Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Тезисы ист обр.1,2 варианты.docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.03.2025
Размер:
236.89 Кб
Скачать

18.2. Архаическая парадигма помощи

Архаическая парадигма помощи связана с ранними страницами славянской истории, когда ведущим миросозерцанием и мироощущением было язычество. Образом, который дал бы представление о сущности языческого архитепического сознания, является круг, колесо. Колесо движется, не изменяясь, оставаясь тем же, что и было безвременного и пространственного приращения. Человек был неким единством, заключавшим в себе космическое пространство. Это целостность – принадлежность достигается общинным существованием, обрядовой трудовой деятельностью, которые органично вплетаются в контекст природы и космоса.

По мнению профессора Аничкова «христианство на Руси уложилось в уже готовые формы дружинного быта, приспособилось к нему, влило в него новый смысл». Милостыня одна из древнейших форм оказания помощи ближнему, но эта форма благотворения переосмысливается в христианской идеологии. Субъект помощи не только реализовывал свою религиозно-нравственную потребность в милосердии, но он приобретал очищение души от скверны. Милостыня выступала как некий катарсис, в основе которого лежали жалость и сострадание, а сам поступок постепенно становится частью литургии обыденной жизни.

18.3. Отечественная и западноевропейская парадигмы помощи: сущность и различия

В западной модели помощи идеи альтруизма находят свое развитие в логике идей индивидуализма, где чувства, мысли и желания отдельного человека есть высшая самоценность. К.Поппер, размышляя о синтезе индивидуализма и альтруизма в западной цивилизации, писал: «Этот объединенный с альтруизмом индивидуализм стал основой нашей западной цивилизации. Это – ядро цивилизации («Возлюби ближнего своего», - сказано в Священном писании, а не «Возлюби род свой»).

В основе философии помощи в отечественной модели лежат идеи соборности. Альтруизм восходит к общинности, коллективизму, к этической, нравственной идеи народности, как к идее истинности и справедливости. Отсюда не случайно получают наибольшее развитие общественные формы помощи.

А.Ф.Лосев так раскрывает идею соборности: «Это общее животрепещущее социальное тело, в котором каждая личность не больше как один из бесчисленных органов или клеток, перешло из старого мировоззрения.

В основе отечественной и западной моделях помощи лежали идеи христианства. Но в западной модели процесс помощи рефлексируется как «преображение», в этом виделся индивидуальный путь спасения. В западной модели помощи принимали участие в судьбе человека разные конфессии, это способствовало развитию личностной свободы.

Философия помощи отечественной модели раскрывается в логике идей православия. Русская православная церковь в течении тысячелетия «единолично» формировала национальное сознание и менталитет, национальный духовный опыт.

Понятийное поле в западной модели складывалось на основе медицинских, юридических и психологических подходов.

Понятийное поле социальной помощи в России складывалось под воздействием двух направлений – социальное обеспечение и социальная работа. Призрение выступало объединяющей формой, так как включало просвещение, образование, политику, медицину.

Отечественная и западная модели помощи развивались в тесном контакте. Западная модель выступала «абсолютной идеей».

Западная модель развивалась постепенно, непрерывно, отечественная – с перерывами. Для России характерны модели: архаическая, конфессиональная, общественно-государственная. Сегодня происходит становление модели помощи, в основе которой лежит профессиональный подход в осуществлении функций защиты и поддержки (Фирсов, 1997).