Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Перевороты.doc
Скачиваний:
1
Добавлен:
01.03.2025
Размер:
822.78 Кб
Скачать

ИНСТИТУТ ОТКРЫТОГО БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЯ

Студент группы ДМ-06 Соколов Е.В.

Реферат по дисциплине «Отечественная история» на тему

«ЭПОХА ДВОРЦОВЫХ ПЕРЕВОРОТОВ (1725-1762Г.Г.)»

Москва 2007г.

ВВЕДЕНИЕ 3

ЕКАТЕРИНА I 3

ПЕТР II 4

АННА ИОАННОВНА И УТВЕРЖДЕНИЕ У ВЛАСТИ «НЕМЕЦКОЙ ПАРТИИ» 5

ДВОРЦОВЫЙ ПЕРЕВОРОТ 25 НОЯБРЯ 1741 г. И ПОБЕДА «РУССКОЙ ПАРТИИ» 5

Елизавета Петровна 6

ПЕТР III И ЕКАТЕРИНА II 7

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 8

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 8

Введение

Со смертью Петра Россия вступает в эпоху двор­цовых переворотов. Дезорганизовавшие и ослабившие государственную власть, они свидетельствовали об обострившемся сопер­ничестве группировок при петербургском дворе. Нача­лась все более острая борьба за власть и влияние внутри самой высшей бюрократии. Инструментом этой борьбы стали гвардейские полки, целиком укомплектованные дворянами. С окончанием Северной войны Преображенский и Семеновский полки постоянно находились либо в Петербурге, либо в Москве, сопровождая императорский двор. Политическое значение гвардии резко возросло уже во время последней болезни Петра I, когда в борьбе за власть схватились две группы: новая петров­ская знать в лице Меншикова, Апраксина, Толстого и др. и старая боярская аристократия — Голицыны, Дол­горукие, Репнины и др. Борьба между ними разверну­лась вокруг вопроса о преемнике царя, который так и не успел воспользоваться своим Указом о престолонас­ледии 1722 года. Дело осложнялось тем, что у Петра не осталось прямого мужского потомства, кроме внука Петра Алексеевича, сына казненного Алексея Петровича. Но помимо династической, императорской линии суще­ствовала другая — потомки царя Ивана Алексеевича, брата Петра I. У царя Ивана остались две дочери — Анна и Екатерина. Первую Петр выдал замуж в 1711 году за герцога Курляндского, а вторую — за герцога Мекленбургского.

Екатерина I

А лександр Меншиков, предводитель новой петровской знати, хотел воспрепятствовать восшествию на престол как Петра Алексеевича, за которым стояли Голицыны и Долгорукие, так и потомков царя Ивана. Ближайший соратник Петра Великого сделал ставку на вдовствующую императрицу Екатерину, которая, как он полагал, будет действовать под его, Меншикова, влиянием. Меншикову первому пришла мысль об использовании гвардии для осуществления своего плана. В ночь на 28 января 1725 г., когда высшие сановники собрались во дворце, где в агонии умирал Петр I, туда неожиданно явились гвардейские офицеры и заявили, что разобьют головы всем боярам, которые осмелятся лишить императрицу Екатерину престола. Словно бы в подтверждение их угрозы за окнами дворца раздался ба­рабанный бой. Устремившиеся к окнам сановники увидели на площади Преображенский и Семеновский полки в полной боевой готовности. Так при активном участии гвардии был осуществлен первый в истории России дворцовый переворот. Впоследствии стало известно, что Екатерина и Меншиков накануне решающего для них дня распорядились выдать жалованье гвардейцам, не получавшим его около 15 месяцев. После успешно осу­ществленного переворота гвардейским полкам в благо­дарность за поддержку из государственной казны было выдано 20 тыс. рублей. Многие офицеры получили по­вышение по службе. Но Екатерина не ограничилась поощрением только своих безусловных сторонников. Устойчивость ее трона в значительной степени зависела от того, как поведут себя ее проигравшие противники, а разговоры о неза­конности ее прав не утихали. Шаткость положения своей ставленницы еще лучше понимали те, кто ее выдвинул,— Меншиков, Толстой, Апраксин. Именно они посоветовали Екатерине учредить специальный орган — Верховный тайный совет (утвержден 8 февраля 1726г), встав­ший над всеми государственными учреждениями импе­рии. В него вошли герцог Голштинский, зять Екатерины (муж ее дочери Анны), Меншиков, Апраксин, Головкин, Толстой, Остерман, а также князь Дмитрий Голицын, включение которого в состав Верховного тайного совета было попыткой компромисса новой бюрократии со ста­рой московской знатью. Зато там не оказалось Павла Ягужинского, грозного генерал-прокурора Сената. Пре­обладавшее влияние в Верховном тайном совете приоб­рел Меншиков, которого всерьез стали опасаться даже его единомышленники. Созданный Петром Сенат утратил свои прежние функции и был подчинен Совету. Вся власть в стране оказалась в руках «верховников» — членов Верховного тайного совета. «Верховники» немедленно начали реформировать (а точ­нее, демонтировать) административный механизм, соз­данный Петром, приспосабливая его под свои олигар­хические интересы. Все функции упраздненных органов перешли к Верховному тайному совету.

