих войск у него было мало. Вся надежда была на помощь финнов и эстонцев, которые своих коммуняк не без немецкого участия уже выжили, и были бы не прочь повторить это в России, НО: за это они требовали независимости, а вся беда в том, что формально Самый Главный Белогвардеец Колчак был ярым сторонником утверждения «Россия — единая и неделимая!». Следовательно, на новое финское и эстонское руководство он приказывал смотреть как на ничто и не признавать его решительно.
По причине того, что финны на поле боя не явились, Юденич был вынужден, вооружившись льготным английским оружием, идти вперёд своими силами, которые в 3-4 раза были меньше сил красных. Самое смешное, что талант Юденича позволил ему дать прикурить коммунистам в первых боях. Теперь требовалось лишь идти быстро и решительно. НО: Юденич был из незнатного рода и либералом. Подчиненные же у него были, напротив, сплошь и рядом монархисты из знатных родов. Они не считали нужным выполнять приказы какого-то либерала, который поддержал свержение Николая. В итоге стремительность была потеряна, а битва проиграна. Остатки армии были гостеприимно встречены эстонцами, которые сообразили, что выгодно дружить только с теми, кто представляет собой реальную силу. Эстонцы начали планомерно выпиливать остатки армии Юденича. Как сообщают шпионы: эстонцы сажали белых в концлагеря и тюрьмы, где они помирали от болезней и голода.
Сражения на Севере.
Формирование белой армии на Севере проходило политически в наиболее трудной обстановке, поскольку здесь она создавалась в условиях засилья левых (эсеро-меньшевистских) элементов в политическом руководстве (достаточно сказать, что правительство ожесточённо противилось даже введению погон).
К середине ноября 1918 года генерал-майор Н. И. Звягинцев (командующий войсками в Мурманском районе и при белых и при красных) сумел сформировать всего две роты. В ноябре 1918 г. Звягинцева сменил полковник Нагорнов. К тому времени в Северном крае, под Мурманском, уже действовали партизанские отряды под руководством офицеров-фронтовиков из местных уроженцев. Таких офицеров, в большинстве выходцев из местных крестьян, как, например, братья прапорщики А. и П.Бурковы, в Северной области было несколько сот человек. Большинство их было настроено резко антибольшевистски, и борьба с красными носила довольно ожесточённый характер. Кроме того, в Карелии, с территории Финляндии, действовала Олонецкая добровольческая армия.
Генерал-майор В. В. Марушевский был временно назначен на должность командующего всеми войсками Архангельска и Мурманска. После проведения перерегистрации армейских офицеров было поставлено на учёт около двух тысяч человек. В Холмогорах, Шенкурске и Онеге русские добровольцы вступали во Французский иностранный легион. В результате этого к январю 1919 г. белая армия насчитывала уже около 9 тысяч штыков и сабель. В ноябре 1918 антибольшевистское правительство Северной области пригласило генерала Миллера занять пост генерал-губернатора Северной области, а Марушевский остался в должности командующим белыми войсками области с правами командующего армией. 1 января 1919 Миллер прибыл в Архангельск, где был назначен управляющим иностранными делами правительства, а 15 января стал генерал-губернатором Северной области (признавшей 30 апреля верховную власть Колчака А. В.). С мая 1919, одновременно, главнокомандующий войсками Северной области — Северной армии, с июня — главнокомандующим Северным фронтом. В сентябре 1919 одновременно принял пост Главного начальника Северного края.
