
Д ворцовый переворот 25 ноября 1741 г. И победа «русской партии»
Осенью 1740 г. императрица, уже давно страдавшая мочекаменной болезнью, серьезно занемогла, возбудив толки о будущем российского престола. Правда, вопрос о самом наследнике престола уже был, как будто решен. Еще задолго этого момента один из приближенных Анны, К. Левеньде, был послан по европейским дворам присмотреть жениха для племянницы Анны Ивановны – Макленбургской принцессы Анны Леопольдовны. Так в России появился 19-летний принц Антон-Ульрих уншвейгский, где его приняли на службу и после нескольких лет закалки в военных действиях с Турцией женили в 1739 г. на царицыной племяннице, весьма недалекой, прагматичной, хотя и миловидной девушке. 12 августа 1740 появилось на свет дитя, с пеленок именуемое Иваном Антовичем. Анна Ивановна именно в нем видела будущего наследника престола. 5 октября за обедом в присутствии многих приближенных она потеряла сознание. В этот же день в предчувствии приближающейся смерти Анна Иоанновна подписала манифест о передаче престола двухмесячному младенцу Иоанну Антоновичу, сыну своей племянницы Анны Леопольдовны, герцогини Брауншвейг-Мекленбургской. Регентом до достижения младенцем-императором 17-летнего возраста был назначен Бирон, герцог Курляндский.17 октября 1740 г. Анна Иоанновна скончалась, а в ночь на 9 ноября фельдмаршал Миних и его адъютант подполковник Манштейн, вступив в контакт с Анной Леопольдовной и вырвав у нее благословение, с группой гвардейцев в 80 человек ночью приступили к Летнему дворцу, где жил Бирон. Охрана дворца не препятствовала, и разбуженный регент, быстро связанный офицерским шарфом, был доставлен в Зимний дворец. Таков был еще один дворцовый переворот.
Анна Леопольдовна, хотя и была провозглашена правительницей, в действительности никакой роли не играла. Это была слабая, нерешительная женщина, совершенно подавленная своей деспотичной теткой, не стеснявшейся бить ее по щекам на глазах у всего двора. Всем стал заправлять Бурхард Кристоф Миних. 3 марта 1741 г. правительница издала указ об увольнении фельдмаршала Миниха в отставку. Хотя канцлером империи формально считался князь Черкасский, не блиставший государственным умом, фактическое управление всеми делами сосредоточилось в руках И. А. Остермана.
Е лизавета Петровна
В это время в гвардейских кругах созрел новый заговор с целью отстранения от власти Брауншвейгской фамилии и возведения на престол дочери Петра Великого Елизаветы Петровны. В заговоре соединились разнородные силы. Деятельность заговорщиков не осталась не замеченной правительством. Анна Леопольдовна, действовавшая по советам своих министров-немцев, явно спешила удалить из России ставшую опасно популярной Елизавету. 24 ноября, офицеры гренадерской роты Преображенского полка – наиболее ревностные приверженцы Елизаветы сообщили ей, что получен приказ о предстоящем выступлении гвардии из Петербурга в действующую армию. Начиналась шведская кампания. Боязнь раскрытия заговора побудила Елизавету преодолеть колебания и решиться на немедленные действия. В ночь на 25 ноября 1741 г. легкие сани понесли Елизавету к гвардейским казармам Преображенского полка. Войдя туда в сопровождении преданных ей гвардейцев, Елизавета обратилась к ним с речью. Около 200 присутствующих здесь гвардейцев присягнули Елизавете. Полки в течение часа были собраны на дворцовой площади. Тем временем с большой группой гвардейцев Елизавета направилась к Зимнему дворцу. Отдельные отряды были посланы для ареста А.И. Остермана, Б.Х. Миниха, М.Г. Головкина, барона Х.В. Миниха, генерал-майора Альбрехта, обергофмаршала Левенвольде и генерал-комиссара Лопухина, шуринов Остермана братьев Стрешневых и др. Главный отряд стремительно направился в кордегардию Зимнего дворца, неся будущую императрицу на руках. Охрана дворца, за исключением четырех офицеров, перешла на сторону Елизаветы. Легко и быстро произошел арест четы Брауншвейгской – сонные люди не оказали сопротивления. Главным арестантом стал несчастный младенец, которому был 1 год 3 месяца.
Переворот совершился. Ночной дворец осветился огнями и стал наполняться толпами знати, спешившими поздравить новую императрицу. Императрица, облачившаяся в мундир Преображенского полка с лентой ордена св. Андрея Первозванного, приняла присягу гвардейских полков и двора, а затем, несмотря на сильный мороз, вышла на балкон дворца к многотысячной толпе, с ликованием встретившей появление дочери Петра Великого.
Спустя три дня, 28 ноября 1741 г., был обнародован новый манифест — о порядке престолонаследия. Отказавшись в 32 года от мысли иметь собственных детей, несостоявшаяся невеста Людовика XV и Людвига Брауншвейгского завещала права на российский престол своему 13-летнему племяннику Петру Ульриху (сыну Анны Петровны и герцога Голыптейн-Готторпского Карла Фридриха), проживавшему с родителями в Киле.
Воцарение Елизаветы Петровны было результатом подъема русского национального самосознания, долгое время унижаемого иностранным засильем. Елизавета вступила на престол 32 лет от роду. Поначалу императрица старательно вникала в государственные дела. За конец 1741 и за 1742 г. она семь раз побывала на заседаниях Сената, в 1744 г. зафиксировано уже только 4 посещения. Поставившая было управление на серьезную основу Елизавета с течением времени уделяла государственным делам все более ничтожное время. Бумаги лежали годами.
Под неустанной опекой Елизаветы находился наследник престола будущий Петр III Федорович. Императрица сиживала над ним часами во время его болезней, потом стремительными темпами стала искать ему достойную невесту. Была выбрана София-Августа-Фредерика, дочь Ангальт-Цербстского принца. В феврале 1744 г. принцесса была уже в Москве, в июне ее окрестили, и появилась Екатерина Алексеевна, будущая Екатерина II. Летом 1745 г. состоялась свадьба.