Экономический подъем
Стартовав при Александре-отце, русский капитализм при Александре-сыне подошел к своему расцвету. Экономический блок правительства – череда бесспорных профессионалов: Николай Бунге11, Иван Вышнеградский12, Сергей Витте13. Впервые государственный бюджет России профицитный – доходы превышают расходы. Впервые Министр Финансов, а не Внутренних дел, становится ключевым членом царского правительства.
В то время еще не развиты биржи и банки, но товары и капиталы движутся через ярмарки. Крупнейшая из них – Макарьевская в Нижнем Новгороде, расположенная у впадения Оки в Волгу.
Нижний Новгород в то время – третий город Империи, главный ярмарочный дом в единственно верном русском стиле, ведущий торговый центр. Торговые ряды Макарьевской ярмарки – гордость «отечественного производителя». Их можно по аналогии сравнить с ВДНХ. В ярмарочной опере поет молодой Шаляпин, ярмарочный цирк из шапито переезжает в стационарное здание. На ярмарочные деньги выстроен весь исторический центр города, в том числе нынешняя главная торгово-ресторанная пешеходная улица Нижнего Новгорода. Россию к чаю приучила именно Макарьевская Ярмарка: весь XVII век, весь XVIII, весь XIX век вплоть до «великих реформ»14 чай, тогда обычно китайский, здесь главный товар.
При Александре III внутренний рынок становится важнее внешнего. Выросла покупательная способность населения и на рубеже веков Россия впервые начинает чай пить массово и всенародно.
Одновременно с развитием рынка назревает проблема развития промышленной отрасли.
Россия может сделаться великой, лишь когда будет страной не только земледельческой, но и промышленной.
Сергей Витте
Частный капитализм в самой империи еще молод, только его силами промышленность поднять было невозможно, поэтому страна распахивает двери заграничному капиталу. Иностранцам не продают только землю у границ и их не допускают к пороховому делу и золотодобыче. В остальном же иностранцам предоставляется свобода. Вплоть до того, что к концу века половина мировой нефтедобычи в Баку принадлежит шведу Нобелю и французскому еврею Ротшильду. Донбасс впервые опережает Урал по выработке угля: там правит англичанин Джон Юз, основав свою столицу Юзовку, нынешний Донецк.
Предприятия иностранных инвесторов первого русского капитализма легко было узнать по названиям, но сразу после октября 1917 года их переименовали очень революционно. Нынешний завод «Серп и Молот» – это бывший завод Гужона, «Красный Пролетарий» – завод братьев Бромлей, «Красный Октябрь» – товарищество Эйнем, «Новая Заря» – Брокар и компания, «Красная заря» – это бывший Эриксон. Еще один пример – объединение «Электросила имени Кирова». А если бы не экспроприация и не переименование, оно называлось бы Сименс.
Эпоха Александра III – это эпоха сбережения сил и средств. Частные вклады в казенных сберкассах при Александре III выросли в 33 раза. В городах газовые фонари меняют на электрические, новые доходные дома строят с водопроводом и даже проводят телефон.
Устройство телефонных сообщений предоставить частным предпринимателям по выбору их министром внутренних дел.
Из постановления Кабинета министров.
Петербург, Москву, Одессу, Варшаву и Ригу телефонизирует компания изобретателя – американца Александра Белла15. В доме на московской улице «Кузнецкий мост» первая в России телефонная станция. Сперва телефоны невероятно дорогие: их могут позволить себе только банки, но в течение 20 лет тариф снижается в 5 раз. К этому времени Александра Белла в России сменяет Эриксон. Первую междугороднюю линию проводят из Петербурга в Гатчину. Александр III – первый император, который имел возможность воспользоваться тем, что сейчас называют аппаратом правительственной телефонной связи.