Однако рост армии опережал рост офицерского состава. К лету 1919 года, в уже 25 тысячной армии, служило только 600 офицеров. Нехватка офицеров усугублялась практикой набора в армию пленных красноармейцев (которых составляли более половины личного состава частей). Для подготовки офицерских кадров были организованы британские и русские военные школы. Были созданы Славяно-Британский авиационный корпус, флотилия Ледовитого океана, дивизион истребителей в Белом море, речные флотилии (Северо-Двинская и Печорская). Также было построены бронепоезда «Адмирал Колчак» и «Адмирал Непенин». Однако боеспособность мобилизованных войск Северной области всё-таки оставалась низкой. Были часты случаи дезертирства бойцов, ослушания и даже убийства офицеров и солдат из частей союзников. Массовое дезертирство приводило и к мятежам : «З тысячи пехотинцев (в 5-м Северном стрелковом полку) и 1 тысяча военнослужащих других родов войск с четырьмя 75-мм орудиями перешли на сторону большевиков». Миллер опирался на поддержку британского военного контингента, который принял участие в боевых действиях против частей Красной армии. Командующий войсками союзников на севере России, разочаровавшись в боеспособности войск Северной области, в своём докладе сообщал, что: «Состояние русских войск таково, что все мои усилия по укреплению русской национальной армии обречены на неудачу. Необходимо теперь же эвакуироваться как можно скорее, если только численность британских сил здесь не будет увеличена». К концу 1919 года Великобритания по большей части прекратила поддержку антибольшевистских правительств в России, а в конце сентября союзники эвакуировались из Архангельска. У. Э. Айронсайд (Главнокомандующий союзными войсками) предложил Миллеру эвакуировать Северную армию. Миллер отказался «…в связи с боевой обстановкой… повелел удержать Архангельский район до последней крайности…».
После ухода англичан Миллер продолжил борьбу против большевиков. Для усиления армии 25 августа 1919 г. Временное правительство Северной области провело очередную мобилизацию, в результате чего к февралю 1920 г. в войсках Северной области насчитывалось 1492 офицера, 39 822 строевых и 13 456 нестроевых нижних чинов — общей сложностью 54,7 тыс. человек с 161-м орудии и 1,6 тыс. пулемётах, а в национальном ополчении — ещё до 10 тысяч человек. Осенью 1919 Северная армия белых предприняла наступление на Северном фронте и Коми крае. За относительно короткое время белым удалось занять обширные территории. После отхода Колчака на восток части сибирской армии Колчака были переведены под командование Миллера. В декабре 1919 штабс-ротмистр Червинский предпринял наступление на красных в р-не с. Нарыкары. 29 декабря в телеграфном донесении в Ижму (штаб 10 Печорского полка) и Архангельск он писал:
«21 декабря разведка березовского гарнизона при поддержке конных пулемётных частей дошла до села Нарыкары в 288 верстах от Березова. Бой в селе с большевиками, выбили красных из села … всё награбленное красными возвращено прежним владельцам. Наши и сибирские части рвутся в бой».
Однако в декабре красные перешли в контрнаступление, заняли Шенкурск и подошли вплотную к Архангельску. 24-25 февраля 1920 года большая часть Северной армии капитулировала. 19 февраля 1920Миллер был вынужден эмигрировать. Вместе с генералом Миллером Россию покинули более 800 военнослужащих и гражданских беженцев, размещённых на ледокольном пароходе «Козьма Минин», ледоколе «Канада», яхте «Ярославна». Несмотря на препятствия в виде ледовых полей и преследование (с артиллерийским обстрелом) кораблями Красного флота, белым морякам удалось довести свой отряд до Норвегии, куда они прибыли 26 февраля. Последние бои в Коми имели место 6-9 марта 1920 года. Отряд белых отступил из Троицко-Печёрска в Усть-Щугор. Подошедшие из-под Урала части красных 9 марта окружили Усть-Щугор, в котором находилась группа офицеров под командованием капитана Шульгина. Гарнизон капитулировал. Офицеры под конвоем были направлены в Чердынь. По дороге офицеры были расстреляны конвоирами. Несмотря на то, что население севера симпатизировало идеям белого движения, и Северная армия была хорошо вооружена, белая армия на севере России распалась под ударами красных. Это было результатом низкого количества опытных офицерских кадров, и присутствия значительного количества бывших красноармейцев, которые не имели желания воевать за временное правительство далёкой северной области.
