Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Политическая психология 1ч.doc
Скачиваний:
4
Добавлен:
01.03.2025
Размер:
530.94 Кб
Скачать

Параграф 2. Идея манипуляторства

Немецкий философ К. Ясперс дал блестящее философско-теоретическое разоблачение идеи манипуляторства, которая скрывает технико-прагматические цели толпы за иллюзорной завесой полного «единомыслия», абсолютного «взаимопонимания», постоянной «сердечности» и «сочувствия». Ясперс объявил массовую пропаганду, массовую коммуникацию неподлинной формой человеческого общения. Он ставит вопрос о негативных последствиях тех контактов, которые привели к появлению специфического феномена – массовой пропаганды.

К. Ясперс, как и многие другие теоретики того времени, не мог пройти мимо изменений, вызванным промышленным развитием европейского общества. Но разглядел он в них разложение традиционных, сложившихся культурных ценностей и массовизацию всей духовной жизни. Его анализ – это попытки зафиксировать различные формы того отрицательного влияния на общественные процессы, которые оказывают «толпа», «публика», вышедшие на арену исторического творчества.

Соответственно К. Ясперс описывает такие явления духовной жизни как политическая апатия населения, нежелание следовать готовым стандартам («коммуникация на уровне эмпирического сознания») или же «бунтарское поведение» толпы. Генетически эта линия политической философии связана с философскими учениями XIX в. об иррациональности массовых движений и массового сознания. Многие политические процессы описываются в ней как результат коллективных настроений, реализация жестоких влечений толпы.

Характеризуя массу как толпу, многие политические философы описывают поведение масс как иррациональное, фатально разрушительное по своей направленности, подверженное коллективным психозам. Многие из них отмечают, что отдаляя людей от содержательных целей и культурных ценностей, «массовое общество» формирует самоотчужденного индивида. Предоставленный самому себе, этот индивид стремится преодолеть самоотчуждение путем участие в массовом движении. Он становится бунтарем и насильником.

Анализируя отношение к пропаганде, которое сложилось перед второй мировой войной в США, Раймонд и Алиса Бауэр показали, что значительная часть американцев была всерьез озабочена эффективностью массовой коммуникации. Чтобы распознавать приемы умышленной дезориентации, которые, по мнению многих, применялись работниками прессы и грозили разрушить демократические нормы, в США стали создавать курсы общественного мнения, на которых изобличали «королей прессы» и учили разгадывать скрытые замыслы манипуляторов. Пропаганда, как свидетельствуют Э. Крис и Н. Лейтес, была окружена ореолом тайной власти, в обществе господствовала порождающая страх вера в магию слов.

В те же годы достигла устрашающих результатов пропагандистская машина фашизма. В среде теоретиков возникло ощущение, что поток искусственно создаваемых символов может деформировать массовые представления в любом направлении. Возможность «лепки» коллективных представлений, умение придать им желаемые очертания поразила воображение политических философов самых различных ориентаций. «Контроль над мыслями», «привнесение и укоренение мнений», «изготовление стандартов мировосприятия»,- все эти понятия активно обсуждались в политической философии.

По мнению К. Ясперса, отдельный индивид принадлежит одновременно народу и массе. Как представитель массы, он стремится к моде, интересам сегодняшнего дня, то есть ко всему общему, пренебрегая уникальностью, которая когда-то была присуща народу как общности. Основные черты духовного кризиса в послевоенные годы Ясперс усматривал в растущем влиянии масс и в потере веры. «Воля массы,- отмечал он,- создается под влиянием пропаганды. Массам нужны отчетливые представления и образы. Им надо сказать, чего они хотят. Государственный деятель, художник, поэт должен обращаться к массам, если он хочет иметь какое-то влияние… Они являются выразителями воли масс, если не превращаются в диктаторов, стоящих во главе порабощенных масс».

Ясперс с горечью отмечает, что в современном мире массы становятся «решающим фактором». Индивид, правда, беспомощен более, чем когда-либо, но в качестве «звена массы» он решительно заявляет о себе и о своих притязаниях. Масса существует вне какой-либо структуры, она не осознает себя, ее значение чисто количественное; она – пуста, не имеет ни основы, ни количественных различий. Массы возникают там, где нет прочной основы привычного существования, где одни люди легко заменяются другими. Именно такие условия, подчеркивает Ясперс, созданы современной эпохой.

Исторические перспективы в таких условиях выглядят совсем не обнадеживающими. «Беспочвенное существование», лишенное духовности, приведет к постоянному чередованию власти возглавляющих массы тиранов. К. Ясперс предостерегает против того, чтобы мировая деспотия создала мир на основе насилия.

Глава третья. Мистерии масс