Учреждение Верховного тайного совета свидетельствовало, прежде всего, о неспособности Екатерины I самостоятельно руководить государством, а также о по­пытке ревизии правительственной системы, разработан­ной Петром Великим, что, как показали последующие события, надолго дестабилизировало государственное управление, усугубив кризис власти в послепетровской России. Под предлогом сокращения расходов на государ­ственный аппарат «верховники» ликвидировали создан­ные Петром органы местной власти и восстановили власть воевод, как это было до XVIII века. На деле же это была явная уступка интересам старой аристократии, из века в век поставлявшей кадры воевод. Отказались и от централизованного при Петре сбора налогов (подуш­ной подати) при помощи армии; это дело отныне пере­давалось в руки самих помещиков на местах, что привело к возрастанию злоупотреблений. Финансовое положение России, несмотря на мирную обстановку, не улучшалось. Не затихала и борьба за власть внутри самого Верховного тайного совета.

Неожиданный маневр совершил Меншиков, перемет­нувшийся от своих прежних друзей на сторону Голицына и «аристократической партии», защищавшей династиче­ские интересы великого князя Петра Алексеевича. Видя быстрое угасание Екатерины I, Меншиков заставил слабеющую императрицу согласиться на брак его дочери с наследником Петром. Одновременно хитроумный Мен­шиков вступил в переговоры с князем Голицыным относительно женитьбы своего сына на его дочери княжне Голицыной. Попытки старых соратников обра­зумить изменника успеха не имели, а один из них — Петр Толстой, грозный начальник Тайной канцелярии, был даже сослан в Соловецкий монастырь, на русский Крайний Север. Меншиков делал ставку на скорое воца­рение Петра Алексеевича, тестем и наставником которого он вознамерился стать.

П ЕТР II

Весной 1727 года умирает Екатерина I, передавшая, вопреки своей воле, престол сыну казненного Алексея, Петру II. С самых первых дней его царствования ближе всех к 12-летнему царю оказывается Меншиков. Он регламентиро­вал распорядок дня Петра, определял круг его общения, постаравшись отдалить его даже от ближайших род­ственников и, в конечном счете, вы­звал у юноши растущее раздражение и пол­ное отчуждение по отношению к себе. При дворе сразу почувствовали перемену отноше­ния царя к всесильному временщику, добившемуся, тем не менее, от юного императора звания генералисси­муса, хотя по воинскому уставу Петра I этот высший чин полагалось давать лишь «коронованным главам и великим владетельным принцам». В течение двух-трех месяцев со времени воцарения Петра II Меншиков с его непомерными амбициями восстановил против себя всех — и преданных им друзей, и старую аристократию, не принявшую в свою среду выскочку-перебежчика. А когда Меншиков заболел в сентябре 1727 года, этим поспешили воспользоваться его противники — непосредственный воспитатель юного царя, вице-канцлер Остерман и князья Долгорукие, су­мевшие убедить нерешительного Петра II подписать отставку ненавистного временщика и отправить его в сибирскую ссылку, где он умер спустя два года.

С устранением Менщикова изменился состав Вер­ховного тайного совета, что противоречило завещанию Екатерины I о его неизменности. В нем остались Апрак­син, Головкин, Остерман, Голицын и появились двое князей Долгоруких: Василий Лукич — видный дипломат и Алексей Григорьевич – весьма близкий к Петру II через своего сына Ивана, посто­янного компаньона юного царя на всех охотах, в иг­рах и кутежах. Всеми делами в империи фактически за­правлял вице-канцлер Генрих Иоганн (Андрей Ивано­вич) Остерман, сын вестфальского пастора, один из руко­водителей «немецкой партии», которая постепенно забирала власть в стране.

В январе 1730 года Петр II неожиданно заболел черной оспой, унесшей его в могилу. Внезапная смерть юного царя произвела сильное замешательство не только при дворе, но и в обществе, приготовившемся к продолжительному царствованию. Замешательство усилилось еще и тем, что со смертью Петра II пресеклась прямая мужская линия Романовых на русском престоле. 14-летний царь не мог оставить никакого завещания.